Выставка «Объекты 21» (0+), на которой представлены работы Андрея Бортникова, Игоря Толкачёва, Веры Полевой и Анжелики Южаковой, отсылает к идее смещения фокуса искусства.
– Каждый из участников экспозиции творит в своей неподражаемой манере, – начинает экскурсию куратор выставки, заведующая выставочно-просветительским отделом картинной галереи Анастасия Миронова. – Восприятие работ выливается в яркое, обновлённое видение арт-объектов. Выставка призвана показать возможность концентрации разнообразных течений, пластично согласуясь с хроносом, органично вписывается в конкретное место и время. Сложные переплетения, легшие в основу декоративных форм, передают сюжет, усиливая эффектность произведений.
Экспозиция, в которой около 200 работ, условно разделена на две части. В первой – произведения Игоря Толкачёва и Андрея Бортникова, выполненные из дерева, металла и шамота. Подход авторов к работе имеет яркий индивидуальный стиль, который основывается на высоком профессионализме.
Андрей Бортников экспериментирует с поверхностью, создавая арт-объекты из вторичных материалов.
В родном городе он окончил училище по специальности «резчик по дереву с владением техникой инкрустационных работ». В течение десяти лет преподаёт изобразительное искусство в Нижнетагильском государственном социально-педагогическом институте. Часть его работ выставлялась на межрегиональном биеннале современного искусства, проходившем в 2016 году в Магнитогорске. Мастеру арт-объектов присудили первое место в творческой номинации. Произведения Андрея Бортникова украшали залы всероссийской, городских и областных выставок. Его «Урбанистические скакуны» могут стать прообразами фантастических фильмов о будущем планеты. Соединение разнокалиберных ключей, подков, шпингалетов, заклёпок, металлических пластин, шестерёнок, гаек и ещё тьмы стальных изделий в совокупности порождает оригинальное произведение искусства. Его экспонаты – классический пример техностиля в искусстве, зародившегося в эпоху развития информационной сферы. Произведения соответствуют духу времени: хаотичны, футуристичный, холодны. Если первые два определения можно с полным основанием отнести к работам Андрея Бортникова, то в холодности его не упрекнёшь. Напротив, металл в соединении с деревом придаёт обаяние его человечкам. Образы условны, но узнаваемы: викинг брутален, рыцарь невозмутим, батыр величествен. Кажется, арт-объекты весьма просты в исполнении: очистить от ржавчины ключи да гайки, наклеить на деревяшку – и произведение готово. К слову сказать, руки зачесались попытаться смастерить что-то подобное. Попробовать стоит, тем более что популярное экологическое направление искусства даёт вещам не просто вторую, но творческую жизнь. А исходный материал найти не сложно – металлолом. Но не стоит обольщаться: создание высокохудожественных произведений потребует многих знаний, умений, опыта, которые нашли талантливое соединение в оригинальных произведениях мастера Бортникова. Человек он, судя по работам, весёлый. Огромное деревянное колесо, в ажур которого вкраплён разнородный металл, художник назвал «Снежинка».
– Игорь Толкачёв – хорошо известный в Нижнем Тагиле художник, работающий в жанре анималистики, – продолжает экскурсию Анастасия Геннадьевна, подводя к каменным птицам разных видов, рассевшимся по полкам витрин. – Каждая зооморфная форма представлена автором как некий персонаж с ярко выраженным характером. Работы метафоричны, иные не лишены гротеска, что в совокупности представляет коллекцию интересных образов. Он работает в технике ручной лепки и формовки по гипсовым формам, которые позволяют значительно повысить качество и декоративность. Использует способ доработки формы «по-сухому», декорируя работу с учётом образа. Предпочитает шамотную глину, фактурность обработки позволяет передать теплоту и «бархатистость» материала. Особенность творческого подхода – создание простых и лаконичных форм.
