В рамках межрегионального направления федеральной программы «Большие гастроли» в Самарский академический театр драмы имени Максима Горького представил в нашем городе три постановки – очень простые непростые истории «Вот так и живём» (16+) по рассказам Василия Шукшина, триллер «И никого не стало» (16+) по роману Агаты Кристи «Десять негритят» (16+) и романтическую комедию «Корсиканка» (16+) по одноимённой пьесе (16+) чешского драматурга Иржи Губача. В те же дни, с 19 по 21 мая, Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина гастролировал в Самаре. В обоих городах обменные гастроли стали заметным культурным событием.
Самарский театр драмы любим в Магнитогорске. Шедевры, созданные знаменитым режиссёром Вячеславом Гвоздковым (1947–2018) и показанные на фестивале «Театр без границ», зрители с благодарностью вспоминают по сей день, – например, «О мышах и людях» по Джону Стейнбеку (16+). Автору этого материала особенно запала в душу «Академия смеха» по пьесе (16+) японского драматурга Коки Митани – блистательный дуэт Дмитрия Лебедева, который выступил и как переводчик пьесы, и Александра Амелина (1962–2012), чей ранний уход из жизни тяжело пережили его поклонники далеко за пределами Самары. (Кстати, запись этого спектакля (16+), где в паре с Амелиным играет Олег Белов, есть в сети.) Думаю, не будет преувеличением сказать, что магнитогорцы не задумываясь шли на Вячеслава Гвоздкова (это имя – знак качества постановки) и обожаемого публикой Александра Амелина, – кажется, он мог сыграть всё. А главное, Самарский академический театр драмы имени М. Горького славился и сильной труппой, и богатыми традициями, и новаторством. Радует, что и сегодня этот коллектив – на высоте.
На предваряющей гастрольные спектакли пресс-конференции директор Магнитогорского драмтеатра имени А. С. Пушкина Евгений Климов представил гостей: на встречу с журналистами пришли главный режиссер Самарского академического театра драмы имени М. Горького Михаил Лебедев и актёры Анастасия Ермилина, Виолетта Шулакова и Владимир Морякин.
При содействии федеральной программы «Большие гастроли» Магнитке посчастливилось принимать театры из Санкт-Петербурга, Уфы, Омска, Тбилиси… А вот Самарский театр драмы – учреждение культуры с богатейшей, более чем 170-летней, историей – принял участие в резонансном проекте Минкульта впервые – и, хочется надеяться, не последний раз.
– Нам приятно начинать участие в программе «Большие гастроли» на сцене Магнитогорского драмтеатра имени Пушкина, который считаем легендарным, – сказал на пресс-конференции главный режиссёр Самарского драмтеатра Михаил Лебедев.
Гастроли Магнитогорского драмтеатра на Волге и Самарского театра драмы на Урале организованы федеральным государственным бюджетным учреждениям культуры «РОСКОНЦЕРТ» в рамках межрегионального направления «Больших гастролей» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России. Напомним: Всероссийский гастрольно-концертный план Минкульта России, призванный воссоздать единую гастрольную систему страны, включает две масштабные федеральные программы – «Большие гастроли» (гастроли театров) и «Мы – Россия» (гастроли национальных коллективов). География программы «Большие гастроли», стартовавшей в 2014 году, охватывает страну от Калининграда до Камчатки, от Дербента до Чукотки.
Итак, в Магнитогорск с тремя яркими постановками прибыла делегация из тридцати самарцев, а тем временем в Самару отправилась большая команда из 46-ти магнитогорцев. Наши земляки представили в гостях три разноплановые комедии: «Муж с того света» (16+), «Изобретательная влюблённая» (12+) и «Ханума» (12+). Выбор репертуара пояснил директор драмтеатра имени А. С. Пушкина Евгений Климов: в приоритете – спектакли, рассчитанные на большую сцену, то есть широкий охват публики. Конечно, учитывается и репертуар театра, на сцене которого гастролируют магнитогорцы: дублирующие спектакли исключаются. Собственно, теми же принципами наверняка руководствовались и наши гости: представленные ими спектакли шли при полном зале.
В апреле, когда уже был выбран репертуар для Магнитогорска, Самарский академический театр драмы имени Максима Горького постигла невосполнимая утрата – на 76-м году жизни скончался народный артист России Владимир Борисов. Широкий зритель помнит его по киноработам, самая известная из которых – роль Семёна Савельева в многосерийном телефильме «Вечный зов» (12+). С 1975 года Владимир Владимирович служил в Самарском театре драмы, должен был приехать в Магнитку…
В театре драмы имени М. Горького блистают и признанные мастера сцены, и талантливая молодёжь. Принявшие участие в пресс-конференции актёры Анастасия Ермилина, Виолетта Шулакова и Владимир Морякин – поколение тридцатилетних, родившихся уже в постсоветское время, – о спектакле «Вот так и живём» говорят с большим энтузиазмом. Творчество Василия Шукшина они воспринимают как близкое и современное. Разве важно, что сегодня не купишь сапожки за 64 рубля? Отношения, люди не изменились. «Мы любим Шукшина!» – признаются они. Анастасия Ермилина обожает роль продавщицы и с улыбкой рассказывает: дома даже билетёрши приходят посмотреть, как она играет эту вредину.
