Об этом Ариадна Николаевна Гусева – лауреат международных конкурсов, кандидат искусствоведения – знает, как никто другой. Большую часть своей жизни она отдала Магнитогорской государственной академической хоровой капелле, в которой меццо-сопрано солистки Гусевой бархатом лилось со сцены. Не раз в качестве приглашённой певицы ездила на проекты в Москву, выступала на сцене столичных театров. А два года назад её пригласили преподавать в Магнитогорскую консерваторию – и она поняла, что давно мечтала от чистого исполнительства перейти к передаче опыта молодому поколению. И стала преподавателем кафедры академического пения МаГК.
– С удовольствием сразу отметила для себя, что консерватория – это, если можно так сказать, полноценная лаборатория новаторства, – говорит Ариадна Гусева. – Руководители и заслуженные педагоги с большим энтузиазмом относятся к тому, если от коллектива исходят творческие идеи, способствующие развитию творческого и образовательно процессов. Я предложила оперный проект, который давно зрел в моей голове, идея пришлась по вкусу, и вот мы уже воплотили второй этап этого эксперимента.
Ариадна Николаевна лукавит: оперный проект был не первым её детищем в консерватории. В прошлом году, юбилейном для великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, Гусева со своими студентами подготовила серию масштабных мероприятий, посвящённых этому событию: два концерта с участием студентов, преподавателей, оркестрантов консерватории и музыкального колледжа при ней, а также учеников других музыкальных заведений города. На них приезжала и завкафедрой сольного пения Южно-Уральского государственного института искусств им. П. И. Чайковского, народная артистка России Наталья Заварзина. Завершился проект научной конференцией, посвящённой творчеству Чайковского, с участием светил музыки, в частности, исследователей творчества композитора. Был на ней и потомок Петра Ильича и Надежды фон Мекк Денис фон Мекк. О, это красивая история: меценат, Надежда Филаретовна, впечатлившись произведениями Петра Ильича, долгие годы была его другом и покровителем. В результате этой дружбы сын фон Мекк женился на племяннице Петра Ильича, дав тем самым новую ветвь в генеалогическом древе великих семей. Денис фон Мекк – основатель благотворительного фонда в области культуры, популяризатор творчества Петра Чайковского во всём мире. Магнитогорской консерватории он подарил несколько книг о своём знаменитом предке, занявших достойное место в библиотеке учреждения.
В 2022 году проект «Опера – тайна жанра» Ариадна Гусева посвятила этому жанру во всех его проявлениях.
На первом этапе она решила познакомить студентов своего класса с тем, что такое оперное искусство на практике.
Казалось бы, странно: консерватория, которая в основе своей готовит именно будущих работников оперных театров, будь то вокалисты, солисты хора, оркестровые музыканты или артисты балета, – а впервые по-настоящему окунаются в этот, пожалуй, самый сложный жанр классического музыкального искусства не во время учёбы, а уже на рабочем месте. Потому что как выглядит экзамен классического вокалиста: рояль, вечернее платье или смокинг, статичная поза – и исполнение оперных арий на оценку комиссии. Из жизни в образе – разве что эмоции, выраженные в вокале, из театрального действа – разве что взмах рук на кульминации. Ариадна Гусева же постаралась погрузить студентов в настоящее оперное творчество. Концерт «Опера представляет», состоявшийся в декабре прошлого года в большом зале консерватории, – это каскад оперных сцен и арий, дуэтов и ансамблей, исполненных студентами-вокалистами в театральных условиях: с отыгрыванием мизансцен, исполнением речитативов, актёрской игрой, взаимодействием с партнёрами, в том числе хором и балетом – тоже героями сцен, – и даже костюмами, которые для проекта Ариадны Гусевой любезно предоставил Магнитогорский театр оперы и балета.
– Вообще все отнеслись к идее с необыкновенным вдохновением и активно помогали, – рассказывает Ариадна Николаевна. – А уж как горели глаза у студентов, которые получили колоссальный мотивационный «пинок» для дальнейшего развития! Понимаете, они не просто увидели со стороны свою профессию – они погрузились в неё. А ведь это нелегко, и к этому нужно готовиться: если в концертном исполнении арии на том же экзамене они думали только о том, чтобы правильно взять ноту и грамотно её интонировать, то в рамках концерта они одномоментно решали сразу несколько задач: вокальные, хореографические, актёрские. Даже ношение сценического костюма – отдельная песнь: они тяжёлые, многослойные, корсеты сжимают диафрагму, материал может быть некомфортен – мой студент, который исполнял партию Ивана Сусанина, жаловался на жутко неприятную для тела дерюгу, из которой была сшита рубашка героя (смеётся). Все они почувствовали себя настоящими артистами оперного спектакля, и это самое важное.
На днях состоялся второй концерт проекта – «Опера – главные герои» – те же оперные сцены, но в исполнении состоявшихся профессионалов: педагоги консерватории и приглашённые солисты театра оперы и балета, в том числе Ариадна Николаевна исполнила развёрнутую сцену Аиды и Амнерис из оперы Верди «Аида» вместе с Оксаной Сычёвой. Кульминацией же проекта станет всероссийская научная конференция «Опера – взгляд изнутри», в рамках которой 16 апреля в Магнитогорской консерватории встретятся все те, кто создаёт оперу: музыковеды и либреттисты, композиторы и режиссёры, дирижёры и балетмейстеры, исполнители и танцовщики.
Оперный театр – огромная планета, где важна каждая составляющая – от артистов до гримёров и монтажников декораций.
Будут научные диспуты, лекции и мастер-классы, «разбавленные» исполнением арий и ансамблевых сцен из лучших мировых образцов оперного искусства.
– Но уже сегодня студенты в едином порыве говорят о том, что подобную работу необходимо продолжать на регулярной основе, поскольку она максимально готовит их к профессиональному мастерству, вводит в мир оперного искусства на практике, – говорит Ариадна Гусева. – Вместе с руководством консерватории будем думать, в каком формате продолжить эту работу. А идей много, главная – перевести проект из презентационной акции в педагогическое русло в ежегодном формате. Очень хотела бы подключить к ней симфонический оркестр театра оперы и балета, а может, и перенести мероприятия на сцену театра, чтобы дети полностью прочувствовали на себе атмосферу храма музыкального искусства. Директор театра оперы и балета Илья Кожевников всегда с удовольствием участвует в акциях по популяризации оперы, с удовольствием помог нам в реализации студенческого оперного концерта, надеюсь, согласится продолжить сотрудничество. Заинтересовалась проектом и Наталья Александровна Заварзина, с которой есть предварительная договорённость собрать большой концерт студентов Магнитогорской консерватории и Южно-Уральского института искусств. Главное – есть поддержка руководства нашего вуза – декана музыковедческо-исполнительского факультета Оксаны Дегтярёвой, проректора по научной работе МаГК Галины Гун и ректора консерватории Натальи Сокольвяк. И это вселяет большую уверенность в то, что всё у нас получится.