После мощного старта - "Царской невесты" Римского-Корсакова - ожидания от очередного международного фестиваля оперного искусства "Вива опера!" были серьёзными, слишком высокий уровень задали исполнители оперы Мусоргского.
Итак, публика с нетерпением ожидала именно "Травиату": во-первых, со всем миром Магнитогорск любит эту оперу. Во-вторых, анонсированный состав исполнителей впечатлял: за дирижёрским пультом итальянец Мирко Роверелли - дирижёр знаменитого оперного дома Санта Чечилия в Риме, в копилке которого работа с великими певцами, включая Хосе Каррераса и Анну Нетребко, и репутация одного из ведущих дирижёров современности. В главной роли Чинция Чентонца, если можно так выразиться, "профессиональная" Виолетта, оттачивающая именно эту партию всю карьеру в оперных театрах Европы. Подогрела интерес и пресс-конференция с видеомостом: из Италии по скайпу на вопросы отвечали певица и арт-директор фестиваля "Вива опера!" Елена Баканова и дирижёр, супруг Елены Раффаэле Масколо, ещё не приехавшие в Магнитогорск, в зале находился действующий состав "Травиаты".
Особое внимание - будущему Жермону в исполнении молодого китайского баритона Чипанга Тхана, окончившего консерваторию в городе Шеньян у себя на родине, а затем получившего ещё одно певческое образование в консерватории Милана. Парень настолько пора-зил жюри на конкурсном отборе участников "Вива оперы!" в Риме, что вместо маститого испанского певца, уже утверждённого на роль Жермона накануне, директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников предпочёл именно молодого китайца, решив загримировать его под пожилого отца главного героя. Ибо уже видел в его исполнении Фигаро в "Севильском цирюльнике", также заявленном в афише "Вива оперы-2018".
И, наконец, Альфред, роль которого досталась тенору Роберто Креска. Напомним, с тенорами в сладкоголосой Италии в этом году устроителям конкурса не повезло - пришедшие на прослушивание никаких впечатлений на жюри не произвели.
- Это были хорошие рабочие голоса, много занятые в театрах Европы, но, поскольку мы уже приучили нашу публику к голосам необыкновенным, а таковых на прослушивании, увы, не оказалось, никого из участников отбора утверждать не стали, - говорил тогда Илья Кожевников.
Елена Баканова подтверждает слова Ильи Сергеевича:
- Действительно, планка на конкурсе поставлена высочайшая. Было решено не идти на компромиссы - выбирали не только голоса, но необычные тембры, фактуру самих певцов, их физическое "попадание" в образы.
В итоге теноров пригласили по рекомендации Елены Бакановой и Раффаэле Масколо - так в Магнитогорск приехал Роберто Креска. Внешне Альфреда лучше не сыскать: он молод, красив и блестящ - как прописанный литературный герой. Он не первый раз исполняет партию Альфреда, потому не вызывал сомнений в своём мастерстве. Произвёл впечатление на журналистов и своей уверенностью в себе:
- Не все теноры в Италии любят партию Альфреда, - говорит певец. - Образ Виолетты в опере настолько ярок, полон драматизма, что все остальные на её фоне - роли второго плана, в том числе Альфред. Но я знаю пару секретов, как выйти из тени Виолетты, а её саму "отодвинуть" в тень (смеётся).
По словам Роберто Креска, о магнитогорском фестивале певцы Италии наслышаны немало, и репутация у "Вива оперы!" настолько хороша, что многие именитые певцы мечтают стать его участником. С удовольствием приехал в Магнитогорск и сам Роберто, знакомый с городом, кстати, не только заочно: ему удалось поработать с магнитогорскими певцами Сергеем Муртазиным и Игорем Чернием в международной постановке оперы Бизе "Кармен", которая проходила прошлым летом в Италии. Так что пребывать в Магнитогорске он очень рад - как и Мирко Роверелли, поблагодаривший за приглашение на фестиваль.
- Очень почётно, что такой мастер, как Мирко Роверелли, приехал к нам в театр, - представляет Илья Кожевников дирижёра журналистам. - Оркестранты уже говорили, что с нетерпением ожидали именно его, поскольку существуют очень тонкие штрихи, стилистические нюансы, которые, может, неизвестны магнитогорцам, но которые впитаны у носителей итальянской культуры, что называется, с молоком матери. И, поскольку от дирижёра в театре зависит практически всё, уверен, нас ждёт удивительное действо.
