У этого спектакля удивительная судьба. В 1960-е студент Щукинского училища Никита Михалков поставил спектакль по мотивам фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1956, 16+). Десятилетия спустя Никита Сергеевич создал пьесу-ремейк в соавторстве с братьями Пресняковыми, и в 2007 вышел фильм «12» (16+). А в апреле 2021 года в Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова состоялась премьера спектакля «12» (16+) – вечные нравственные вопросы не устаревают. И вот наконец-то эта постановка прогремела в нашем городе – два показа на сцене Магнитогорского драмтеатра имени А. С. Пушкина прошли с аншлагом.
Федеральная программа «Большие гастроли» реализуется с 2014 года. Она призвана формировать единое культурное пространство страны, расширяя рамки творческого взаимодействия театральных коллективов; способствовать привлечению новой зрительской аудитории на территории России и стран ближнего зарубежья.
«Большие гастроли» спектакля «12» в Магнитогорске и Челябинске состоялись при поддержке Росконцерта, Министерства культуры Российской Федерации и при содействии губернатора Челябинской области Алексея Текслера и Магнитогорского металлургического комбината.
Кинорежиссёр, сценарист, продюсер, киноактёр, телеведущий, блогер, общественный деятель, Герой Труда Российской Федерации (2020), народный артист РСФСР (1984), лауреат трёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 1999) и премии Ленинского комсомола (1978), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Никита Михалков в общении с журналистами держался просто и доброжелательно. Истинным легендам снобизм ни к чему. На пресс-конференции народный Никита Сергеевич с улыбкой сказал, что реакция на спектакль бывает разной. Так, однажды зритель встал и возмутился: «Вы что мне кино показываете?!» А между тем, фильм и спектакль, при всём сходстве сюжета, – разный творческий продукт. Не потому, что в текст включены отсылы к современным реалиям, а другой актёрский состав – это другое прочтение образа. «Эффект присутствия» у спектакля просто невероятный.
По словам Никиты Сергеевича, такое же ощущение было у Сергея Шакурова, который после спектакля «12» перемежал слова восторга крепкими выражениями:
– Никогда такого раньше не видел! Я был там, с вами!
Действие на сцене идёт за сетчатым экраном – прозрачным и в то же время создающим ощущение, что мы видим действие на 3D-экране. Эта же сетка становится экраном для видеофрагментов, органично вплетённом в ткань спектакля. Мы словно оказываемся внутри фильма – экран парадоксальным образом и отделяет нас от актёров и переносит внутрь действия. Именно об этом задаю первый вопрос мэтру на встрече с ним. Он признаётся: на то и было рассчитано. И рассказывает, что для возглавляемой им «Мастерской 12» это один из ключевых приёмов взаимодействия с залом.
– Это ноу-хау нашей мастерской: семь спектаклей «Метаморфоз» (серия постановок (12+) по прозе Чехова и Бунина, – прим. ред.) все отделены от зрительного зала сеткой. Это даёт важную изоляцию актёрам. Вроде бы ерунда – она прозрачная, но мы вас не видим. Ощущение публичного одиночества на сцене очень концентрирует актёра. Когда преграды нет, желание посмотреть в зал, в лицо знакомого или на реакцию не отвлекает, соблазняет. Изоляция, в принципе, тяжела потому, что хочется понять, что там, но это невозможно.
Спектакль объехал более двадцати городов во всех уголках России. Не везде зал включается сразу. Как минимум часть зрителей идёт на громкие имена – народные артисты России Сергей Михалков, Николай Бурляев, Сергей Степанченко, заслуженный артист РФ Владимир Долинский. Публика в глубинке привыкла видеть звёзд на антрепризных спектаклях, чаще всего – лёгких, развлекательных. Но и для не очень настроенных на предельно серьёзный материал зрителей наступает момент, когда они полностью погружаются в происходящее на сцене. Никита Сергеевич считает, что это монолог Николая Бурляева – учёного, который пережил жизненную драму, крушение идеалов и оказался на дне, но сумел подняться снова. Монолог настолько пронзителен, что его невозможно слушать без слёз. Именно он задаёт тон спектаклю, длящемуся три часа 20 минут и пролетающему на одном дыхании.
Кстати, Николай Петрович Бурляев перед встречей с магнитогорцами в центральной городской библиотеке имени Б. А. Ручьёва (подробнее о ней – в материале «Культура и коммерция несовместимы») признался: жизненный опыт персонажа ему лично не близок, вживаться в образ было непросто. Но Никита Михалков – режиссёр, который умеет тонко работать с актёрами и добиваться результата.