Воплощая образы пернатых, Игорь Борисович прибегает к принципу антропоморфизма – очеловечивание животных, что декларировано в названиях работ: настороженность, кокетство, удивление, очарование. И это не авторская фантазия. Рассматривая тельца реалистично созданных попугаев, удодов, пеликанов, видишь птиц, переживающих человеческие эмоции.
Игорь Толкачёв – профессиональный художник и педагог художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института. Он активный участник выставок различного масштаба: от городских до всероссийских, где его работы не раз отмечали дипломами.
Вторая часть выставки объединяет творчество Анжелики Южаковой и Веры Полевой.
Декоративно расписанные подносы Полевой придают экспозиции яркости, праздничности. Вера Павловна – известная на Урале художница лаковой росписи по металлу. Разнообразные по цвету и форме утилитарные предметы быта с изображением всевозможных цветов и фруктов возвышаются до произведений искусства. В традиционном для тагильцев промысле Полева начала работать ещё в 1978 году, совершенствуя мастерство в заводском цехе росписи подносов. Азам профессии училась у известных мастеров, стараниями которых в городе возродился старинный промысел.
Вера Павловна передаёт знания воспитанникам детско-юношеского центра «Радуга». В списке её наград серебряная медалью ВДНХ СССР, губернаторская премия, звание «Мастер народных художественных промыслов Свердловской области» и множество выставок, фестивалей, конкурсов как зарубежных, так и всероссийских.
– Всем известны жостовские подносы, но, оказывается, тагильские на век старше, – рассказывает Анастасия Геннадьевна. – Ремесло по изготовлению подносов зародилось в Нижнем Тагиле более 250-ти лет назад. Тому есть простое объяснение: в городе производили высококачественный металл марки «Старый соболь». Основатели росписи подносов – художники Худояровы. Они же изобрели «хрустальный» лак, который придавал предметам объём и глубину. Со временем ремесленные изделия распространились по всей стране. Редко какое чаепитие обходилось без яркого подноса. Мастерски выполненная роспись позволила использовать их в качестве настенного декора.
Флористическую тему экспозиции продолжают работы Анжелики Южаковой – председателя Нижнетагильского отделения Союза художников. Южакова – скульптор, но в экспозиции ярко заявила о себе как живописец, представив серию полотен с изображением гигантских цветов. Тычинки, лепестки, листья прописаны столь детально, что работы с полным основанием можно назвать портретами ирисов, маков, роз. Она блестяще работает в различных направлениях, видах и жанрах творчества. Так, её декоративное панно «Ангел II», которое магнитогорцы могли видеть на межрегиональном биеннале современного изобразительного искусства Урала «Лабиринт», выполнено в дереве. В 2016 году жюри отметило работу дипломом II степени. В этой же стилистике выполнено монументально панно, занимающее центральную стену малого зала галереи. Это совместное творчество Анжелики и её отца Леонида Южакова.
– Экстерьерное произведение состоит из нескольких керамических частей, – уточняет Анастасия Миронова. – Поверхность покрыта патиной и смотрится как металл. Не менее масштабна скульптура «Ночной сад», в которой автор использовала и дерево, и керамику. А скульптурное произведение «Кристаллография II» Анжелика, хрупкая женщина, создавала с помощью бензопилы. Серую поверхность дерева оживила фрагментами расписного подноса.
Активная выставочная деятельность Южаковой начинается после окончания Уральского училища прикладного искусства и дизайна в 1989 году. Её работы были представлены на зональных, региональных, всероссийских и международных выставках. Она автор станковых скульптур, монументальных памятников, барельефов в Нижнем Тагиле, Артёмовске, Лениногорске, Сургуте.
В экспозиции тагильских художников органично соединились различные виды искусства – от лаковой живописи до арт-объектов. Уральские мастера поразили богатством техник, мастерством, жанровым и тематическим разнообразием, продемонстрировав высокий уровень профессионализма. Выставка будет интересна не только любителям и ценителям искусства, но и профессионалам. Уникальный совместный проект продлится до 22 сентября.