Начнём с того, что оперетта в прямом смысле прозвучит на «Оперетта, браво!» всего однажды – в рамках гала-концерта, который состоится девятого и десятого декабря сначала в Магнитогорске, а затем – в реконструированном зале филармонии Сибая. В остальные дни зрителей ожидали два мюзикла, концерт «Неопера» Дмитрия Янковского и джазовый сейшн от Виталия Головнёва. Ещё одна фишечка нынешнего музыкального марафона: практически весь он прошёл под эгидой «Геликон-оперы».
«Парижские тайны»
Мюзиклом Кима Брейтбурга фестиваль был открыт, и полный зал театра оперы и балета ещё раз доказал успешность произведения среди магнитогорцев. Помнится, мюзикл, поставленный в период пандемии, когда театры можно было заполнять всего наполовину и при наличии у зрителей QR-кодов, пользовался грандиозным успехом – пришлось даже организовать дополнительный премьерный показ. Факторов аншлага много, основным из которых, безусловно, выступила музыка Кима Александровича, для которого «тайны» стали вторым опытом работы с Магнитогорском: сезоном ранее под его руководством на сцене театра оперы и балета был поставлен мюзикл «Дубровский», также пользовавшийся повышенным спросом среди зрителей. Да и легла музыка на благодатную литературную почву: роман Эжена Сю «Парижские тайны» стал настоящим бестселлером середины XIX столетия во Франции: он печатался в одной из газет почти полтора года, вызвав ажиотажный спрос на издание, выходившего немыслимыми для тех времён тиражами. А двухтомник свет увидел лишь через несколько лет, когда читатели всё никак не могли успокоиться и до дыр перечитывали газетные вырезки.
Кроме музыки и молодых голосистых героев, очень эффектно оформили «Парижские тайны» сложной многослойной и яркой сценографией, исполненной Екатериной Крюковой, проявившей гениальность в умелом «распихивании» масштабных декораций на малюсенькой сцене театра оперы и балета. Неординарная режиссёрская работа супервостребованной Аллы Чепинога – кандидат искусствоведения, выпускница ГИТИСа, она сотрудничает со многими театрами страны, включая легендарную Мариинку, кроме того, преподаёт в мастерской главы «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана – это первая связь фестиваля со столичным оперным театром. Наконец, чего стоит в мюзикле хореография, поставленная именитым хореографом Сергеем Мандриком, в «анамнезе» которого – работа в телепроектах «Золотой граммофон», «Фабрика звёзд», «Точь-в-точь» и многих других, а также сотрудничество с Кристиной Орбакайте, Филиппом Киркоровым, группами «Серебро», «Руки вверх» и прочими звёздами шоу-бизнеса. Магнитогорские же музыканты запомнили Сергея тем, что он заставил профессионально танцевать всех – даже хор. Причём как большой вальс, так и локинг с хип-хопом.
Проект, обречённый на успех
Именно так назвал свой путь Дмитрий Янковский – ведущий солист «Геликон-оперы», он известен широкому зрителю как участник проектов «Голос» на Первом и «Главная сцена» на «России». В Магнитогорске Дмитрий был накануне пандемии, после чего из-за неё же приезд его всё откладывался, откладывался… За это время Дмитрий успел обзавестись ещё двумя дочками, а также ребрендировать свой проект «Неоклассика», с которым приезжал к нам в город и оставил после концерта прекрасное послевкусие. Ныне проект называется «Неопера», однако цели не изменились: популяризация классической музыки и академического звучания. За счёт чего? Во-первых, харизма и голос самого Янковского. Во-вторых, современным звучанием известных произведений – например, рок в исполнении арии Эбн-Хакиа «Два мира» из «Иоланты» Чайковского. Ею, кстати, и начался когда-то проект Дмитрия.
– Просто подумал: как бы писали музыку великие композиторы в наши дни, когда к их услугам рок-гитары, барабаны, усилители и прочие современные музыкально-технические приспособления? – делится Дмитрий Янковский. – Уверен: будь у Чайковского рок-гитара, он обязательно бы писал именно для неё. И пошёл на эксперимент – так родился проект, который, я считаю, обречён на успех.
