Благодаря Федеральной программе «Большие гастроли» магнитогорцы увидели пять вечерних спектаклей и одну детскую сказку Рязанского государственного ордена «Знак Почета» областного театра драмы, такое же количество магнитогорских постановок предстало перед рязанскими зрителями – «Пиковая дама» (16+), «Старший сын» (16+), «Муж с того света» (16+), «Ножницы» (18+), «Изобретательная влюблённая» (12+) и «Денискины рассказы» (6+).
Для Рязанского театра драмы приезд в Магнитку совпал с началом 237-го сезона. Пятидневный разговор рязанцев с магнитогорцами на языке Мельпомены открылся спектаклем – визитной карточки одного из старейших в России. «Вишнёвый сад» (12+), премьера которого состоялась в октябре 2018, был высоко оценен критиками. Режиссёр-постановщик Гульнара Галавинская награждена дипломом XIII Театрального фестиваль имени Н. Х. Рыбакова «За оригинальную постановку классической пьесы», а Наталья Моргуненко получила спецдиплом за исполнение роли Раневской. Высокий уровень был ожидаем. Неожиданностью стало другое – то, что знакомую со школьных лет пьесу Чехова, зачитанную до дыр и многократно виденную на сцене в разных интерпретациях, я смотрела со слезами на глазах.
Те, кто привык приходить на спектакли заблаговременно, получили возможность увидеть постановку с самого начала – герои появляются на сцене, когда зал ещё залит светом, а зрители не спешат занять свои места. И звучат слова о продаже знаменитого вишнёвого сада. Но вот зал полон, свет гаснет – и перед нами один за другим предстают обитатели и гости имения.
Антон Павлович не случайно назвал свой «Вишневый сад» (классик настаивал на ударении на первый слог) комедией. И чеховская беспощадная ирония в спектакле передана великолепно. Но лейтмотив – чеховское же сострадание. Мы жалеем и наивную влюбчивую Дуняшу, и неприкаянную Шарлотту Ивановну, и несколько нелепого в своей непрактичности Петю Трофимова... Однако всё это шумное общество, признаться, начинает раздражать – и особенно экзальтированная Раневская, упорно не желающая снять розовые очки и прислушаться к совету Лопахина, способному спасти её от краха. И сосёт под ложечкой от вполне объяснимой тоски – мы же знаем, чем всё закончится… Нет, не знаем.
Второе действие по накалу эмоций близко к древнегреческой трагедии. Всё – свет, костюмы – в тёмно-красных тонах. Цвет вишни? Не только. Цвет крови, цвет драмы. В заполненное зловеще-красным светом пространство уйдёт из холодного мира, где о нём забыли, старый Фирс – его роль исполняет (нет, проживает на сцене) народный артист России Сергей Леонтьев…
Зритель словно остаётся без кожи. И возвращается не к Чехову, которого словно постигает впервые, сколько к себе самому. У кого из нас не было в жизни тихо, не напоказ, пережитой личной драмы, когда главные слова так и не прозвучали, – как у Вари? Кому не доводилось шумно праздновать победу, преодолевая отчаяние, – как Лопахину? У кого из нас нет в памяти той заветной комнаты, по которой любила ходить мама, – как у Раневской? Беззащитная, страдающая Любовь Андреевна становится такой понятной и близкой, что разрывается сердце…
Вторая постановка, привезённая к нам из Рязани, – «Доходное место» (12+) Арсения Кудри по одноимённой пьесе (12+) А. Н. Островского. История нравственного выбора между высокими принципами и житейским благополучием не устаревает. Премьера спектакля состоялась в начале 2023 года. В Рязанском театре драмы в чести традиция ставить русскую классику в современной интерпретации – с сохранением ключевого конфликта и стилистики оригинала. Вышневский, который считает, что может купить всё, подхалим Белогубов, дамы из семейства Кукушкиных – типажи весьма живучие и узнаваемые. Оригинальность подхода постановочной группы – в том, что непримиримый правдоруб Жадов, которого традиционное литературоведение причисляет к положительным героям, – тип неприятный до крайности, нам куда симпатичнее тот же Юсов – «умеющий жить» чиновник (почётный работник культуры и искусства Юрий Борисов, который в «Вишнёвом саде» не менее великолепно сыграл Симеонова-Пищика)… Остаётся лишь задать себе вопрос, почему.
В третий день гастролей Рязанского театра драмы на сцене МАДТ имени А. С. Пушкина – ещё один спектакль, который называют визитной карточкой, – «Фауст» (18+) (лонг-лист Национальной премии «Золотая маска 2018–2019»). Великий Гёте ещё дальше от нас, чем классическая русская литература. Чем хрестоматийнее произведение, тем знакомее нам его сюжет и… тем меньше нам хочется его перечитывать… Если режиссёр-постановщик Дмитрий Акриш ставил перед собой задачу вернуть нам свежесть восприятия «Фауста», ему это удалось.
