Продолжение. Начало в № 128 от 19.09.2020
Второй зал юбилейной выставки в МКГ (6+) отдан искусству Прибалтики, Украины, Белоруссии. Большая часть работ представлена живописью прибалтийских республик, которые даже в эпоху социализма считали близким, но зарубежьем.
Островок Европы
И потому, что к СССР их присоединили самыми последними - незадолго до войны, и потому, что из состава Союза они вышли первыми. В течение полувека республики были своеобразным островком Европы в составе Страны Советов. В городских, индустриальных пейзажах, бытовых сценках, в отображении природы чувствовалась европейская стилистика подачи, что и определяло несколько обособленное место прибалтийских художников в советском искусстве. Холодная ирония, интеллектуальная аналитика приближали их творчество к живописи скандинавов, англичан, французов.
- Близкие к Европе географически, они перенимали новые живописные веяния Запада, - подчёркивает куратор выставки Лилия Филатова. - Им позволяли то, что не прощали живописцам РСФСР. Среди живописцев много женщин, что отличает художественное творчество прибалтийских республик от среднеазиатских. Художник из Риги Ирена Луси представлена полотном "Вечер". Женский взгляд на бытовые хлопоты, милая семейная сценка - купание малыша. Работа выполнена пастелью на холсте, подобные полотна недолговечны, их трудно сохранить в первозданном виде. Живопись латвийца Уно Данилевского в произведении "У Даугавы" отличается декоративностью. Для Латвии река - символ родины, как Волга для россиян.
Заслуженного деятеля искусств Молдавии Валентину Руссу-Чобану соплеменники считают мэтром национальной живописной школы. Год рождения художницы - 1920-й, в прошлом году её поздравляли с 99-летием. Среди характерных черт её живописи искусствоведы отмечают выразительность контурных линий, праздничный колорит, восходящий к народному молдавскому искусству. В 70-х годах прошлого века Руссу-Чобану увлеклась живописными экспериментами, ярким проявлением которых стала работа "Невесомость".
Полотно - своеобразная иллюстрация нарушений законов гравитации, алогизм масштабирования предметов. По словам Лилии Филатовой, работа являет собой модную в те годы "игру в пространство". На белом фоне деревенской печи "повисает" шахматная доска с падающими фигурами. На полотне завершающий момент партии - ход королевой позволит девочке выиграть партию. Но лицо героини безучастно. Фигура подростка перекрыта красным полотнищем. Девочка одновременно пребывает в двух ипостасях - в игре и реальности, знаковыми атрибутами которых стали шахматная доска и туалетный столик с зеркалом. Повисшая в пространстве электрическая лампочка декларирует художественный приём игры с пространством, возвращает же в реальность натуралистическое изображение мухи.
Картина-ребус "Мир жокея" Геннадия Скрипниченко из Минска продолжает галерею полотен-ребусов.
- Это лучшая работа художника, - отмечает Лилия Филатова. - Современники говорили, что живописец позиционировал себя как денди, эпотируя простую публику усами а ля Сальвадор Дали. "Мир жокея" - это картина в картине, когда одно пространство переходит в другое. На полотне - интерьер мастерской с картиной на мольберте. Доски пола, начавшись в мастерской, продолжаются в полотне картины. Ленты в руке женщины переходят за рамки работы. Своеобразная игра со временем и пространством. Скрипниченко воплотил и "голландскую обманку", изобразил муху, тем самым продекларировав увлечение искусством Северного Возрождения. Он был приверженец школы Яна ван Эйка, о чём свидетельствует уменьшенная копия портрета его жены Маргариты, привнесённая Скрипниченко в интерьер полотна-загадки.
К семейным ценностям
Работа молдавского художника и поэта болгарского происхождения Дмитрия Пейчева "Хоро-3" балансирует на грани абстрактного искусства и реалистической живописи. В хаосе ярких пятен угадывается девичий хоровод. Размашистые, сочные мазки характерны и для второй работы живописца "Портрет звеньевой Каражековой".
Знаменитый эстонский художник Энн Пылдроос в красочном полотне "Бег" сумел передать стремительность движения, прибегнув к эффекту "смазанности" изображения. В фокусе лишь финишная ленточка да плечи судьи. Накал страстей передаёт и чёткий рисунок напряжённых мышц бегунов, каждый из которых стремится стать первым. Совсем иное настроение в работе не менее именитого художника Эстонии Эвальда Окаса. Его "Бегуны", скорее всего, сдают нормы ГТО. Нет и намёка на сосредоточие воли, рвущихся от натуги мышц. Массовый забег на фоне зелени - это ликование молодости, здоровья, силы.
