Антон Павлович Чехов. Духовные ценности. Вечные вопросы. Что будет, если перенести всё это… в цирк? Петербуржец Илья Архипов не видит в этом парадокса. Если есть расхожая фраза: «Это не театр, а цирк какой-то!» – то почему нельзя сделать наоборот? Поставить в Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина цирковое шоу об исполнении мечты «Каштанка» (6+) по мотивам рассказов Чехова стало возможно благодаря гранту главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение».
В прошлом году директор МАДТ Евгений Климов произвёл настоящий фурор, когда защищал проект в образе шпрехшталмейстера – в гриме, с собачкой на руках и на роликовых коньках. Но, конечно же, это не единственный секрет успеха в борьбе за получение гранта. Команда Ильи Архипова – а он работает со своей постановочной группой – досконально проработала все нюансы и обосновала необходимость каждой детали. А ещё они тепло и искренне общаются с прессой. Мы ведь накануне премьеры «Каштанки» виделись далеко не впервые. Именно режиссёр Илья Архипов и его единомышленники минувшим летом поставили в Магнитогорске праздник, посвящённый 85-летию драмтеатра имени А. С. Пушкина, а осенью – «Пиковую даму» (16+), споры о которой не утихают по сей день, мнения разделились от неприятия до безоговорочного восхищения, и лишь с одним не поспорить: это сделано на высочайшем профессиональном уровне. От «Каштанки» после этого ждали чего-то феерически яркого и мощного.
Накануне премьеры «Каштанки» с журналистами встретились режиссёр-постановщик спектакля Илья Архипов, технолог по костюмам Ирина Алексеева, художник по костюмам Алёна Пескова, хореограф Никита Борис, художник по свету Татьяна Яцюк – все они из Северной столицы – и художник по гриму Максим Медовый (Москва). И это лишь часть команды из 11 человек, для каждого из которых нет слов «это не моё дело». Высокая вовлечённость в творческий процесс, неравнодушие, горение делом – это невозможно не почувствовать.
Пресс-конференция состоялась в преобразившемся пространстве средней сцены. Поворотный круг стал ареной, обрамлённой тремя рядами стульев, заказанных специально для «Каштанки», – они тоже часть антуража и призваны погрузить зрителя в атмосферу. Для этого разобрали часть привычных кресел средней сцены. Монтажникам спектакля пришлось потрудиться – зато «Каштанка» выиграла не только эстетически. На этом спектакле могут присутствовать 170 зрителей, что превышает обычную вместимость этой площадки. Забегая вперёд, скажу: премьерные показы всё же не смогли охватить всех желающих, однако рыжей дворняжке, похожей на лисичку, можно смело предсказать любовь публики, а значит, долгую сценическую карьеру. Её роль в разных составах исполняют Маргарита Троицкая и Анна Дашук.
Главным в пресс-конференции был не столько рассказ о предстоящей постановке (в конце концов, история создания спектакля на слуху не только у журналистов, но и у всех магнитогорских ценителей театрального искусства), сколько цирковой парад – перед представителями городских СМИ прошёл калейдоскоп образов.
– Сможете ли вы узнать любимых артистов? – задал провокационный вопрос Илья Архипов. В итоге он сам представил участников спектакля, изменившихся порой до неузнаваемости. Кирилл Копылов с новообретённой «лысиной», окаймлённой торчащими в беспорядке волосами, в образе выписывающего ногами кренделя Луки Александровича уж точно неузнаваем!
Не может не вызывать симпатию месье Жорж – Николай Савельев – человек ранимый и умеющий понять чужую боль. Свинья Хавронья Ивановна в интерпретации блистательной Лиры Андреевой (Лямкиной) – настоящая звезда. Кот Фёдор Тимофеич – Павел Махлин (он играл Германна в «Пиковой даме», помните?) – не только пластичен и артистичен, но и, срывая овации, ходит на руках и жонглирует.
