Благодаря федеральной программе «Большие гастроли» магнитогорские зрители увидели три постановки Омского государственного драматического театра «Пятый театр», а омичи познакомились с Магнитогорским драмтеатром имени А. С. Пушкина. Поддержка программы позволяет театрам российской глубинки не вариться в собственном соку, а расширять творческий кругозор. О том, какой это прекрасный подарок для публики, и говорить не приходится. Радостной стала встреча с Максимом Кальсиным, который до недавнего времени был главным режиссёром в Магнитке.
Для мыслящих зрителей
– Гастроли имени меня, – улыбается Максим Георгиевич на пресс-конференции. – Шучу, конечно. Просто из шести спектаклей, участвующих в обменных гастролях, четыре поставил я – по два в Омске и Магнитогорске.
Конечно же, сразу возникает вопрос, почему омский драмтеатр – «пятый». Ответ прост: на момент его создания в 1990 году в Омске уже существовало четыре государственных театра. Особенность «Пятого театра» – современный, острый, дискуссионный репертуар. Театральная культура сибирского города-миллионника достаточно высока, чтобы публика оценила новаторство и умение плыть против течения.
Забегая вперёд, скажу: магнитогорцы тоже оценили. Когда зал драмтеатра имени Пушкина рукоплещет постановкам экспериментальным, авангардным, я думаю: сколько можно называть Магнитку рабочим городом, жителям которого якобы подавай театр развлекательный, не «загружальный». С тех пор, как в городе перестали проводить фестиваль-биеннале «Театр без границ», взыскательные зрители изголодались по спектаклям «не для всех», которых в репертуаре местных театров всё-таки меньше, чем «для всех».
На пресс-конференции, где, кроме Максима Кальсина, присутствовали ведущие актёры «Пятого театра» Василий Кондрашин, Мария Долганёва и Евгений Фоминцев, зашёл разговор о репертуарной политике. Лёгкие комедии – «чтобы поржать» – у них тоже есть. Однако в Магнитогорск омичи привезли театр для мыслящих людей, причём с умным юмором даже в самых серьёзных спектаклях.
Жаркие майские дни, да ещё и пришедшиеся на уикенд, не помешали собрать зрителей. Хотя на первых двух постановках – «Человек из Подольска» (18+) и «Перемирие» (16+) – публики было меньше, чем узнаваемом «Географ глобус пропил» (18+), прошедшем при аншлаге. Время и кошелёк далеко не всем позволяют посвятить три вечера подряд театру, а если выбирать, – разумеется, вдумчиво изучив информацию на сайте драмтеатра, – то уж самый масштабный, прославленный и продолжительный спектакль, в двух отделениях. Однако, если бы нашлись желающие измерить децибелы оваций и крики «браво» уже в первый гастрольный день, наверняка цифры бы сравнялись.
Танцы для развития мозга
Отделение полиции, вроде бы стандартный допрос задержанного.
– За что вы меня задержали?
– А вот сейчас и выясним.
Разговор становится и вовсе абсурдным, когда полицейский требует от Николая, человека из Подольска, назвать численность населения родного города, задаёт другие нелепые вопросы, заставляет петь гимн Подольска и выкрикивать: «Голос ЮАО» – название газеты, где Николай тянет лямку редактора. А человек из Мытищ, играющий на скрипке в клетке-«обезьяннике», говорит новичку: «Нет, это не дурдом, я тоже сначала так думал, – это действительно полиция». Хотя, когда полицейские с суровыми лицами зажигательно отплясывают «танцы для развития мозга» под «ай лёлэ лёлэ лёлэ, хэй, хэй», начинаешь в этом сомневаться.
В интерпретации «Пятого театра» в этой истории вроде бы не делается упора на социальный аспект, но как в свете недавних событий не сопоставить театр абсурда и окружающую действительность. И всё же главный упор – на раскрытие психологии маленького, слабого человека, который замыкается в своей раковине, перестаёт видеть прекрасное вокруг себя, а в собственных неудачах винит общество. Где граница между «не повезло» и «сам виноват»? Сочувствуешь Коле, потом презираешь его – и вдруг вздрагиваешь, увидев Колю в себе, и мысленно произносишь название совсем другой пьесы – «Боюсь стать Колей» Ивана Андреева, – помните гастроли «Центра современной драматургии» из Екатеринбурга? Если не интеллектуально, то духовно эти два Коли весьма схожи. Но вернёмся к «Человеку из Подольска».
Пьеса Дмитрия Данилова написана осенью 2016-го, в 2020-м вышел фильм Семёна Серзина (16+). Надо сказать, «Пятый театр» берётся за драматический материал, пока он ещё не стал мейнстримом. Так было и с «Географом…», поставленным Максимом Кальсиным в 2010-м, на три года раньше знаменитого фильма (16+) Александра Велединского с Константином Хабенским в главной роли. Так случилось и с «Человеком из Подольска», которого Никита Гриншпун поставил в 2018-м. Кстати, я была настолько очарована спектаклем, что скачала фильм… и была горько разочарована, несмотря на сильный актёрский состав. Лишним антуражем и попытками разнообразить действие ослабили пружину диалогов. Хотя не исключаю того, что, не будь так свежи яркие впечатления от спектакля «Пятого театра», восприятие могло быть иным. Ведь это тоже история о самопознании, переосмыслении мировосприятия. А где происходит действие – в полиции, дурдоме, в очередном круге ада или же в чистилище, – зритель выбирает сам.