Для начала скажу, что в спектакле два Мефистофеля (Роман Горбачёв, – кстати, Лопахин в «Вишнёвом саде» – и Наталья Паламожных) – и это не эффектный трюк во имя оригинальности, а ход, абсолютно оправданный замыслом постановочной группы. А ещё в мощном драматическом спектакле серьёзная роль отведена пластическим композициям. «Массовка», меняющая обличия, – полноправное действующее лицо. Это же мы, многогрешное, счастливое и страждущее человечество, ищущее путь к Богу. Хореографу-балетмейстеру Марии Сиукаевой хочется аплодировать стоя.
В спектакле великолепный актёрский ансамбль. Второстепенных ролей нет. Особо отмечу прекрасные женские работы – Мария Конониренко в роли светлой, чистой душой Маргариты и Ирина Петюкевич в роли несчастной Марты – подлинная трагедия внутри трагедии.
Фауст – в заглавной роли почётный работник культуры и искусства Рязанской области Валерий Рыжков – это такая сила страсти, такое внутреннее достоинство и благородство, что им невозможно не восхищаться. А как преобразился Андрей Блажилин, в день показа «Фауста» уже знакомый магнитогорцам по ролям вечного студента Пети Трофимова в «Вишнёвом саде» и карьериста Белогубова в «Доходном месте»! Бог, ни много ни мало. А ещё – Сатана. «Встаньте, пожалуйста. Ну встаньте, встаньте, – с улыбкой обращается он к залу, и зажигается свет. – Спасибо, что вы всё ещё со мной…»
А в финале Мефистофель – Роман Горбачёв, даже схватив в охапку множество микрофонов, не может докричаться до Бога, и задаёт в никуда вопрос: «Где ты?..»
У этого авангардного спектакля, заострившего внимание современного зрителя на вечных вопросах, поднимаемых великими с незапамятных времён, целая россыпь престижных фестивальных наград. Но не меньшая награда – то, что равнодушных в зале не было. Звучали крики «браво!», «спасибо!», «молодцы!», и долго не смолкали овации. Для меня «Фауст» в третий день пребывания Рязанского театра драмы на магнитогорской земле стал кульминацией гастролей этого замечательного коллектива. Глубокий, многогранный, смелый и предельно честный спектакль останется в памяти надолго.
Рязанский театр представил и две комедии для широкого круга зрителей – так называемые коммерческие постановки, без которых сегодня немыслим репертуар большинства крупных учреждений культуры. Но и развлекательные спектакли рязанцев впечатляют сильной актёрской игрой дают пищу для размышлений.
«Клинический случай» (16+) Олега Пикчурина по пьесе Рэя Куни – история о том, как в одночасье может рухнуть привычный мир и что делать с этим обычному человеку, привыкшему к спокойствию и благополучию. Доктор Дэвид Мортимер со всем справится – да и такое ли несчастье с ним приключилось, если вдуматься.
«Час тишины» (16+) поставил по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера уже знакомый нам по «Доходному месту» режиссёр Арсений Кудря. Зал хохочет на протяжении всего действия – но, в сущности, это печальная история о том, как ранит непонимание самых близких людей. И как важно в семье давать друг другу немного личного пространства – и предоставлять хотя бы час тишины, чтобы послушать любимую пластинку. В роли бедолаги Мишеля – Роман Горбачёв, которого уже можно назвать любимцем магнитогорской публики. Эти слова будут справедливы и для других его коллег. Это огромная радость для зрителя, который посетил несколько спектаклей приезжего театра, – открывать новые грани актёрского таланта в тех, кто впечатлил в других постановках.
Для детей рязанцы дважды показали музыкальную сказку А. Хайта и Б. Савельева «День рождения Кота Леопольда» (6+), поставленную Борисом Аржановым. По такому случаю ещё один несомненный любимец магнитогорцев, Алексей Блажилин, спустился с фаустовских небес и предстал в образе Кота Леопольда, с которым были солидарны и маленькие зрители, и их родители. Жить дружно – а как же иначе?
В финале гастролей директор Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина Евгений Климов вручил благодарственное письмо коллективу Рязанского государственного Ордена «Знак Почёта» областного театра драмы. А заместитель директора рязанской «драмы» по организации зрителя Григорий Баззаев выразил уверенность, что культурный обмен между Магниткой и Рязанью в рамках Федерального проекта «Большие гастроли» – начало долгой дружбы.
Здорово, что прочная связующая нить протянулась между двумя самобытными театрами, у каждого из которых – славное прошлое, яркое и многоплановое настоящее, амбициозные планы на будущее.