Вишенкой на торте звучания становится сочетание такого несочетаемого музыкального контента, что диву даёшься. И если «наложение» брутального русского фольклора «Ой, мороз-мороз...» на не менее суровый саундтрек к «Играм престолов» с его «Зима близко!» ещё как-то можно предугадать, то как, к примеру, объяснить, что общего нашёл артист в «Вальсе» Свиридова из его «Метели» и «Зима-холода» Андрея Губина? А «Кармен» и «Тучами» «Иванушек-интернешнл»? А цоевская «Перемен!» с танцами рыцарей из «Ромео и Джульетты» Прокофьева? Ну и контрольный выстрел в голову – исполнение «Всё для тебя» Стаса Михайлова под… симфонию № 40 Вольфганга Амадея Моцарта! Уж не знаю, кому из них больше обрадовалась публика в зале, но, услышав и узнав, встретила эту композицию овациями. Кстати, это сочетание больше всего удивило и дирижёра театра оперы и балета Кирилла Кочеткова, сопровождающего концерт Дмитрия Янковского.
– Я был согласен на любое хулиганство, тем более, что Дмитрий всё доступно объяснил, чего хочет от меня и оркестра, а его успех у магнитогорцев я уже видел, – говорит Кирилл Игоревич. – Поэтому никакого диссонанса внутри у меня наше творчество не вызывало, напротив, я был удивлён, как может удивительно гармонично лечь в единое музыкальное полотно то, что не представишь рядом вообще никогда – к примеру, великая музыка Моцарта и популярная – Стаса Михайлова. Потрясающе, конечно.
Ещё три года назад на творчество Дмитрия Янковского в этой области академические коллеги, рассказывал певец, смотрели свысока. Но теперь многое переменилось: артисты поняли, что это востребовано, модно, а главное, максимально эффективно выполняет миссию искусства популяризировать классическую музыку и академическое звучание. Поэтому «Геликон-опера», в спектаклях которой Янковский задействован весьма плотно, охотно отпускает его на подобные концерты. Более того, в Магнитогорске на нём присутствовал руководитель Дмитрия – завтруппой «Геликон-оперы» и главный помощник Дмитрия Бертмана Илья Ильин. Тоже, кстати, для Магнитогорска совсем не чужой человек.
– Статистика беспощадна: лишь четыре процента россиян ходят в оперные театры, – говорит Дмитрий Янковский. – За счёт такой подачи классики даже самый неискушённый зритель поймёт, что всё не так страшно и скучно, как говорили стереотипы, – и рано или поздно придёт на оперу. И полюбит её.
И охотно веришь артисту. Потому что атмосфера на его концерте просто оглушала – эмоции сметали даже самых стойких. А потом исполнителей на сцене – а в их числе был и оркестр театра оперы и балета – чуть не смели со сцены овации.
Каша из топора
Так вполне можно охарактеризовать музыкальный спектакль «Горячие сердца», премьера которого была посвящена 90-летию ММК.
– Не было литературной основы, не было сюжета – ничего: только идея сделать красивую добрую историю о подвиге первостроителей, причём постараться, чтобы в результате получилась не откровенная политическая агитка, а красивая, живая, неформальная история, – рассказывает директор театра оперы и балета Илья Кожевников. – Доверить постановку решили режиссёру Илье Ильину из «Геликон-оперы», который до отъ-езда в Москву жил в Магнитогорске и знает историю города. А вот автора либретто Марину Скалкину пришлось активно напитывать историческим материалом: плотно работали с музеями и были потрясены, узнав много нового о нашем городе. И история получилась действительно очень трогательной и светлой. И откликнулась огромной любовью зрителей к своему городу, о которой, вполне возможно, до минуты посещения «Горячих сердец» они и не задумывались, но вместе со всем залом встают в финале спектакля и исполняют гимн Магнитки – это пробирает до мурашек.
Пробрало и в рамках фестиваля «Оперетта, браво!» Который, увы, уже перевалил за экватор – впереди остались два гала-концерта, к постановке которых уже приступил Илья Ильин, и «Большой джаз» – так называется концерт трубача Виталия Головнёва, живущего и работающего теперь в Нью-Йорке, который создал программу в коллаборации с джазовым квинтетом – выпускниками академии имени Гнесиных, участниками проекта телеканала «Культура» «Большой джаз». Музыкантам рукоплескал весь мир – теперь такая возможность появилась у магнитогорцев.