Этой встречи на Мастрюковских озёрах – протоках великой русской реки Волги – ждали с надеждой и в то же время с опасением: а вдруг вернётся ковид и Грушинский фестиваль снова отменят, как в пандемийных 2020-м и 2021-м? Но те, кто упрямо брал отпуск на «грушинскую» неделю – первые выходные июля и предшествующие им дни, – были щедро вознаграждены. Наконец-то – путешествие в «бардовскую Мекку».
Трудно назвать другое событие в формате open air (то есть проходящее под открытым небом), которое было бы столь же популярным и массовым и обладало бы столь же богатой историей. В сокращении Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина ласково называют Грушинкой, а чаще – просто Грушей, но в этом нет неуважения. Грушинцы помнят подвиг человека, именем которого назван фестиваль.
Студент Куйбышевского авиационного института имени С. П. Королёва, исполнитель авторской песни, создатель популярного трио «Поющие бобры» Валерий Грушин (23 октября 1944–29 августа 1967) погиб во время туристического похода по сибирской реке Уде, спасая тонущих детей. Через год друзья Валеры собрались под Куйбышевом (Самарой). Так родился фестиваль, собирающий десятки тысяч человек. За 50 с лишним лет было всего два перерыва в его проведении – «застойные» 1980–1985-й, когда он был под запретом, и два пандемийных года, когда концерты шли в онлайн-формате. Грушинский-2022 – 49-й, предъюбилейный.
В 2001-м ближайшая к фестивальной поляне станция «135-й километр» переименована в «Платформу имени Валерия Грушина» – в этом году на ней даже установили сцену со свободным микрофоном. На фестивале ежегодно действует передвижной музей Валерия Грушина.
По моим наблюдениям, в этом году на Грушинском было много новичков. «Ох, а разве здесь не одна сцена?» – обескуражено спрашивает молодая пара. Сразу понятно: они здесь впервые. Грушинский тем и славится, что здесь много площадок. Кроме Главной сцены и знаменитой плавучей Гитары, это «Междуречье», «Квартира», «Время колокольчиков», «Чайхана», «Многоголосье»… У каждой площадки – своё оформление, своя концепция.
Моя новая знакомая из Башкирии приехала в первый – и, надеюсь, не в последний раз. «Кого бы ты хотела послушать, Алён? – Конечно, Васю! – Тоже его люблю!» Василия Уриевского знают прежде всего как юмориста. И я тоже именно так его воспринимала – до Грушинского-2022, где услышала пронзительную песню «Мистер Улыбка» – прозрение отца о будущем ещё не родившейся дочери – и не смогла сдержать слёз.
Наверное, это судьба всех глубоких лириков, в чьём арсенале есть юмористические песни, – сначала все требуют насмешить и только потом осознают всю многогранность их таланта. В их числе классик авторской песни Леонид Сергеев, о котором так больно писать в прошедшем времени. Ему желали здоровья с грушинских сцен. Особенно трогательно звучала его песня «Зелёное небо, красные облака» в исполнении Вадима Мищука со студией авторской песни «Октава» (Самара) в рамках проекта «Рука в руке». Это один из самых интересных концертов – когда талантливые дети поют вместе с известными бардами…
И уже после Грушинского из Москвы пришла горькая весть: Леонид Сергеев скончался 5 июля на 70-м году жизни. На Южном Урале его ждали в конце лета на фестивале авторской песни «Белая река»... Теперь остаётся только слушать песни и вспоминать о встречах с их автором. На концертах Леонид Александрович не раз с улыбкой рассказывал о своём первом сольном выступлении – оно состоялось в Магнитогорске.
Хочется надеяться, что Леонид Сергеев получил песенные приветы и почувствовал нашу любовь. И так хочется верить, «что мы, отдав концы, не умираем насовсем», как пел Владимир Высоцкий... У его сына Никиты Высоцкого, почётного гостя Грушинского фестиваля, был веский повод для приезда. Ледовый Дворец спорта в Самаре получил имя Владимира Высоцкого. Новое здание построено на месте снесённого Дворца, где 55 лет назад, в 1967-м, состоялся легендарный концерт Высоцкого: шесть тысяч зрителей и один человек с гитарой.
