Три с лишним года миновало со дня гибели Сергея Пускепалиса. Заменить его никто не сможет – ни друзьям, ни зрителям, ни коллегам по работе в театрах и на съёмочных площадках. И всё же боль утраты медленно уступает место светлой печали – когда всё ещё наворачиваются на глаза слёзы, когда видишь Сергея Витауто на экране, но приходит осознание: для нас он всегда жив, всегда с нами. Потому кажется таким естественным, что в Российском государственном академическом театре драмы имени Фёдора Волкова, художественным руководителем которого Сергей Витауто был с 2019 по 2022 год, просьба отключить телефоны на время спектакля звучит по-прежнему его голосом.
И всё ещё идут в российских театрах постановки Пускепалиса – и в Волковском театре в Ярославле, и в МХАТе имени М. Горького, где в 2018 году он был заместителем художественного руководителя по творческой работе, и на других статусных площадках страны. Но, как и жизнь человеческая, жизнь спектакля, как бы ни любила его публика, имеет свои пределы. Потому директор Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина Евгений Климов и выступил с замечательной идеей: пока ещё есть такая возможность, собрать на одной сцене и показать спектакли Сергея Пускепалиса – и пусть это станет началом возрождения традиции проводить в Магнитогорске театральные фестивали.
Восемь дней в Магнитогорске длился Всероссийский театральный фестиваль «Серёжа» (16+) памяти Сергея Пускепалиса. Грандиозный проект стал возможен благодаря гранту главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение» и всемерному содействию неравнодушных людей. Полные залы, высокое искусство – и непередаваемая атмосфера душевного тепла и грусти.
Диапазон материала, который выбирал Пускепалис-режиссёр для театральных постановок, достаточно широк – от неустаревающей классики, которая не устаёт удивлять филигранно точным отображением человеческой натуры, до современности с её узнаваемыми реалиями.
Такая современная классика
Открылся фестиваль спектаклем Московского художественного академического театра имени Горького «Последний срок» (12+) по повести Валентина Распутина, об этом «ММ» уже рассказывал на своих страницах. Хочется добавить несколько слов о невероятном актёрском мастерстве исполнительницы главной роли. Признаюсь, если бы моя коллега из «Магнитогорского рабочего» Елена Смирнова не сказала, что старуха Анна в этом спектакле и юная цветочница Элиза в «Пигмалионе» (16+), который МХАТ привозил к нам в декабре 2024, – одна и та же актриса, Елена Коробейникова, я бы ни за что не догадалась. А в Люсе – заслуженная артистка России Ирина Фадина – непросто было узнать жёсткую и властную Вассу Железнову…
Изначально в программе фестиваля был спектакль Московского художественного театра имени А. П. Чехова, где также осталась частичка души Пускепалиса – но из-за болезни актёра пришлось внести коррективы в программу фестиваля. В Магнитогорск приехал другой прославленный столичный коллектив – Московский академический театр имени Вл. Маяковского. Комедия Александра Островского «Не всё коту масленица» (12+) в постановке легендарного режиссёра Леонида Хейфеца произвела настоящий фурор.
И кстати, магнитогорские театралы и здесь могли порадоваться встрече с любимой актрисой – кто видел Наталью Палагушкину в роли Агнесы в «Школе жён» (16+), её уже не забудет. Помните, в июне 2023-го спектакль театра имени Маяковского открывал Фестиваль театров малых городов России (16+), проходивший в Магнитогорске? И вот другая острохарактерная роль Натальи – Агния, дочь купчихи Кругловой. А как хорош Ермил Зотыч Ахов – заслуженный артист России Виктор Запорожский! И до чего здорово оттеняет его образ персонаж-антипод – Ипполит – Всеволод Макаров…
Театралы со стажем знают: если звёзды сошлись так, что в Магнитогорске идёт постановка культового режиссёра в театре, который уже успел оставить яркие впечатления, да ещё с любимой актрисой, надо идти не задумываясь. И зал не был разочарован.
Александр Островский сегодня – один из особенно популярных русских классиков. Это для советского зрителя «капиталистические» реалии были чем-то далёким и не слишком понятным, а нынешние россияне рукоплещут с удвоенным жаром, когда осознают: в сущности, изменилось немногое. К слову, пьеса «Не всё коту масленица» (12+) идёт и в Магнитогорске – её поставила в театре куклы и актёра «Буратино» заслуженный деятель культуры России Наталья Корлякова (Томск). Спектакли, безусловно, разные – но если не видели нашего Островского, то горячо рекомендую. Наша постановка интересна по-своему.
Возрождённый «Клинч»
В рамках фестивальной программы состоялись два показа спектакля с особенной судьбой. «Клинч» (16+) по одноимённой пьесе Алексея Слаповского более двух десятилетий назад Сергей Пускепалис ставил в Уфимском молодёжном театре, где этот спектакль шёл совсем недолго. История о самых обычных людях, оказавшихся в фантасмагоричной ситуации, не отпускала Сергея Витауто – и в 2015 вышел фильм «Клинч» (16+), первая и единственная режиссёрская работа Пускепалиса в кино.