Когда замолкают орудия
– Первым они убили Макса. Он зашёл в нашу палатку на майдане в начале января, засмеялся и сказал: «Здоровэньки булы. Я – Макс, титушок из Донецка». А потом, будто фокусник, начал доставать из рюкзака тёплые носки…
Зал замирает и смотрит спектакль затаив дыхание – сразу, с начальной фразы. Вот этот парень с майдана – не враг. Он живой, честный, у него болит душа – как и у его антагонистов-сепаратистов¸ таких же живых и настоящих.
Пьеса «Перемирие» Алексея Куралеха (16+) заняла первое место в конкурсе «Ремарка-2018» в номинации «Весь мир». В «Пятом театре» её поставил Максим Кальсин. Премьера состоялась 27 февраля 2021 года и стала своего рода проверкой на совместимость театра и нового главного режиссёра, пройденной блестяще.
Признаться, на этот спектакль я шла с некоторой опаской. Слишком больная и острая тема – война на Донбассе. Слишком велика была вероятность, что это будет «имперский» взгляд – со стороны России. Но когда Максим Георгиевич уверял: «Никакой политики», – говорил истинную правду.
Автор пьесы родился и живёт в Донецке. «Искусство говорит о войне, когда есть дистанция», – подчёркивает он. И, повествуя о трагедии братоубийственной войны, выбирает форму притчи с метафорическим сюжетом. Двоих «сепаров» посылают отстроить дом на холме, разрушенный бомбёжкой. Объявлено перемирие. Святое дело – помочь одинокой женщине, последней жительнице села. Но с той же целью туда приходят двое «укров».
Общее дело объединяет, враждебность перерастает в добрые отношения. Но стоит заговорить о правых и виноватых, как зарождающаяся дружба подвергается испытанию, которое вряд ли выдержит. Но Мария (имя выбрано не случайно, как и имена-позывные её помощников Ной, Ахилл, Шумахер и Че Гевара) – беременна, корова её рожает телёнка – это ключевая сцена спектакля, символизирующая торжество света над тьмой. А значит, жизнь продолжается… пока не кончилось перемирие.
На этом спектакле аплодисменты почти не звучат – зато в конце зал взрывается овацией и долго не хочет отпускать актёров со сцены. Тот момент, когда плачут даже мужчины – и не стыдятся этих слёз.
Символ российской интеллигенции
На спектакль «Географ глобус пропил» мест нет уже за несколько дней до показа – не забудем и о санитарных нормах, позволяющих заполнять зал лишь на 75 процентов. Роман Алексея Иванова стал классикой современной российской литературы. Постановку Максима Кальсина в «Пятом театре» – тогда в статусе приглашённого режиссёра – писатель называл лучшей интерпретацией книги, не случайно все награды и премии, которых удостоен спектакль, не вместятся и в абзац. Любопытный факт: Иванов инкогнито побывал на показе на одном из фестивалей и так и ушёл неузнанным, а потом прислал Кальсину восторженную телеграмму.
В фильме «Географ глобус пропил» 2013 года действие перенесено в наши дни. Однако несравненно органичнее выглядят и герои, и события в спектакле «Пятого театра», оставившем действие в «лихих» девяностых, где вызывавший мрачное недоумение киношный горе-педагог и лузер предстаёт тем, кем и был сотворён в романе – честным, благородным, потерявшим своё место в жизни, страдающим человеком, символом российской интеллигенции. Выбор у безработного учёного Служкина небогатый: идти в школьные учителя или быть на побегушках у «нового русского» Будкина. Собственно, от одного он и приходит к другому. Однако важнее в нём готовность пожертвовать своими чувствами во имя счастья других, благородство и ответственность в отношениях с людьми, сострадание к ним.
Особо хочу отметить то, как впечатляюще разворачивается перед зрителем красота природы – своего рода идеального мира. Небо, река, лес. Граница между водой на сцене и водой на огромном экране стирается. И эта вода словно смывает грязь с души каждого участника похода, открывая их настоящих…
Снова и снова с благодарностью возвращаясь к спектаклям «Пятого театра», удивляюсь: а ведь первые два из них, идущие в одном действии, по концентрации мысли, чувства и образности не уступают почти четырёхчасовому «Географу…». Не случайно в нынешнем, вечно спешащем, мире ставят всё больше постановок длительностью в полтора часа, ёмких и предельно насыщенных, пролетающих на одном дыхании и оставляющих долгое послевкусие. Впрочем, для любителей масштабных, продолжительных спектаклей, в которых, конечно же, своя прелесть, есть прекрасная новость – к нам едет из Уфы Государственный академический русский драматический театр с тремя постановками режиссёра Михаила Рабиновича.
Знаменитый мюзикл Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна «Голубая камея» (16+) покажут дважды, 15 и 16 июня. Комедию Александра Островского «Бешеные деньги» (16+) мы увидим 17 июня. Завершатся уфимские гастроли 18 июня иронией в двух действиях «Свой путь» (16+) по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович.