Как и всякий театр, который, как известно, начинается с вешалки, театр оперы и балета радует зрителей не только репертуаром, но и чисто хозяйственными обновлениями: за лето сделаны ремонт сразу трёх строгих классических фасадов, капитальный ремонт малого концертного зала, где проводят литературные гостиные и интерактивные спектакли для самых маленьких зрителей – зал ждёт их уже 12 сентября. К суперсовременному звуковому оборудованию, приобретённому театром в прошлом сезоне, теперь добавилось световое.
– За это хочу выразить огромную признательность администрации города и лично Сергею Бердникову, который видит развитие Магнитогорска во всех направлениях, причём культуру рассматривает не по традиционному остаточному принципу, а практически в равной степени с экономическими и социальными вопросами, – говорит директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. – Это помогает театру не просто уверенно чувствовать себя в привычном амплуа, но и расширять возможности, в том числе жанровые. Например, новые свет и звук дали нам возможность замахнуться на суперсовременные постановки.
Одной из них стал мюзикл «Парижские тайны» (16+) по одноимённому роману французского писателя Эжена Сю. Премьера романа проходила на страницах одной из влиятельных парижских консервативных газет с июня 1842-го по октябрь 1843 года. Детектив «Парижские тайны» породил моду на уголовно-сенсационный жанр литературы, и читатели с нетерпением ждали продолжения, раскупая газету, как в мороз горячие пирожки. Затем свет увидел книгу – два увесистых тома. Теперь детектив уложен в двухчасовой спектакль автором либретто Евгением Муравьёвым и композитором Кимом Брейтбургом, известным Магнитогорску не только успехами в столичном и международном шоу-бизнесе, но и мюзиклом «Дубровский» (12+), поставленным на сцене Магнитогорского театра оперы и балета.
– У нас классная команда, собранная Кимом Александровичем, с которой ставим уже третьи «Парижские тайны», – рассказывает режиссёр-постановщик Алла Чепинога. – Первые «Тайны» состоялись в Екатеринбурге, потом в Кемерово, в ноябре их увидит Магнитогорск – пятого, шестого и седьмого числа состоятся премьеры мюзикла. Он зажигателен, он заворожит своей историей, которая включает любовь и мистику, детектив и тайну. Это полномасштабная яркая постановка, настоящее шоу, сюжет которого сконцентрирован так, что зритель даже не заметит, как пролетят два часа.
По словам Ильи Кожевникова, проект «Парижские тайны», на который замахнулся коллектив, – довольно дорогостоящий. Более сотни артистов, включая детей, более двухсот аутентичных костюмов, объёмные декорации. Да что там – пожалуй, более звёздного постановочного десанта Магнитогорск ещё не видел. Во-первых, Ким Брейтбург: композитор и продюсер, он писал для участников конкурса «Евровидение», организовывал на канале «Россия» телешоу «Народный артист» – ту же «Фабрику звёзд», но более профессионального уровня. Его супруга Валерия Брейтбург – старший преподаватель Гнесинки, суперпрофессионал по работе над мюзиклами, написавшая на эту тему научное изыскание, по которому сегодня работают все постановщики мюзиклов, – является музыкальным руководителем проекта. Режиссёр-постановщик Алла Чепинога – выпускница ГИТИСа – института и аспирантуры, режиссёр, сотрудничающая с многими театрами России, включая легендарную Мариинку, «Новую оперу» и театр Армена Джигарханяна, кандидат искусствоведения, преподаватель мастерской великого повелителя столичной «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана.
– Готов ли провинциальный зритель к масштабным спектаклям, подобным нашим «Тайнам»? По-моему, зритель везде одинаковый, каждый хочет получить качественный продукт, – рассуждает Алла Чепинога. – Другой вопрос: готовы ли театры дать зрителям такое шоу? И здесь с удовольствием отмечу, что, невзирая на техническое недооснащение, небольшие сцены и довольно скромное финансирование, театры хотят дарить зрителям настоящее шоу и идут ради этого на многие вещи, о которых раньше и не помышляли. Что касается Магнитогорска, который уже работал с Кимом Александровичем и знает его методику подготовки мюзиклов, то труппа театра приятно удивила и желанием работать сутки напролёт, и прекрасным профессиональным состоянием, и здесь хочу поблагодарить представителя режиссёра «Геликон-оперы» Илью Ильина, который ставил в Магнитогорске новую «Летучую мышь» и, работая с труппой, буквально переформатировал её. Поэтому артисты, балет в прекрасной профессиональной форме, как и потрясающий оркестр.