Директор МАДТ имени А. С. Пушкина Евгений Климов предложил Глебу Пускепалису, который учится на режиссёра, восстановить спектакль на магнитогорской сцене по эскизам отца. Напомним: в нашем драмтеатре Сергей Витауто поставил девять спектаклей, все они обрели своего зрителя, но за долгие годы репертуар обновился, и они остались только в истории театра и благодарной памяти публики. «Клинч» стал десятым – ведь Глеб Сергеевич ставил перед собой задачу максимально бережно отнестись к творческому наследию Пускепалиса-старшего, дело которого продолжает.
Да, не ждите от спектакля копии фильма: у театрального мира свои законы, у мира кинематографа – свои. Не только сюжетные нюансы – даже имена героев отличаются.
«Клинч» дарит встречу с любимыми публикой актёрами, прекрасными во всех своих образах – и неповторимыми в каждом из них. В главных ролях: учитель – Игорь Панов, его жена – Анна Дашук, сын – Максим Возыков, Барабан – Павел Едрёнкин. Светку Иллюзион играет молодая актриса Анастасия Александрова, – думаю, отныне и её смело можно назвать любимицей публики.
Согласно замыслу Сергея Пускепалиса, в спектакле должна звучать живая музыка. И она звучит! Музыкальный руководитель постановки Антон Масленников (клавиши), Игорь Иголкин (гитара), Юрий Бахарев (бас-гитара) Анастасия Калинникова, Константин Шуваев (ударные) и уфимец Стас Никоненко (ведущий вокалист) погружают нас в драйвовые, прекрасные и кошмарные девяностые.
Жанр спектакля Глеб Пускепалис определяет как психопатический экшн, и это точное определение. Автор пьесы, Слаповский, – как психологический боевик. Преамбула гласит: «Клинч – боксёрский термин, обозначающий положение, когда противники обхватили друг друга руками, сцепились, обнялись. Это своеобразная форма отдыха в бою, но можно и незаметно ударить ниже пояса. Оттолкнув же противника, рискуешь тут же получить удар. Из клинча боксёры выходят сами или по команде судьи на ринге».
Выйдут ли герои из клинча? Да о чём вообще этот спектакль? Приходите – узнаете сами. И сюжет, и финал допускают разные трактовки. «Клинч» – не просто фестивальный проект. Это репертуарный спектакль МАДТ имени А. С. Пушкина. Ближайшие показы – 29 и 30 ноября.
Комедии со смыслом
Театр имени Фёдора Волкова – первый публичный общедоступный профессиональный театр России – привёз из Ярославля две постановки Сергея Пускепалиса.
Сюжет «Весов» (16+) Евгения Гришковца магнитогорцам знаком – в памяти сохранилась постановка Максима Кальсина 2019 года. Тем интереснее было увидеть версию Сергея Пускепалиса. Четверо мужчин в приёмном покое роддома. Нервы на пределе, восприятие обострено. В такой ситуации люди раскрываются с совершенно неожиданных сторон. А зрители пропускают их историю через самое сердце – потому что узнают в героях себя, родных, знакомых… И в конце-то концов, все вспоминают своих мам – и чувствуют к ним благодарность. Во внешне комических ситуациях сквозит душевная боль. Это и есть комедия со смыслом. И слёзы наворачиваются на глаза, когда речь заходит о страхе потерь, о тех зарубках, которые навсегда оставляют перенесённые боль и горе. А в финале женщинам раздают цветы – мамам, бабушкам, дочерям. И это очень трогательный момент.
Совсем другая комедия – и тоже со смыслом – «Предстоящее событие» (16+) по философской и в то же время безумно смешной пьесе Игоря Глинкова. В кабинет к врачу-проктологу (Константин Силаков) приходят ангел (Михаил Емельянов) и чёрт (заслуженный артист России Валерий Кириллов) и просят рассудить, кто из двоих должен остаться, а кто – уйти. Тот пытается перенаправить их к психиатру, но эти двое проявляют единодушную настойчивость. Оба они – люди, только один из них сумел полюбить всё человечество, а другой умудрился всех сразу возненавидеть. И, казалось бы, ответ очевиден, однако не всё так просто… Это было яркое завершение фестиваля «Серёжа», зал рукоплескал.
А когда отзвучали аплодисменты, художественный руководитель Волковского театра Валерий Кириллов вручил директору МАДТ Евгению Климову и другу Сергея Пускепалиса, главному художнику МАДТ Алексею Вотякову памятные подарки и рассказал:
– Премьера спектакля «Предстоящее событие» в 2021, ещё до начала СВО, состоялась не в Ярославле, а в Донецке и Горловке. Мы «обстрелянный» театр – не раз выступали в Донецке, Луганске, Севастополе, в госпиталях, где восстанавливаются наши бойцы. Хотелось бы, чтобы имя Сергея Пускепалиса продолжало связывать тех, кто любит театр. Это человек, по которому можно настраивать себя на правду.
Следующий театральный фестиваль памяти Сергея Пускепалиса (16+) состоится в 2027 году.



