Магнитогорский академический драматический театр имени А. С. Пушкина этой осенью подарил зрителям незабываемое путешествие – из замка датских королей в Эльсиноре через дом Карамазовых в Скотопригоньевске до инженерного бюро в Иркутске времён СССР. Это системный подход в репертуарной политике МАДТ: театр должен быть современным, интересным, ярким, а ещё – непременно умным и глубоким. Чтобы зритель неотрывно смотрел на сцену и вышел из театра обновлённым, очистившимся душой. Нет, это ни в коем случае не означает удручающей серьёзности. Речь о том, что театр не идёт на поводу у предпочтений масс, а приобщает массы к высокому искусству – и вдруг
Итак, Магнитогорский академический драматический театр имени А. С. Пушкина в своём репертуаре делает акцент на классике, и прежде всего русской, подтверждением тому – полюбившиеся зрителям «Женитьба» (16+) по Гоголю, «Пиковая дама» (16+) по Пушкину, «Каштанка» (6+) и «Платонов. Лихорадка самовлюблённости» (16+) по Чехову, «Старые помпадурши» (16+) по Салтыкову-Щедрину. А если это современный драматургический материал, то непременно утверждающий высокие нравственные ценности, – вспомним «Лавра» (16+) по ставшему культовым роману Евгения Водолазкина. По несколько раз публика ходит на постановки классики зарубежной – это и «Тартюф» (16+) по Мольеру, и «Гамлет», речь о котором пойдёт чуть позже.
Классика всегда в тренде. Особенно когда новаторские постановки – это не бездумное осовременивание исходного материала, а бережное к нему отношение, новаторство, которое не примитивизирует, а обогащает.
Большой успех «небольших» гастролей
Художественный руководитель театра-студии «Небольшой драматический театр» (Санкт-Петербург), преподаватель Российского государственного института сценических искусств Лев Эренбург в Магнитогорске в представлении не нуждается. И не только потому, что именно он 18 лет назад поставил в нашем драмтеатре «золотомасочную» «Грозу» (16+) и с тех пор периодически приезжает «подкрутить гайки» спектакля и ввести в спектакль новых актёров. Льва Борисовича и его Небольшой драматический магнитогорские зрители полюбили ещё до этого – благодаря грандиозным фестивалям-биеннале «Театр без границ», где его постановки всегда были событием. Шли «на Эренбурга» – и это всегда было свежо, неожиданно… И больно: когда после его спектаклей словно остаёшься без кожи, снова нарастить защитную броню удаётся не скоро.
В майском интервью «ММ» Лев Борисович, приехавший на юбилейный показ «Грозы», говорил, что на его спектакли попасть трудно, и советовал магнитогорцам:
– Будете в Питере – обращайтесь, что-нибудь придумаем.
У меня тогда мелькнуло: «Вот бы посмотреть его «Карамазовых»! Достоевский на сцене в трактовке Эренбурга – это наверняка круто!» Строго говоря, режиссёр спектакля – Вадим Сквирский, Лев Борисович – художественный руководитель. А инициаторами постановки выступили студенты Российского государственного института сценических искусств, которые на выпускном курсе настояли на «Карамазовых». И Лев Борисович, поворчав по поводу своей нелюбви к Достоевскому, написал сценический текст на основе романа – с любовью, разумеется, у него иначе не получается.
Что ж, мечты сбываются. Директор МАДТ Евгений Климов (видимо, я громко думала) договорился о «небольших» гастролях Небольшого драматического театра, в программе – «Братья Карамазовы» (16+) по гениальному роману Достоевского и постановка Александра Фонарёва «Морфий» (16+) по рассказу Булгакова.
Аннотация к «Братьям…» гласит: «Глыба романа Достоевского расколота создателями спектакля на горсть этюдов (традиционных для Эренбурга) – этюдов дерзких, острых, гротескных, преисполненных вулканической страсти, юмора, трюков, но собранных, нанизанных при этом на живую нитку психологического театра…»
Это было настоящее потрясение. Во-первых, ожидаемо неожиданный подход к трактовке образов. К примеру, Алёша – сильный, атлетично сложенный, брутальный Михаил Тараканов, кстати, уроженец Челябинска. Как филигранно точно он умеет пройти по тонкой грани между трагедией и комедией… Полагаете, у Достоевского не над чем посмеяться? Дорогие читатели, если соберётесь в Северную столицу, зайдите на сайт «Небольшого драматического». И если «совпадёте» с «Карамазовыми», непременно постарайтесь попасть на этот спектакль. Вы будете хохотать, я вам обещаю. И плакать тоже будете. Не заметите, как пролетят три часа. И будете аплодировать, пока не заболят ладони.
«Морфий» также прошёл с успехом у магнитогорской публики – он и в Питере наверняка собирает полные залы. Фонарёв перенял у Эренбурга любовь и сострадание к героям, талант показать человеческую боль и радость, ёмкий и образный театральный язык. Хотелось бы, чтобы сотрудничество Александра с МАДТ не ограничилось «Утиной охотой» и гастролями. И, конечно, Магнитка ждёт, пока найдётся время для нового шедевра в МАДТ у Льва Борисовича. Чудеса случаются, особенно если в них верить.
О чём писал Вампилов?
«Пробел» в области советской драматургии «ликвидировал» петербуржец Александр Фонарёв, ученик Льва Эренбурга, поставив «Утиную охоту» (16+). Александр Вампилов тоже давно признан классиком, его пьесы идут по всей России. Споры о том, в каком ключе ставить его пьесы, подчас горячее, чем о концепции «Гамлета».
«ММ» уже рассказывал о том, что эксперты Российской национальной театральной премии «Золотая маска» приезжали в Магнитогорск на «Утиную охоту». А кроме того, остановка Александра Фонарёва в МАДТ «Утиная охота» вошёл в конкурсную программу 35-го областного фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена-2025» (16+), на котором чередуются детские и взрослые конкурсы
В этом году оценивались взрослые спектакли. В Магнитогорске побывало жюри фестиваля «Сцена». В него вошли доктор искусствоведения, член Союза писателей России, ведущий сотрудник научного отдела ГИТИСа, член Гильдии театроведов, театральных критиков и театральных издателей Александр Колесников (Москва), музыкальный и театральный критик, член Союза театральных деятелей (СТД) России, главный редактор журнала «Культ музыки» (16+) Мария Лупанова (Екатеринбург), член экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», доцент кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств Татьяна Ткач (Санкт-Петербург) и заместитель главного редактора журнала «Сцена» СТД РФ, заслуженный артист России Александр Рубцов (Москва).
Перед спектаклем гости сказали несколько слов магнитогорским журналистам. Александр Рубцов с уважением отозвался о богатой театральной истории Южного Урала, где творили создатель и главный режиссёр Магнитогорского театра куклы и актёра «Буратино» Виктор Шрайман, знаменитый режиссёр-кукольник Валерий Вольховский, работавший в Челябинском театре кукол, и Наум Орлов, в течение трёх десятилетий – главный режиссёр Челябинского драмтеатра, ныне носящего его имя.
О современных театральных тенденциях говорила Татьяна Ткач. Она выступает против эстрадности в театральном искусстве, когда глубина подменяется зрелищностью, а ещё Татьяна Сергеевна отметила: часто историю главного героя «Утиной охоты» Виктора Зилова ставят как экзистенциальный кризис, а между тем, это история «лишнего человека».
Ни в коем случае не полемизируя с зубрами театральной критики, оставлю ремарку на полях. Мне не кажется, что глубина русского психологического театра и зрелищность – непременно понятия взаимоисключающие. А если говорить о Зилове, ограничусь риторическим вопросом: может ли у «лишнего человека» быть экзистенциальный кризис?
В роли Зилова во время конкурсного показа был Андрей Майоров. Восхищаясь принзительностью игры первого исполнителя этой роли, Игоря Панова, отмечу: в интерпретации Майорова Зилов более мягок, переживания перенесены с внешнего плана во внутренний – тем сильнее их выплески. Получились две достаточно разные истории. И с обеими спектакль состоялся.
Виктор Зилов – персонаж стержневой, но и «второстепенные» герои великолепны все до единого, потому и ставлю в кавычки это слово.
