Выставка живописи и графики Григория Голланда «Миры ЯНГа» (16+), открывшаяся в картинной галерее, объединила 106 картин, написанных художником в разные годы. Для одних она стала открытием нового имени, для других – очередной «встречей» с художником. Организаторы выставки подчёркивают, что не стремились располагать работы по сериям, хотя без этого не обошлось, главной задачей было – показать масштабность творчества Голланда, расставить акценты так, чтобы даже хорошо известные его работы смотрелись по-новому.
– Григорий Голланд представлен на этой выставке не только как художник, но и как талантливый поэт, – отметила искусствовед, главный хранитель Магнитогорской картинной галереи Марина Абрамова. – В экспозицию вошли картины из частных коллекций. Согласитесь, не каждый профессиональный художник вызывает интерес коллекционеров, а вот Голланду в этом плане повезло. И это несмотря на то, что он не учился в академии художеств, а, по некоторым данным, окончил всего один курс художественного училища в Свердловске, а затем занимался в изостудии ММК, где царила творческая свобода, практически не ограниченная советской цензурой. Когда же был поднят «железный занавес», то в страну потоком хлынула информация, в том числе и по современному искусству. Григорий Голланд, будучи человеком широкого кругозора, много и жадно читал. Когда видишь его работы, искренне удивляешься умению строить композицию, найти классические решения и темы, умению выразить мысль, найти нужный колорит и соединить всё воедино. У него это происходило интуитивно, благодаря природному таланту.
Григорий Голланд вырос в интеллигентной семье. Его отец Нэмир Голланд был поэтом, основателем городского литературного объединения «Красное солнышко», окончил пединститут, но жизнь свою связал с комбинатом. Наряду с поэзией Нэмир Моисеевич увлекался живописью, личным примером прививая сыну любовь к прекрасному. Забегая вперёд, отмечу, что судьбы Нэмира и Григория Голландов сложились непросто. Они ушли из жизни рано, практически в нищете и забвении. Отец пережил сына всего на год.
Творческий путь Голланда-младшего строился на преодолении, отторжении, непонимании. Не сойти с дистанции помогал внутренний стержень и искренняя увлечённость любимым делом. Занятия в народной изостудии ММК позволили найти собственный почерк, обрести собственное «я»: Голланд иначе видел, иначе жил, иначе писал. Одиночество в духовном плане, неприхотливость – в бытовом, одержимость – в творческом – это всё о нём, о Григории Голланде, подчёркивает искусствовед Абрамова.
Люди, знавшие Григория Голланда близко, вспоминают, что он много пил, продавал свои картины за копейки, иногда просто дарил. Работал где придётся, экономил на еде и одежде, чтобы купить кисти и краски. Писал много и быстро, зачастую – на чём придётся: на упаковочном картоне, фанере, клочке бумаги, создавал сложные образы и композиции, смысл которых чаще всего понимал он один. Многие работы Голланда до сих пор остаются загадками.
– Одни называли его творения бессознательным бредом, другие проявлением гениальности и таланта от Бога, – отмечает Марина Абрамова. – Григорий Голланд был одержим творчеством, образами, рождаемыми внутренними переживаниями и советской реальностью. Писал экспромтом, выплёскивая свои эмоции и одновременно освобождаясь от них. Но тут же надвигались новые, увлекая его в мир фантазий и иллюзий, размышлений о смысле жизни и противоречивости бытия. Он то появлялся в кругу друзей, то снова исчезал, чтобы «красить» и рисовать. Он был «пролетарием» от искусства, был не таким, как все.
«Гриня», как называли Григория Голланда друзья, никогда не ставил фамилию и год создания на своих картинах, но помечал их странными знаками – «ЯНГ» или «Я – Г».
Что они означают, уже не узнать, художник унёс эту тайну с собой, но современники Голланда предлагают свои варианты: «Я – нищий гений» или «Я – гений».
– Я не ожидал, что Гриня такой… большой, – отметил последний руководитель легендарной художественной изостудии комбината Евгений Белицкий. – Мы знали его как талантливого человека, знали, кто он такой, а сейчас я смотрю на его картины и понимаю: нет, мы его не знали – он больше, глубже, серьёзнее. Прекрасная выставка. Можно сказать, что в Магнитогорске сегодня состоялся художник Григорий Голланд. Это очень значимо.
– Григорий не претендовал ни на какие звания, – рассказала член правления магнитогорского отделения союза художников России Марина Ищенко. – Он просто писал – широко, самозабвенно. И делал он это по-своему, нестандартно, не похоже на других. Конечно, можно заметить влияние Пикассо и Леже, но Голланд имел своё лицо. Его картины демонстрируют широту его взглядов, внутреннюю свободу, толерантность. К сожалению, немногие в городе знают эту фамилию, и мне хочется от души поблагодарить всех, кто поддерживал Григория Голланда, благодаря этому художник мог жить, творить и реализовывать свой талант.
Рассказывать о картинах – занятие бесполезное. Судить о художнике и его творчестве можно только погрузившись в созданный им фантасмагорический мир, удивительные аллегории и метафоры, напряжённый ритм, контраст света и тьмы, усиленный интерес к чёрному цвету. Работы Григория Голланда требуют вдумчивого подхода, размышлений, а не беглого скольжения взглядом. Он болезненно ощущал отсутствие гармонии в окружающей его реальности, поэтому его внутренний мир раскрывался через пограничное состояние, поясняет Марина Абрамова.