Спектакль «Вот так и жили» объединяет рассказы «Беспалый», «Сапожки», «Жена мужа в Париж провожала», «Микроскоп», «Нечаянный выстрел» и «Верую» в одну многогранную историю, где есть место смеху и слезам, нелепостям и трагедиям. Каждый задействованный актёр играет несколько ролей. Михаил Лебедев, режиссёр-постановщик этого спектакля, подчёркивает: каждый внёс в него свою лепту – вместе искали, придумывали.
Магнитогорская публика высоко оценила спектакль по Шукшину. «Прожили каждую историю вместе с героями!» «Замечательный коллектив…» «Просто супер!» – это лишь несколько откликов на постановку. Кстати, длится она три часа с одним антрактом, однако иначе показать всё богатство палитры любимого россиянами «народного» писателя вряд ли удалось бы. Напряжённость, динамичность, острота происходящего на сцене таковы, что время летит быстро.
Одна из особенностей режиссёрского почерка Михаила Викторовича – минимализм в декорациях. «Коробка» с двумя дверями по бокам и одним окном. Четыре лавки. И всё это создаёт то московский двор, то деревенскую улицу, то горницу, то сарай…
В триллере «И никого не стало» Михаил Лебедев не изменяет себе. Причина – не только в том, что спектакль ставился в кризисный период пандемии. Собственно, для создания зловещей атмосферы Негритянского острова достаточно стола, стульев, фигур негритят на арьерсцене (их количество уменьшается строго по сюжету) и дым-машины.
Наверняка большинство зрителей видели знаменитый фильм Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987, 12+). Но спектакль даёт зрителям – даже для тем, кто уже «знает, чем всё закончится», – бесценную возможность не только встретиться с первым в истории мировой детективной литературы «идеальным убийством», которое Агата Кристи считала лучшим своим сюжетом, но и очутиться словно внутри триллера. Просто невероятный эффект присутствия! Становится жутко, когда герои, оказавшиеся в смертельной опасности, снимают личины и показывают свои истинные лица… Актёров долго не отпускают со сцены – овации, крики «браво». Это отличная работа! И свидетельство того, каким разным может быть режиссёр Лебедев – настолько велик контраст между его спектаклями, которые объединяет разве что высокий художественный уровень. Разный стиль, разные приёмы воздействия на публику… Таким и должен быть хороший театр.
Фаворитом магнитогорской публики стала «Корсиканка» – зрители, которые побывали на всех трёх спектаклях, не пожалели об этом, но и те, кто, выбирая одну постановку из трёх, предпочёл историю Наполеона и дерзкой простолюдинки родом с Корсики, определённо не прогадали. Самую известную пьесу Иржи Губача «Адьютантша его императорского величества» (чаще её называют «Корсиканка») поставил Валерий Гришко. Интересно, что этот спектакль задумывался как бенефис заслуженного артиста России, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Владимира Гальченко, но не сходит со сцены вот уже пять лет.
Что остаётся императору Франции Наполеону Первому (Владимир Гальченко) на острове Святой Елены, когда его лишают власти, свободы, денег и даже возможности читать газеты? Воспоминания о прежнем величии? Но точно ли именно оно было главным в его жизни? А может быть, корсиканская песня, которую напомнит ему кухарка Жозефина Понтиу (Натали Прокопенко), преодолевшая две тысячи миль по бурному морю ради встречи с Наполеоном – кумиром её мужа, павшего в битве при Ватерлоо? Что на самом деле нужно этой женщине?
В спектакле «Корсиканка» прекрасно всё: игра актёров, декорации, музыка, танцы… И, что немаловажно для успеха романтической комедии, живые, остроумные диалоги. И та щемящая нота в финале, от которой слёзы наворачиваются на глаза…
Главного режиссёра и актёров Самарского академического театра драмы имени Максима Горького приветствовал на сцене добрыми словами директор Магнитогорского театра имени А. С. Пушкина Евгений Климов. Он вручил Михаилу Лебедеву благодарственное письмо – а ещё строительную каску. У шуточного подарка глубокий смысл: Самарскому театру драмы, одному из старейших в России, в 2025 году предстоит капитальный ремонт – впервые с 1960-х. Этот путь уже прошёл наш драмтеатр.
– Каску отдайте директору, ему пригодится, – улыбается Евгений Валерьевич – уж он-то знает, о чём говорит.
Кстати, как рассказали, вернувшись с гастролей, магнитогорцы, им в Самаре тоже сделали подарок со смыслом – палатку с зелёным оконцем, как в стихотворении Бориса Ручьёва.
…Прощание – это всегда грустно. Но теперь каждый магнитогорский зритель, побывавший на спектаклях Самарского театра драмы, знает: если ехать в Москву на поезде, то можно выкроить вечер и задержаться в середине пути, в чудесном городе на Волге. И прийти в театр драмы, похожий на пряничный домик снаружи, но такой большой внутри, а главное, такой удивительный и неповторимый.
Гастроли Самарского театра драмы можно смело назвать триумфальными. Магнитогорцы – благодарные зрители – всегда тепло встречают гостей. Но так они провожают только тех, кто действительно тронул их сердца.