После спектакля состоялось обсуждение увиденного критиками с труппой театра, жёсткое и без реверансов. Собственно, у театра был выбор: попросить экспертов высказаться либо воздержаться от этого. МАДТ предпочёл честный отклик. Были в нём и критические замечания, и обозначение сильных, на взгляд членов жюри, сторон. Члены жюри отметили игру Андрея Майорова – Зилова – и исполнителя роли Кушака Кирилла Копылова. Тот самый момент, когда пора перейти-таки к «Гамлету» (16+), где заглавную роль исполняет именно Кирилл, один из самых многоплановых актёров МАДТ.
Ах да, маленький постскриптум. О чём именно написал свою пьесу Вампилов? «Лишний человек»? Кризис среднего возраста? Гад, жертва, обычный бедолага, как многие из нас? Этим талантливые пьесы и хороши: они дают пространство для осмысления и возможность множества трактовок.
Современное и вневременное
Так и «Гамлет» – у кого-то он сильная личность, у кого-то – слабый, нерешительный человек… А может быть, всё это в нём понамешано? Трактовок море. И один их фьордов этого моря – третий для Магнитки «Гамлет» (16+). В 1960-е трагедию Шекспира поставил Анатолий Резинин, в 2000 – Виктор Шрайман. В 2025 – Алексей Вотяков, который выступил в трёх ипостасях – как режиссёр-постановщик, сценограф и художник по костюмам.
Ставить самую популярную пьесу – всегда риск. Слишком высоки ожидания, слишком велика ответственность. Но Алексей Васильевич не из тех, кто боится трудностей. «Гамлета» он приблизил к нашему времени: дозорные в касках и камуфляже видят призрак отца Гамлета на экране. А о переменах в государстве рассказывают дикторы по ТВ – своего рода кольцевая композиция. Однако ключевые решения – цветовые, световые, музыкальные, хореографические – подчёркивают вневременной характер происходящего. Вечная история внутренней борьбы, внутреннего выбора, быть или не быть – и как быть, в конце-то концов, когда рушится привычный мир.
Лейтмотив спектакля – идея мести, которая становится обоюдоострым оружием с отравленным клинком, и неважно, шпага это или пистолет.
Андрей Майоров, в 2000 – самый молодой, 24-летний Гамлет России, ныне весьма убедителен и органичен в роли Клавдия. Сцена молитвы братоубийцы с огромным сияющим крестом – одна из самых сильных в спектакле.
Алла Вотякова – Офелия – играет безумие так, что мурашки по коже. Когда мир сходит с ума, первый удар приходится на самых беззащитных.
Алексей Вотяков обозначил жанр спектакля как трагикомедию – и это не для красного словца. Могильщики Сергей Меледин и Владимир Богданов, Юрий Дуванов в роли Полония – это безумно талантливо и смешно. Да и Гамлет подчас так саркастичен, что не разделить с ним его смех невозможно.
Труппа русских актёров во главе с режиссёром Надеждой Лавровой выходит на подмостки ещё до начала второго действия – не задерживайтесь в буфете, придите в зал чуть раньше – не пожалеете. Искромётный юмор на высочайшем уровне. В сцене репетиции они словно показывают нам ироничный автошарж. Удачная интермедия, органично вписавшаяся в сюжет.
Современное и вневременное не вытеснили вечного. Главного, во имя чего Шекспир писал свою бессмертную трагедию.
О том, как точно и сильно сыграл Гамлета Кирилл Копылов, как убедительно перевоплощается в Гертруду Анна Дашук, почему у Лаэрта (Анатолий Баженов) несколько девушек, наконец, откуда в списке действующих лиц психотерапевт (Данила Сочков) и какую функцию в сюжете выполняют вдова Йорика (Лира Лямкина) и его сын (Семён Шнайдер), я вам не расскажу. «Гамлета» надо видеть. Непременно! Собственными глазами. И он долго вас не отпустит.
И не успели мы выдохнуть после всех этих событий, как пора снова сделать глубокий вдох, насыщаясь целительным кислородом театрального искусства. Начался фестиваль памяти Сергея Витауто Пускепалиса «Серёжа» (16+). Подробности – на сайте МАДТ имени А. С. Пушкина https://dramteatr.com/.


