В новорождённой Магнитке почти сразу начало развиваться театральное искусство. В 1930-м году из лучших представителей кружков художественной самодеятельности была организована агитбригада. В неё вошли вчерашние рабочие и служащие – бетонщики и землекопы, электромонтёры и арматурщики. Литературные композиции для агитбригады, основанные исключительно на местном материале, писали будущие известные драматурги Семён Нариньяни и Исидор Шток. Вот несколько типичных названий того времени: «Генеральный путь», «Паразиты», «За культурный барак». Играли прямо на строительных площадках, в цехах, в общежитиях.
В 1931 году на базе агитбригады решением городского комитета ВЛКСМ был создан Магнитогорский театр рабочей молодёжи – ТРАМ, первый профессиональный театр в городе. В 1930–1931-м заведующим музыкальной частью был легендарный композитор Матвей Блантер.
Шефство над самым молодым театром страны взял Московский академический Малый театр.
В культуру Магнитогорска вписали свои имена режиссёры В. Н. Бернс и У. П. Велихов, впоследствии – Б. И. Никольский, Ф. А. Бочаров. Особое место в этом ряду занимает Л. М. Прозоровский, который был художественным руководителем и главным режиссёром театра.
Весной 1933-го года состоялась первая премьера – спектакль «Улица радости». В 1934 году за успешное выступление на Всесоюзной театральной олимпиаде в Москве нарком тяжёлой промышленности Серго Орджоникидзе наградил театр премией в 50 тысяч рублей и грузовой машиной.
Но пережил театр и серьёзный кризис.
В архиве «Магнитогорского металла» можно найти живые свидетельства истории Магнитогорского ТРАМа.
Значимый факт: публикации в городских и всесоюзных СМИ в защиту театра, оставшегося без помещения, помогли ему выжить в трудной ситуации. Свою весомую лепту внёс и «Магнитогорский металл».
Откроем «ММ» от 4 октября 1935 года (кстати, архив газеты есть на нашем сайте). В материале «Городской ТРАМ будет работать в Магнитогорске» художественный руководитель коллектива Владимир Толкачёв пишет: «Газета «Магниторский металл» в статье «Театр оказался лишним» подняла важный вопрос о существовании Магнитогорского городского театра рабочей молодёжи. Вслед за газетой заводская общественность высказалась против ликвидации театра рабочей молодёжи. Собрание актива магнитогорского комсомола вынесло решение сохранить Магнитогорский центральный театр рабочей молодёжи в Магнитогорске. Иного решения не могло быть. Вместе с ростом цехов рос культурный цех комсомола Магнитки – магнитогорский ТРАМ».
Актёры театра рабочей молодёжи репетировали и играли на сцене до или после смен на производстве.
Тем ценнее их энтузиазм. Более того, самодеятельные актёры чувствовали высокую ответственность перед товарищами по бригаде, цеху, комбинату, стройплощадке, да и перед всеми земляками – жителями юной Магнитки. На страницах «Магнитогорского рабочего» и «Магнитогорского металла» они вели разговор со зрителями. Яркий тому пример – третья полоса «Магнитогорского металла» от 10 октября 1935 года, почти полностью посвящённая ТРАМу. «Работоспособный коллектив» – гласит крупный заголовок. Главный материал – «Это будет весёлый, жизнерадостный спектакль» – написан художественным руководителем ТРАМа. Толкачёв обосновывает выбор пьесы Н. Богданова «Афродита». В полосе (слева направо) – портреты исполнителей главных ролей. Это пионервожатый тов. Гитерман, формовщик литейного цеха тов. Вяхирев, рабочий мартеновского цеха тов. Калинин и работница мартеновского цеха тов. Вербаховская. И каждый из них пишет краткую заметку о том, как он будет играть свою роль. Если подытожить, актёры ТРАМа обещают публике полную самоотдачу.
Процитирую и ещё одну заметку Владимира Толкачёва, опубликованную в «ММ» 18 октября 1935-го, – «Путь молодого театра»: «Советская печать в лице газет «Комсомольская правда» и «Магнитогорский металл» и ваш шеф – Московский академический Малый театр поставили перед магнитогорской общественностью вопрос о судьбе рабочего театра молодёжи, рождённого на Магнитке. Магнитогорский ТРАМ в продолжении трёх лет не имел стационара и твёрдой финансовой базы… Решением президиумов окрисполкома и горсовета Магнитогорский ТРАМ получил на три месяца помещение в клубе НКВД и после перехода драмтеатра во Дворец культуры получит театральное помещение ДИТР. Утверждена финансовая смета театра.
Наш маститый друг – Московский Малый театр посылает в ТРАМ в качестве директора и художественного руководителя артиста Малого театра Б. И. Никольского и на должность режиссёра-постановщика артиста Малого театра Б. И. Бриллиантова. С их приездом театр начнёт работу над новым спектаклем. Московские работники везут для нашего ТРАМа пьесы, утверждённые в репертуаре дирекцией Малого театра. В ТРАМ вернулись старые работники тт. Левитская, Сабуров, Костенко, Дурманов.
18 октября – открытие осенне-зимнего сезона ТРАМ. В клубе НКВД пройдут спектакли: «Продолжение следует» А. Бруштейн, «Гроза» Островского, «Чудесный сплав»
В. Киршона.
Развёртывается массовая работа. Концертная бригада ТРАМа обслуживает на призывном пункте призывников. Весь коллектив TPAМa прикреплён к цехам завода для установления постоянной живой связи театра с цехами завода и молодняком Магнитки.
Театром намечен ряд совместных литературных вечеров с писательской организацией Магнитогорска, посвящённых памяти писателей А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.
С 1 ноября начинаются учебные занятия на первом и втором курсах театрального техникума Магнитогорского ТРАМ…»
Перенесёмся на неполные два года вперёд и назовём ключевые события в истории старейшего культурного учреждения Магнитки.
15 февраля 1937-го года Магнитогорскому театру рабочей молодёжи присвоено имя А. С. Пушкина.
С 1 сентября 1937-го года ТРАМ становится городским драматическим театром имени А. С. Пушкина. Наконец, 8 октября 1937-го года состоялось открытие первого сезона Магнитогорского драматического театра им. А. С. Пушкина спектаклем «Очная ставка» по пьесе Л. Шейнина (режиссёр – С. Баранов). И ровно 85 лет спустя, 8 октября 2022 года, в магнитогорской «драме» прогремел проект «День в театре».
В одном из ближайших номеров «ММ» продолжит экскурс в славную историю театра, который и сегодня с честью несёт имя великого русского поэта.