В Магнитогорском драматическом академическом театре имени А. С. Пушкина идут премьерные показы музыкальной комедии «Один день мисс Петтигрю» (18+). Олег Сологубов, режиссёр из Северной столицы, на встрече с журналистами в начале осени сдержанно пообещал, что в его постановке будет много музыки, танцев и живых диалогов. «Угу, – хмыкнули те, кто предпочитает лёгкое и зрелищное, – нас ли этим удивить», – и поспешили за билетами. «Жанр любим широким зрителем, но хочется большего», – слегка поморщились эстеты – и тоже отправились в театр. Думаю, не ошибусь, если скажу: все ждали (и эти ожидания оправдались) развлекательного спектакля, а получили нечто большее. Неизмеримо большее.
Давно я не слышала такого единодушного восторженного рёва зала, как в тот момент, когда на поклон вышла Лира Андреева (Лямкина), исполнительница главной роли. Это был её оглушительный успех. Триумф.
В МАДТ имени А. С. Пушкина Лира Андреева (Лямкина) служит с 2006 года. Зрителям она запомнилась уже во второстепенной роли Глаши в «золотомасочной» «Грозе» (16+) Льва Эренбурга.
– В её таланте вижу «народную жилку», её ни с чем не спутать, она как естество, – восхищается талантом обожаемой публикой актрисы филолог, киновед Татьяна Таянова. – Такая была у Руслановой, Мордюковой... И абсолютное бесстрашие быть смешной.
Мне хочется добавить: и, что особенно ценно после плеяды острохарактерных ролей (и роль мисс Петтигрю в этом плане не исключение), бесстрашие быть предельно искренней. Сыграть на разрыв. И тогда зрители – а их обмануть невозможно, сцена требует игры, но не терпит фальши – почувствуют, что у них и героини спектакля общие болевые точки. И вместе с ней научатся верить в чудо. А чудо, как известно, приходит к тем, кто в него верит. И если даже устал верить и ждать, всё равно не откажется открыть для него дверь и впустить в свой дом и в своё сердце.
У заурядной немолодой гувернантки, привыкшей полагаться только на себя, выдался не лучший день в и без того несчастливой жизни. За комнату заплатить нечем, отчаянно нужна работа. В бюро по трудоустройству дают адрес – и события завертелись…
Англичанка Уинифред (Винифред) Эйлин Уотсон (1906–2002), автор доброй и остроумной истории о Золушке средних лет, отчасти списала героиню с себя. Мечтала поступить в университет, но из-за финансовых проблем в семье была вынуждена работать машинисткой. Поскольку по утрам на работе было достаточно свободного времени, свой первый роман написала на спор с шурином – и не предполагала, что станет известной писательницей. Её третья и единственная переведённая на русский язык книга, «Мисс Петтигрю живёт одним днём» (16+), вышла в 1938 году. В этом романе очаровывает язык (это заслуга и переводчика Юрия Мачкасова) и тонкий английский юмор. И, конечно, то, что в финале все счастливы – как минимум все, кто этого заслуживает.
Создатели и участники спектакля в МАДТ не могли не знать, что часть зрителей неизбежно будут сравнивать нашу мисс Петтигрю и героиню легендарной Фрэнсис Макдорманд, обладательницы четырёх «Оскаров», в фильме Бхарата Наллури «Мисс Петтигрю живёт одним днём» (2008, 16+). Но и фильм, и спектакль скорее созданы по мотивам книги, чем точно её воссоздают, а потому они очень разные. А главное, у каждой актрисы своя непередаваемая харизма, своё видение образа.
У Лиры Андреевой (Лямкиной) мощный актёрский талант и прекрасные вокальные данные, а ещё она много работает над огранкой бесценного алмаза – своего великолепного голоса. Вспомним, как песни в её исполнении стали эмоциональным стержнем спектакля «Родерик» (16+). И более того, в прошлом сезоне питерский режиссёр Илья Архипов ввёл в «Пиковую даму» (16+) эпизодическую роль уличной певицы Прилепы специально для Лиры – и этот эпизод оставляет зарубку на сердцах зрителей.
В «Мисс Петтигрю» музыка – не менее важное действующее лицо, чем ключевые персонажи. Музыкальный руководитель постановки Антон Масленников не рисует песенные иллюстрации к происходящему на сцене действу. Музыка минувшего столетия – эмоциональный каркас спектакля. Поражает, как драматические актёры не просто поют на профессиональном уровне, но делают это не выходя из образа, а раскрывая своего персонажа по-новому. Игорь Панов в роли Ника, Маргарита Троицкая и, в другом составе, Анастасия Александрова в роли мисс Делисии Лафосс, Евгения Елагина в роли мисс Дюбари… И, конечно, Лира Андреева (Лямкина) – Джиневра Петтигрю – именно песни подчёркивают её преображение.
