Сердце Семёна Григорьевича остановилось сразу после концерта в Риге, где выступал коллектив. Вот как вспоминал тот день бывший артист капеллы Александр Тарнакин: «Во время концерта Эйдинов, чувствовавший себя неважно, сидел в зале.
Дирижировал Сергей Смирнов. После последнего номера, дружных аплодисментов и цветов стали вызывать художественного руководителя. Семён Григорьевич встал, быстро поднялся на сцену и поклонился публике. Потом повернулся к нам, сказал шёпотом: «Славься!» (хор Глинки из оперы «Иван Сусанин». – Прим. авт.) и жестом показал вступление.
Таким не видел его ещё никто. Он вложил в руки всю энергию, все свои силы. На лице выступил румянец, глаза блестели, а Семён Григорьевич продолжал наращивать темп. Последний аккорд… Рука «держит звук» и просит звучания колоколов. Публика неистовствует, кричит: «Браво!» Дирижёр повернулся к залу, поклонился и спустился со сцены. Всё. Он ушёл навсегда. Жизнь отдана искусству, молодому уральскому городу, России».
Прощание с маэстро проходило в Магнитогорском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Море цветов, приглушённые голоса, нескончаемый поток людей – всё говорило о том, как много значил для города этот человек. Порядок обеспечивала милиция, потому что народ всё прибывал и прибывал, и не было конца этой скорби. Вечный покой Семён Григорьевич обрёл на Правобережном кладбище.
Ныне бессмертная музыка Моцарта в исполнении капеллы и симфонического оркестра Магнитогорского театра оперы и балета тоже звучала в театре. Был аншлаг. Дирижировал заслуженный деятель искусств РФ Андрей Петренко, в послужном списке которого работа главным хормейстером в Мариинском театре, преподавание в Санкт-Петербургской консерватории, а ныне – художественное руководство Уральским молодёжным симфоническим оркестром и хором Свердловской филармонии.
Нелишне напомнить, что впервые Реквием Моцарта был исполнен в Магнитогорске в декабре 1986 года. Назначенный в то время художественным руководителем и главным дирижёром капеллы Юрий Иванов приурочил премьеру к 230-летию со дня рождения композитора. Останавливая свой выбор на Реквиеме, он полагал, что это лучшее из созданного Моцартом для хора. Юрий Иванов был учеником Семёна Эйдинова, занимался у выдающегося хорового дирижёра Александра Юрлова и художественного руководителя Новосибирского симфонического оркестра Арнольда Каца. Спустя десять лет после плодотворной оперно-симфонической деятельности в Астрахани и Саратове Юрий Иванов был художественным руководителем Магнитогорской хоровой капеллы. После премьеры 1986 года Реквием Моцарта остался в репертуаре капеллы и часто исполнялся с оркестрами в отечественных и зарубежных концертных залах. В том числе с такими выдающимися дирижёрами, как Владимир Спиваков, Арнольд Кац, Владимир Федосеев, Вероника Дударова, Дмитрий Лисс и другими.
Траурная заупокойная месса, написанная на канонический латинский текст, давно вышла за рамки молитвы и стала мировым художественным достоянием. Обращение к Реквиему в день памяти Семёна Григорьевича Эйдинова тронуло сердца многих. Прозвучавшая на бис восьмая часть сочинения Lacrymosa – один из самых светлых образцов моцартовской лирики, мольба об утешении в скорбный день слёз.
Марина Кирсанова