Здесь всё сошлось: и мечта главного художника театра Алексея Вотякова поставить в Магнитке «Тартюфа», и желание поработать с режиссёром Екатериной Половцевой, и её ожидание возможности поставить именно эту пьесу Жана-Батиста Мольера.
– Комедийность у Мольера особенная: он умел смеяться даже над тем, о чём и говорить страшно, – говорит Екатерина Игоревна, обладательница «Золотой маски» и ещё нескольких профессиональных наград. – Это скорее беспощадный срез самого себя – своих пороков, чувств, отчаяния, надежд… Они становятся материалом, из которого потом он лепит персонажей и их мир. Я давно жду возможность поставить «Тартюфа», но для этого в труппе нужен, как минимум, сам Тартюф, а он есть далеко не в каждом театре. В Магнитогорске, куда меня пригласил Алексей Вотяков, такой герой у меня материализовался в лице Ивана Погорелова.
Иван – ведущий актёр театра Пушкина, особенно полюбившийся зрителю после премьер прошлого сезона – «Лавр» и «Старосветские помещики», – в обеих он сыграл главные роли. Поэтому выбор на новую роль мало кого удивил – разве что самого актёра.
– В студенчестве, когда мы готовили самостоятельные работы и показывали их педагогам, я как-то взял сцену из «Тартюфа», – улыбается Иван Погорелов. – Мой педагог сказала: «Ты совсем не Тартюф». Мало у кого получается персонаж сразу, студенты потом пробуют его ещё раз и ещё – а мне даже шанса не дали, просто сказали: «Не твоё» (смеётся). Узнав, что «Тартюфа» будут ставить у нас, конечно, подумал: было бы круто. И – посчастливилось.
– Мне хотелось, чтобы за каждым нашим персонажем стоял конкретный полноценный образ, который бы очеловечил его, ввёл в сегодняшнюю жизнь и минимизировал схематичность, поскольку Тартюф давно даже не хрестоматийный герой, а архетип, – объясняет Екатерина Половцева. – Ваня и остальные участники труппы, спасибо им большое, поняли меня, бесстрашно шли на эксперименты, поэтому у нас всё получилось. Глядя на героя, сыгранного Ваней, я буквально вижу, как он может просыпаться, есть, о чём-то мечтать, – за персонажем стоит реальный человек, которого чувствуешь.
Ещё одним фактором того, что «Тартюф» удался, является богатая и сложная сценография спектакля, сделанная художником-сценографом спектакля Алексеем Вотяковым. Оборудование, декорации и прочие элементы постановки, требуемые для спектакля, были сложными, поставщики задерживались, работы серьёзно сдвигались по срокам – до последнего руководство театра боялось, что премьеру придётся перенести. Но – успели. И расслабились настолько, что решили приоткрыть завесу тайны над новой постановкой, получившейся во многом хулиганской.
– Как можно Мольера воспринимать без хулиганства? – смеётся Екатерина Половцева. – У нас его много – с визуальной точки зрения и не только. Каскад модных показов, потому что, по нашей задумке, Оргон – дизайнер, который создаёт в коллекциях новые образы для жены, дочери и, в том числе, Тартюфа.
О переносе сюжета Мольера в современные реалии – с фуфайками и прочими моментами – рассказал инициатор этой задумки Алексей Вотяков.
– У нас время, если можно так сказать, усреднённое – XX–XXI век, и костюмы как бы пародируют эпоху, поскольку задачей было создать театральный век Мольера и внедрить в него чужеродное существо, которое начнёт там обживаться и разрушать. Насколько это получилось убедительным, решать зрителю. Когда работаешь с режиссёрами, особенно молодыми, все хотят сделать «чтобы было не похоже на других», а это утопия, да ещё в случае с Мольером, потому что… Ну, в общем, в этом мире всё уже было. И я решил: не важно что, важно как. Мольер – это театр формы, и попытка играть психологический театр здесь провальна. Но вот выяснилось, что можно, и у нас получилась история сложнее, чем она мне казалась раньше. Так что приходите, оцените наши старания, а также в какой ипостаси эффектнее выглядит Иван Погорелов: святой в «Лавре» или проходимец в «Тартюфе».
Премьерные спектакли состоятся сегодня, 11, 25 и 27 сентября. Билеты в кассе ещё есть – но совсем немного, публика соскучилась по театру, который подготовил много сюрпризов своим зрителям. Особенно учитывая, что сезон для театра Пушкина – юбилейный. Первого сентября 1937 года театр рабочей молодёжи (ТРАМ) получил статус драматического и был официально отнесён к учреждениям культуры. Восьмого октября состоялась премьера – спектакль «Очная ставка», и в этом году отметить эту дату театр Пушкина решил, пригласив зрителей на своего рода день открытых дверей: с полудня и до позднего вечера публику ждёт общение с актёрами, экскурсии по потаённым закоулкам театра, а затем – большой театральный вечер, на котором будут показаны сразу три театральных постановки. Помимо «Тартюфа», в юбилейном сезоне драмтеар представит ещё три премьеры: традиционная новогодняя сказка, романтическая комедия «Человек и джентльмен» и мистический квест «Пиковая дама» – яркая неординарная постановка, которой театр планирует завершить юбилейный сезон.
В октябре к торжественному открытию сезона «пушкинцы» решили устроить областную конференцию на тему функционирования театров в период пандемии и поиска новых форм работы для театров будущего. В мероприятии примут участие представители театральных сообществ, а также чиновники министерств культуры, администраций региона, идут переговоры об участии в конференции известного актёра, режиссёра Сергея Пускепалиса, который работал в театре Пушкина. Примечательно, что на следующий день после мероприятия в театре планируется церемония закрытия детского областного фестиваля «Морозко», которая обычно проходит в областном центре, но в юбилейный год её доверили Магнитогорску. А значит, участники конференции будут награждать победителей.
В начале весны в картинной галерее планируется выставка об истории и современности драмтеатра имени Пушкина: зрителям представят множество экспонатов, собранных за годы существования театра, и прочих раритетов. 27 марта, во Всемирный день театра, состоится главное торжественное событие и, по сути, празднование дня рождения театра имени Пушкина: на большое театральное шоу-капустник соберутся ветераны-«пушкинцы», почётные гости и, разумеется, зрители.
Инициатива руководства театра – провести в апреле первый городской детский театрализованный фестиваль-конкурс «Юные лицедеи Магнитки», в котором актёрским мастерством блеснут участники детских театральных кружков и студий Магнитогорска. Если всё получится, планируется сделать фестиваль ежегодным, и городская администрация с идеей согласилась: у детей тоже должен быть свой театральный праздник. Завершит парад мероприятий городской фестиваль «Поют актёры о войне»: он пройдёт в мае в рамках проекта главы города «Летние парки Магнитки», а завершится награждением в театре.
Наконец, в юбилейном сезоне театр имени Пушкина, возможно, снова станет лауреатом главной театральной премии России – «Золотой маски». В октябре в Магнитогорск приедут критики из экспертного совета премии, чтобы вживую, а не по видео оценить номинантов – «Лавра» и «Старосветских помещиков». Нам осталось, переживая за труппу, дождаться результатов.