Хореограф-постановщик «Парижских тайн» – ещё одна звезда шоу-бизнеса Сергей Мандрик: основатель и руководитель известнейшего в России шоу-балета «Стрит-джаз», ведущий хореограф телепроектов «Звезда танцпола на MTV», «Музыкальная премия MTVRMA», MTVRussiaMovieAwards, BigLoveshow, «Золотой граммофон», он работал также на телепроектах Первого канала «Фабрика звёзд», «Точь-в-точь», «ДОстояние РЕспублики», «Какие наши годы», «Пять звёзд» и многих других. Является ВИП-хореографом звёзд эстрады, включая Кристину Орбакайте, Филиппа Киркорова, групп «Серебро», «Руки вверх» и других. Задаю, кажется, вполне логичный вопрос: шоу-бизнес оживает после жёстких пандемийных ограничений, работы на высшем уровне вроде бы непочатый край, а вы уезжаете из столицы в провинциальный Магнитогорск ставить спектакль. Сергей смеётся: неправильные у вас данные.
– Шоу-бизнес до сих пор находится в минорном состоянии, и никому не известно, когда всё это закончится, – говорит Сергей Мандрик. – Наши по-настоящему большие туры, на которые собираются стадионы, перенесённые в пик пандемии до следующего года, снова откладываются на целый год. Есть разве что киношные, телевизионные истории, клипы, из «живого» искусства вот театр немного ожил, и это большое счастье. Театр – новое направление, открытое для меня Кимом Брейтбургом, с которым были знакомы по сотворчеству в шоу-бизнесе. Конечно, для меня, варящегося в шоу-бизнесе, это выход из зоны комфорта, но это очень бодрит и даёт большой профессиональный рост.
– Чего мы только не намутили, чтобы зрителю понравилось, – приоткрывает завесу тайны Сергей Мандрик. – Много танцевальной нагрузки и у балетных, и у солистов, всем очень непросто, но редко встречаешь столь трудолюбивых людей, готовых постигать и воплощать новое. Все демонстрируют какие-то чемпионские темпы в принятии новой информации и её воплощении.
Кроме «Парижских тайн», Магнитогорский театр оперы и балета готовит своим зрителям много не менее шикарных сюрпризов. Во-первых, премьеру к 90-летию Магнитогорского металлургического комбината – спектакль-трансформер «Горячие сердца» (12+), поставленный на гениальную музыку Исаака Дунаевского, написанную для одной из первых советских кинокомедий «Волга-Волга». Кстати, сюжет фильма взят и за основу сюжета мюзикла «Горячие сердца», либретто к которому пишет столичный автор. Только герои фильма едут на конкурс художественной самодеятельности в Москву, а герои «Горячих сердец» – на творческий смотр в новый индустриальный город Магнитогорск. Первостроители Магнитки и ММК, творческая жизнь в строящемся образцовом социалистическом городе – а в Магнитогорске, кстати, в начале 30-х годов прошлого века действительно проходила олимпиада художественной самодеятельности – в предъюбилейный год для комбината новый проект театра оперы и балета не мог не выиграть грант главы города «Вдохновение» на постановку «Горячих сердец», премьера которого состоится летом, к главному празднику Магнитки – Дню металлурга. Изюминкой спектакля станет участие в работе над ним ведущих творческих коллективов Магнитогорска – от коллег по магнитогорским театрам до Дворцов культуры и даже учебных заведений.
Любителям хоровой классической музыки театр уже первого октября представляет совместный концерт (6+) театрального оркестра с Магнитогорской государственной академической капеллой имени Эйдинова: месса Людвига ван Бетховена и программа по сочинениям Сергея Прокофьева. В октябре же пройдёт «послепандемийный» международный фестиваль «Вива опера!» (18+) , точный состав гостей из-за границы на который до сих пор не определён, и всё по той же причине – коронавирус. Также полюбившийся публике фестиваль «Браво, оперетта!» (12+) состоится в декабре.
Симфонический оркестр тем временем готовится к концерту (12+) с великим пианистом современности Денисом Мацуевым, который уже дважды играл с коллективом. Ещё один долгожданный проект – ноябрьский концерт (12+) с не только эстрадной, но и джазовой дивой страны народной артисткой России Ларисой Долиной. Именно джаз станет главным героем концерта, программу которого оркестр под руководством Эдуарда Нама уже внимательно изучает.
Новый год ознаменует собой постановку для детей, в этот раз ею станет спектакль «Барон Мюнхгаузен»(6+), сочинённый современным композитором Евгением Шашиным. А начало 2022 года ознаменует собой ещё одна премьера – балет «Пер Гюнт» (16+) на музыку Эдварда Грига. Его премьера намечена на февраль.