Иная живопись у таллинца Валериана Лойка. Родившись в начале века, Валериан был приверженцем классической живописи, которая ярко воплощена в полотне "В музее". Пожилая женщина сосредоточена на тихой, незаметной работе, без которой немыслимо музейное дело, - составлении каталогов. Тщательная детализация предметов старины в интерьере кабинета погружает в иные эпохи, настраивает на философское восприятие бытия: люди уходят, но остаются деяния их рук. Каталог, составленный безвестным сотрудником галереи, не даст кануть в лету мастерам, создавшим шедевры искусства.
Живопись белорусских мастеров в большей степени приближена к классической манере российских художников Страны Советов. Портрет семьи Алексея Коктева "Август на Батьковщине" выполнен по всем канонам соцреализма, но композиция, цветовая палитра, тематика уже подчинены не государственной, но камерной идее - воспеванию извечных семейных ценностей.
От статичных персонажей других семейных портретов работу Коктева отличает мастерски схваченное движение. Бабушка наполняет кружку внука парным молоком. Трапеза проходит в саду за столом, полным даров природы. Золотисто-жёлтая палитра работы ассоциируется с идиллией: покоем, миром, счастьем.
По канонам соцреализма выполнена и работа художника из Минска Михаила Савицкого "На ярмарке". Но здесь нет шумной торговли с лотками, это ярмарка производителей. Знатная ткачиха, по всей видимости, договаривается с представителями завода о закупке станков для фабрики. Красный цвет техники и одежды женщины "забивает" почти всё пространство полотна. Лица, как на постановочной фотографии, напряжены и безучастны. Подобными работами часто заполняли коридоры чиновничьих зданий и заводов.
Центр культурной жизни
В пейзаже "Околица" именитый белорус Владимир Товстик обращается к символу мира - пишет гнездо аиста на огромном стволе голого дерева, что башней возвышается над крышами сельских домиков. Тяготение к монументальности ощущается и в полотне молдавского живописца Петра Жирегя "Сбор винограда". Запечатлена примета середины 70-х - механизация производства. Правда, скромная: на поле лишь машины для перевозки урожая и одинокий вертолёт в небе: то ли охраняет, то ли наблюдает. В центре работы - образы колхозниц с кистями винограда, олицетворяющие земную силу и мощь созидания.
Украину представляет полотно Виктора Зарецкого "Начало рабочего дня", судя по оборудованию, шахтёрской смены. Огромные фигуры рабочих заполняют всё полотно. Динамика движения создаёт эффект открытого пространства. Кажется, ещё секунда - и молодой шахтёр шагнёт за рамки холста.
Мастерство народного художника Латвии Индулиса Зариня получило признание не только в Стране Советов. Живописец был действительным членом академии художеств СССР и почётным членом Королевской академии художеств Великобритании. Его работу "Метель" Лилия Филатова назвала элегантной живописью. Полотно могло бы стать иллюстрацией к поэме Блока "Двенадцать" - с той только разницей, что это не красноармейцы, а отряд латышских стрелков. На чьей они стороне? Загадка. Часть стрелков воевали на стороне Красной Армии, часть, создав Троицкий батальон, участвовали в боях за национальное освобождение. Во всяком случае, отряды стрелков оставили о себе неоднозначную память.
Завершает вернисаж идиллическая картина художника из старейшего латвийского города Елгавы Петериса Постажа "Счастливое детство". Тематика, как у Петрова-Водкина, - дети и кони. Но композиция, палитра, настроение - иные. Жемчужно-серый колорит - аналогия туманным воспоминаниям о счастливой поре жизни. Временным маркером становится малыш на велосипеде.
Юбилейная экспозиция, в ретроспекции представившая столь разное и самобытное искусство советских республик, охватывает лишь часть творческого пути Магнитогорской картинной галереи. В последующие годы в музее экспонировались выставки из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств. Магнитогорцы были гостями экспозиции международного выставочного проекта "Меццо-тинто", масштабной межрегиональной выставки современного изобразительного искусства "Лабиринт", международной выставки-конкурса современного искусства "Уральская неделя искусств". В залы галереи с удовольствием приходят ценители изобразительного, прикладного искусства, здесь представляют персональные выставки профессиональных и самодеятельных художников города. Иными словами, картинная галерея, которую любя называют "картинкой", на протяжении всего своего существования была и остаётся центром культурной жизни Магнитки.