Перефразируя Маяковского, хочется сказать: «Деточка, все мы немножко Золушки…» Тем труднее была задача, стоявшая перед режиссёром-постановщиком Олегом Сологубовым, сценографом и художником по костюмам Алексеем Вотяковым и не в первый раз сотрудничающей с МАДТ имени А. С. Пушкина Марией Грейф, хореографом из Челябинска. Их Золушка должна быть непохожей на остальных. И в этом, кроме превосходной игры слаженного актёрского ансамбля МАДТ, помог исходный материал – сюжет книги Уинифред Уотсон. Её Джиневра Петтигрю получает помощь не от крёстной феи – она становится опорой сама себе. Не бежит от новых обстоятельств, а ищет в них себя, позволяет себе меняться, идти вперёд, экспериментировать.
Как дочери викария, серой личности в серой одежде, удаётся раскрасить мир в яркие цвета? Вероятно, такое происходит лишь тогда, когда человек к этому готов. И тогда, когда он находит дело, к которому лежит его душа. Ближе к финалу мисс Петтигрю признается, что быть гувернанткой ей не очень-то нравится. По сути она выступает в роли психолога, помогая окружающим обрести гармонию. А как же принц для неё? Обязательно появится! Джо Блумфельд (Сергей Меледин) будет покорён естественностью и искренностью новой знакомой. И это, пожалуй, самый трогательный момент спектакля – когда Джиневра не только выбралась из своего футляра, но и, едва замедлила ход карусель событий безумного и прекрасного дня, получила наконец возможность осмыслить, а чего же хочет она сама.
Мисс Петтигрю – не единственный многоплановый, объёмный образ в спектакле. Мисс Лафосс, юная звезда, запутавшаяся и ищущая выход с помощью мисс Петтигрю, – вовсе не легкомысленная особа, а растерявшаяся девочка, не знавшая материнской любви. Её жених Майкл (Павел Едрёнкин) в первый момент может показаться грубым мужланом, но внимательный, мудрый взгляд заметит в нём и доброту, и порядочность, и надёжность.
Спектакль идёт с одним антрактом, длится два часа 45 минут – но совсем не кажется долгим. Динамичность действия, выразительная музыка… И кажется, что время останавливается, когда Джиневра оглядывается на прожитый день. А что дальше? Остановить мгновенье невозможно. Но невозможно и жить дальше так, словно его не было.
Технических «фишек» в спектакле много, благо наш драмтеатр после капремонта оснащён самым современным оборудованием. Впечатляют и огромный светодиодный экран, и декорации, и световые эффекты. Но важнее другое. Сияние глаз мисс Лафосс, когда она поёт для любимого. И – в противовес недавно звучавшему истинно джазовому вокалу мисс Петтигрю – её негромкий монолог о сокровенном. Это сама суть театра, его дыхание. И вдруг у зрителей, уже немного уставших смеяться и аплодировать, сжимается горло, и слезы выступают на глазах…
И кто-то из тех, кто в этот вечер был в зале, рано или поздно вспомнит удивительный день, преобразивший главную героиню спектакля, – и, как нынче модно говорить, «выйдет из зоны комфорта». Бесстрашно окунётся в непривычные обстоятельства. Разрешит себе новую жизнь.
Помните, у Кати в фильме «Москва слезам не верит» (18+), вышедшем на экраны в 1979, «в сорок лет жизнь только начинается». А вы только представьте, каким сломом стереотипов была в 1938-м, когда вышел роман «Мисс Петтигрю живёт одним днём», сорокапятилетняя Золушка! Да важен ли паспортный возраст, если человек готов сделать шаг навстречу счастью. Но сначала всё-таки надо найти самого себя – иначе как счастье узнает вас в лицо.
– Мисс Петтигрю – это я и есть, я даже и не играю, поэтому мне очень легко и душевно в этом спектакле. Это огромное счастье – впервые за семнадцать лет получить такую роль, – признаётся Лира. – Эта роль – подарок. Но я только в начале пути – и Джиневра будет расти, меняться. Надеюсь, что я смогу её жить долго.
Ближайшие показы музыкальной комедии «Мисс Петтигрю», согревающей на границе осени и зимы, – 30 ноября и 1 декабря. Подробная информация – на официальном сайте МАДТ имени А. С. Пушкина.