Сквозные образы – это баба с баяном (Нина Филонова в этой роли – огонь! И дайте ей уже сорок рублей) и Марина Крюкова – женщина в белом, являющаяся в тревожные сны Каштанки. (К слову, недавно Марина Павловна получила звание заслуженной артистки Челябинской области, и мы встретимся с ней на страницах «ММ» в одном из ближайших номеров.) Самый пугающий из этих снов – колесница, которая увозит гуся Ивана Иваныча (Максим Возыков показал поистине пронзительную историю), и Каштанка просыпается с плачем. Сон оказывается вещим.
В спектакле звучат не только драматичные ноты, на которых держатся ключевые моменты действия, но и комические. Публика легко откликается на искромётный юмор. Всё как в жизни: от смеха до слёз и обратно – мгновение.
Татьяна Бусыгина – к восторгу поклонников её таланта – встаёт на пуанты, её балерина Арабелла прекрасна и женственна, но сколько в этой роли гротеска! Великолепная актёрская работа, которая обретает новые грани благодаря партнёрам Арабеллы по арене – не очень-то сильным силачам (Анатолий Баженов, Павел Едрёнкин).
На сцене – простите, на арене – с полной самоотдачей работает актёрский ансамбль, в составе которого Алёна Зубова, Анастасия Калинникова, Иван Семёнов, Дарья Спиридоненко и (в зависимости от того, кто сегодня играет Каштанку) Анна Дашук либо Маргарита Троицкая. Множество переодеваний и выходов, отточенные движения, выразительная мимика. В итоге у зрителей уже руки болят аплодировать – а остановиться невозможно.
Шпрехшталмейстера играет Евгений Щеголихин, который в вербатиме «Диагноз: театр» (16+) вжился в образ директора театра Евгения Климова. А Евгений Климов – помните? – более чем успешно выступил в роли шпрехшталмейстера, убедившего строгую комиссию, что проект «Каштанка» достоин гранта «Вдохновение». Вот такая интересная перекличка.
Вы скажете: представление было красочное, это понятно – а как же Чехов? Прошу вас, сходите на «Каштанку» – и вы ощутите, что такое экзистенциальная русская тоска. Как горька драма слабого, но проявляющего стойкость человека на фоне творящейся вокруг фантасмагории. Каково это – держать лицо, когда больно, страшно и тоскливо?
Не меньшее впечатление, чем визуальная составляющая спектакля, производит музыка. И когда Каштанка на цирковой арене поёт, в этом раскрывается её душа – истосковавшаяся, но тянущаяся к свету. Последние звуки песни затихают – и в новую жизнь Каштанки врывается детский голос. Это зовёт её по имени Федюша, сын прежних хозяев.
В рассказе Чехова Каштанка возвращается в семью Луки Александровича. А как поступит она в спектакле Ильи Архипова? Театр, считает режиссёр-постановщик «Каштанки», не должен иллюстрировать произведение, как это бывает в школьных драмкружках. У него иная задача – переосмыслить, побудить задуматься. Откажется ли Каштанка от мечты? Откажусь ли от мечты я, зритель этой постановки?
Итак, премьерные показы прошли с оглушительным успехов.
Пятого апреля «Каштанку» посмотрели почётные гости – учредитель фонда образовательных, социальных и культурных инициатив «2020» Ирина Текслер и заместитель губернатора Челябинской области
Вадим Евдокимов.
Ирина Николаевна, давний друг драмтеатра имени А. С. Пушкина, поблагодарила режиссёра Илью Архипова и всех членов его творческого коллектива за создание стильного, зрелищного и вместе с тем тёплого и душевного спектакля для семейного просмотра, в котором есть место печали, улыбке и сопереживанию.
Если вы не успели увидеть резонансную постановку в апреле, не расстраивайтесь – этой весной у вас ещё есть шанс встретиться с талантливой рыжей циркачкой. «Каштанку» покажут 5, 7, 25 и 26 мая. Но помните: как показала практика, «целых 170 мест» – на самом деле «всего 170».