И главный результат для него – не овации и не крики «браво», не охапки цветов на финальном поклоне.
– Аплодисменты можно инициировать – некоторые театры не гнушаются того, чтобы посадить в зал своих людей, которые начнут хлопать, кричать... А вот тишину нельзя подделать: она или есть или нет, – говорит Никита Сергеевич. – Причём не просто тихо, а напряжённо. Первый акт я сижу спиной, у меня было ощущение, что пустой зал, а потом я почувствовал энергию, которая шла от зала и возвращалась обратно.
Магнитогорские зрители – умная и чуткая публика. Та, которой достойны Никита Михалков и его товарищи по сцене. Как слушал зал его монолог, звучащий незадолго до финала! Думаю, «затаив дыхание» – не преувеличение. И какой это удивительный талант – ронять негромкие слова так, что мы ловим каждое из них. Ни ноты пафоса – только предельная искренность.
Тема милосердия, которая красной нитью проходит через всё творчество Михалкова, актуальна для него и сегодня. Не случайно, когда над столом присяжных зажигается тёплый жёлтый цвет, это напоминает о Тайной вечере. Раз за разом герои задают себе и зрителям вопрос: справедливость или милосердие? И как не задуматься о том, что путь милосердия в конечном итоге и помогает восторжествовать справедливости.
В ткань действия включены впечатляющие символы – такие, как рояль, оказывающийся в клетке, как и неправедно обвинённый в убийстве приёмного отца чеченский парень (клетка-камера – прямо перед нами, в правой части авансцены, – каждый ли способен взглянуть в глаза обвиняемому?). Пролетающая через сцену птаха, напротив, – извечный символ свободы. Помните строки Пушкина: «В чужбине свято наблюдаю / Родной обычай старины: / На волю птичку выпускаю…» Танец ножей – когда в луче света только лезвия…
«Говорящая» символика органично дополняет монологи персонажей, образующие стержень сюжета. И пока говорит один актёр, остальные ни секунды не «отдыхают» – они живут внутри спектакля.
– Это и есть причина того, почему мы чувствуем энергию зала, почему зритель чувствует, что находится среди нас. Каждая мизансцена, каждый шаг актёра продуманы и прописаны от начала до конца. Но ощущения того, что это режиссировано – этого нет, – рассказывает Никита Михалков и отвечает на вопрос, в чём работа над спектаклем «12» сложнее работы над фильмом «12»:
– Каждый живёт своей жизнью независимо от других – вот это трудно.
Кроме признанных мастеров сцены и экрана, в спектакле задействовано немало молодых актёров – и им пришлось «дорасти» до мэтров. Никита Сергеевич не может удержаться от добрых слов в адрес коллег:
– Может, это прозвучит самонадеянно и нескромно, но я считаю, что у нас сейчас лучшая труппа!
На слова благодарности принимающей стороне он тоже не скупился. Никита Михалков рассказал представителям магнитогорской прессы о впечатлении команды спектакля «12» от экскурсии на ММК. Фраза, сказанная ими под впечатлением от мощи металлургического гиганта: «Такую страну победить нельзя!» – дорогого стоит.
Детский ансамбль абхазского танца «Амцабз», зажигательно танцующий в финале спектакля и показывающий торжество жизни и свободы, между двумя показами побывал на экскурсии в парке Притяжение – это тоже стало частью культурной программы для московских гостей.
Одним из акцентов пресс-конференции стали слова о значимости русской классики, искусства, основа которого – поиск смысла.
– Только истинно национальное может стать интернациональным, – убеждён Никита Сергеевич.
Никита Михалков поблагодарил Магнитку за тёплый приём. И на вопрос главного художника Магнитогорского драмтеатра Алексея Вотякова, комфортно ли было работать на нашей сцене, не задумываясь ответил утвердительно.
Глава города Сергей Бердников от всего сердца поблагодарил создателей и участников спектакля «12» за подаренное ими счастье прикосновения к высокому искусству. В конце встречи Сергей Николаевич подарил Никите Михалкову скульптурный триптих «Родина-мать зовёт!», «Тыл – фронту» и «Воин-освободитель» в миниатюре – на память о городе трудовой доблести Магнитогорске, стальном сердце Родины.