«Если бы отец нас сейчас слышал, пошёл бы дождь», – сказал Никита Владимирович. Словно в ответ, огромные дубы, окружающие поляну у Главной сцены, зашумели под порывом ветра, и всё стихло. Возможно, обычное совпадение, да и дождя не было. Рассказываю это друзьям в нашем замечательном лагере «Перевал» и слышу: «А на концерте на Горе, когда он вышел, дождь начал моросить. Ушёл – и дождь перестал». В такие «знаки» можно верить или не верить, но одно бесспорно: пока человека помнят, он жив. Высоцкого помнят. Мне довелось слышать на Волге его песни в великолепном исполнении Алексея Зыкова. А одно из моих фестивальных утр началось с «Баллады о борьбе» – подростки выступали на сцене «Пилигримы», по соседству с которой располагался наш лагерь.
Руководитель проекта Эдуард Филь и его команда организовали настолько интересную концертную программу, что возле камерной площадки подчас яблоку негде было упасть. Там я и познакомилась с земляком – 24-летним Рустамом Каримовым из Магнитогорска. Рустам оказался на фестивале проездом, приехал налегке – и нашёл приют в лагере «пилигримов». И пусть он не стал лауреатом, его ждала награда не менее ценная – горячая любовь публики. Рустам не только представлял на «Пилигримах» собственные композиции – после полуночи он закрывал программу, исполняя хиты русского рока вместе с публикой. Вроде бы неформат для бардовского фестиваля – но где она, граница между авторской песней и акустическим роком? Найдёте – расскажите. А пока представьте мощный хор, поющий: «Группа крови на рукаве…»
О своём первом Грушинском Рустам Каримов говорит: «Хотелось поделиться с людьми своим творчеством, заявить о себе. Познакомился со многими разносторонними личностями. Получил поддержку и критику. Удалось проявить свои сильные стороны и увидеть, над чем ещё можно работать. Понял, что мир не без добрых людей. В эти несколько дней всё было настолько сжато, происходило столько всего, что я будто прожил на фестивале месяц. В следующем году постараюсь приехать на юбилейный Грушинский».
Любимые музыканты Рустама Каримова из числа грушинцев – самобытный автор Константин Игнатов, бывший магнитогорец, ныне живущий в Казани, и Павел Пиковский, выступавший как сольно, так и вместе с Павлом Фахртдиновым, Василием Уриевским и Ромарио (Романом Луговых) в составе группы «Необарды».
Во многом мои грушинские предпочтения совпали с тем, что по душе Рустаму. И, конечно, я с удовольствием слушала Вадима Егорова и Вадима Мищука, на творчестве которых когда-то приобщалась к авторской песне, а ещё – прекрасных Ольгу Чикину, Никиту Дорофеева, Елену Фролову, Тимура Шаова… Моими открытиями стали брутальная фолк-группа «Скитъ» и яркие девчонки из группы «Твоя дивизия». Понравилась новая сцена «У Грушинского костра», уютная и душевная.
А каким был Грушинский для самого юного жителя лагеря «Перевал»? Восьмилетний Ярослав Данилов из Магнитогорска на камерных слётах уже бывал, а на таком огромном фестивале оказался впервые. На поляне освоился быстро, благо там была детская площадка, куда мальчишки и девчонки ходили с удовольствием. Спрашиваю, что же больше всего понравилось. «Много детей, много игрушек и «Корабельный кот», – Ярослав называет песню Олега Медведева, культового автора из Иркутска, которого и я была счастлива слышать.
Признаюсь, на Гору – субботний «звёздный» концерт лауреатов и мэтров на плавучей сцене в форме гитары со зрительным залом на огромном склоне – я не ходила. Для грушинцев со стажем это вечер тихого дружеского общения. Встреча с дорогими людьми со всей страны – бесценна, а Гору можно и в записи посмотреть. Самые значимые концерты размещены в группе Грушинского фестиваля в социальной сети «ВКонтакте» vk.com/grushinfestivals. Открываю видео – и я снова на Волге, с друзьями и песнями.