Мирко Роверелли перед встречей с журналистами уже успел провести оркестровую репетицию, отметив высочайший профессионализм музыкантов и их бережное отношение к нюансам итальянской оперы, отмеченным самим автором в партитуре:
- Оркестр Магнитогорского театра оперы и балета прекрасно подготовлен, я нашёл, мне кажется, искренний диалог с ним. С певцами работать тоже легко, со многими уже встречался в театрах Европы и знаю особенности их исполнения, несмотря на малое количество репетиций, у исполнителей уже сложился прекрасный альянс. Все мы, к счастью, считаем, что музыканты - лишь проводники авторского взгляда на произведение, поэтому дирижировать буду максимально близко к партитуре Верди.
По признанию Чинции Чентонцы, то, что она долгие годы оттачивала партию Виолетты, не было осознанным выбором - так уж сложилась карьера певицы.
- Так получилось, что меня часто приглашали исполнять именно партию Виолетты - в театрах Италии, Германии, Австрии, и каждый раз обнаруживала в ней всё новые нюансы, раскрывающие образ героини ещё глубже. Помогает в построении образа и собственный жизненный опыт, и Виолетта, которую сегодня представляю магнитогорской публике, совсем не та Виолетта, которой я была десять лет назад, когда только начинала работу над этой партией.
Чипанг Тхан же признаётся, что решение принять участие в кастинге на "Вива оперу!" было связано прежде всего с огромным желанием посетить Россию, о культуре и искусстве которой с детства китайский мальчик имеет самые радужные представления.
- Когда был маленький, с удовольствием слушал русские песни, и всегда хотел побывать в России, - говорит Чипанг, даже в разговоре раскрывая богатый тембр своего красивого баритона. - Переехав в Италию, не оставил желания. В моём репертуаре есть русские песни, к примеру, очень люблю ваши "Подмосковные вечера", которые исполнял и на прослушивании к "Вива опере!". Когда узнал, что меня отобрали сразу на двух героев - Жермона в "Травиате" и Фигаро в "Севильском цирюльнике", был счастлив.
Полный зал с придыханием хлопает, когда погас свет и зазвучала увертюра. Кажется, дирижёр выбрал темп помедленнее, чем привыкли исполнять магнитогорские музыканты. Может, оттого оркестр зазвучал очень мягко, лирично. Вообще, забегая вперёд, оркестр в тот вечер звучал просто божественно - не знаю, заслуга ли в этом Мирко Роверелли, или давно не слышала "Травиату". В заслугу итальянскому дирижёру, безусловно, поставлю выведение на первый план басов в исполнении духовых, контрапункт которых придал звучанию основательности, внушительности.
Если помните, опера начинается без раскачек и интриг: первая же картина "Травиаты" вводит в дом Виолетты, где на вечеринке, обозначив тем самым основную сюжетную линию, встречаются сразу все главные герои, за исключением пожалуй, Жермона - отца Альфреда. Потому, собственно, хвалебные слова у меня заканчиваются - похвалю разве что магнитогорский состав оперы, в частности, хор, исполняющий свою роль более чем профессионально.
Чинция была неплоха - но именно так, не больше. Голос скорее салонный, камерный - за оркестром певицу совсем не слышно. Игра - не впечатлила, скажем так, особенно памятуя о том, что выступали на фестивале в этой роли и великолепная наша Олеся Гордеева, и Наталия Лемишер, буквально приковывавшие всё внимание зрителей драматизмом и харизмой. Не скажу, что Чинция была плоха - нет, но до уровня её предшественниц не дотянула.
А может, виной тому Альфред - это был тот самый казус фестиваля, ибо Роберто Креска не то что не произвёл впечатления - он привёл зрителей в недоумение. Удивлённо перечитываю афишку: победитель Объединённого Европейского конкурса, обладатель спецприза международного конкурса вокалистов, обладатель стипендии молодых оперных певцов, востребованный певец, выступающий в Китае и Турции, Европе и Канаде, Южной Африке и России. Смею полагать, что Роберто был в тот день просто не в голосе - директор театра оперы и балета Илья Кожевников говорит, что на прослушанных им записях и даже на репетиции накануне постановки звучал Роберто совсем неплохо, да и критика к нему скорее благосклонна. Но в Магнитогорске он был до того не достойным уровня фестиваля, что с певцом, заявленным также в афише гала-концерта, пришлось досрочно расстаться - уже через день после "Травиаты" он улетел в Италию.
Так вот, может, слабое партнёрство не позволило Чинции раскрыться в полной мере - ибо, когда в дуэт с ней вступил Чипанг Тхан, певица зазвучала по-другому, красиво и даже мощно, получив поддержку и, наконец, расслабившись. Подробности о китайском певце приберегу - расскажу подробнее после "Севильского цирюльника", где Чипангу отдана главная роль - Фигаро. Скажу только, что он - явно удачная находка "Вива оперы-2018". Которая, несмотря на неприятные моменты, успешно продолжается. Экватор пересечён, впереди "Севильский цирюльник" и гала-концерт. Читайте в "ММ".