Самый крупный фестиваль видеопоэзии в России, представляющий Магнитогорск в мировом культурном пространстве и объединяющий творцов разных стран и поколений, завершился. Церемония подведения итогов состоялось в формате онлайн, изначально обусловленном эпидемиологическими ограничениями, но впоследствии признанному оптимальным – если конкурс идёт преимущественно в сети Интернет, то и чествовать победителей следует чествовать там же, чтобы все были в равном положении.
Почему «преимущественно»? В этом году введено любопытное новшество. Если раньше зрители выносили свой вердикт только в группе фестиваля в социальной сети «ВКонтакте», то на сей раз учреждено целых два приза зрительских симпатий, и один из них присуждается «в реале». И это не единственная новая номинация… Но обо всём по порядку.
Организаторами «Видеостихии» выступили объединение городских библиотек Магнитогорска, Союз российских писателей (Москва), культурный центр «Век» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Управления культуры администрации Магнитогорска. Но есть два человека, которые выступили авторами идеи грандиозного проекта и по сей день направляют его развитие, те, на чьём энтузиазме держится резонансный фестиваль видеопоэзии, – поэт, литературовед, кандидат филологических наук, член Союза российских писателей Наталья Карпичева и поэт, прозаик, кинорежиссёр, также член СРП Игорь Гончаров.
Игорь Гончаров, Наталья Карпичева
Ими был создан центр «Век», они вдохнули жизнь в «Видеостихию». Именно они вели церемонию награждения в формате онлайн. Полтора часа вместили в себя не только объявление итогов и лучшие ролики, но и разговор о тенденциях современной видеопоэзии, который был не менее интересен.
Сопредседатель жюри, главный режиссёр Омского государственного драматического «Пятого театра», в прошлом – главный режиссёр Магнитогорской «драмы» Максим Кальсин в своём видеообращении сказал:
– Если провести аналогию между индивидуальным художником и коллективным художником, рассматривать присланные работы как одного большого художника, можно сказать, что на первом этапе человек прежде всего хочет высказаться. Вне зависимости от формы, часто наивной, аляповатой, он говорит, и это ценно. На втором этапе человек обретает маэстрию – начинает владеть формой, приёмом, начинается упоение формой. А на третьем этапе человек, который уже владеет формой, у которого есть в руках профессия, уже становится опытным художником. И появляется желание сказать главное и о сути. И тогда человек отказывается от излишнего формотворчества и снова начинает говорить. Мне кажется, сейчас фестиваль находится на втором этапе. Будем ждать человеческих, наполненных содержанием высказываний. География фестиваля расширяется, пусть так будет и дальше. Видеостихия навсегда!
География фестиваля в этом году действительно широка – от Магнитки до самых до окраин России, вплоть до Камчатки, а ещё – Республика Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Армения, Франция, Израиль, Люксембург. 450 конкурсных работ, 100 из них – в лонг-листе, а следом – сито дальнейшего отбора.
Главная черта года, как отмечает Игорь Гончаров, – возросший уровень исполнительского мастерства декламаторов. В номинации «Классика жанра» на первый план выходит авторская интерпретация.
Борьба в жюри, как и в других номинациях, развернулась серьёзная. В итоге диплом получила семейная студия экспериментальных фильмов «Ожог» Дениса и Юлии Меллер из Петрозаводска с работой «А нас искают немцы и собаки» по стихам Аллы Айзеншарф.
В своём видеообращении супруги Меллер говорят:
– Нашим самым большим желанием остаётся, чтобы как можно больше людей узнало о фильме. Чтобы люди приложили максимум усилий, и такое больше никогда не повторилось. Спасибо фестивалю за возможность самовыражаться рифмованными мыслями и чувствами, за возможность делать мир сильнее и добрее. А также за возможность верить в справедливость и разум.
«А нас искают немцы и собаки» – оживлённый альбом на стихи Аллы Айзеншарф – удивительной шестилетней девочки, пережившей ужасы Холокоста.
Над фильмом работали юные художники от пяти до четырнадцати лет. Не искалеченные войной дети 21 века прочитали, прочувствовали, нарисовали и озвучили. Так появился на свет этот фильм-ожог.
«Ну, сколько можно в этих лопухах!
А нас искают немцы и собаки.
И страшно. Он большой, как небо, страх.
И писать хочется и громко-громко плакать.
Когда дядя Митя узнавал, что будет облава, он находил нас в городе и незаметно приводил на пустырь. Там, в приготовленной яме, он заваливал нас лопухами. Через густой, высокий репейник пустыря не хотели продираться даже овчарки. И мы лежали с утра до вечера без воды. Иногда слышали лай, крики людей…»
Алла Айзеншарф ушла из жизни 3 января 2018-го, ей был 81 год. В пронзительных детских стихах она передала ужасы войны.
Если в номинации «Классическая поэзия» выбор перед жюри стоял непростой, то в «Современной поэзии» он и вовсе не был сделан – первое место не было присуждено никому, обозначили только призёров. И это повод поговорить о тенденциях современной видеопоэзии.
– Главное, чтобы их развитие не оставляло зрителя равнодушным, – с репликой Игоря Гончарова трудно не согласиться.
В кадре член жюри – кандидат филологических наук, литературный критик, культуртрегер, преподаватель литературы в академическом лицее Татьяна Таянова.
– Тенденция, когда рядом с тестом поэта XIX – начала ХХ века ты видишь то, что происходит в современности. Мне кажется, это интересно и правильно – так пробовать прочитать стихи. Есть слишком реалистически-кинематографическая поэзия – но видеопоэзия не кинематограф. Видеоряд должен быть далек от реальности, даже когда текст гиперреалистичный. Хотелось бы, чтобы люди понимали: стихи – это не прямой ход, не прямой видеоряд. Не прямота подачи, а намёк и тайна.
О том, что изменилось за пять лет «Видеостихии», рассуждает челябинский книгоиздатель, культуртрегер Марина Волкова.
– Вырос уровень профессионализма – и съёмок, и монтажа. Сериальность клипов – влияние сериалов на клип, – называет она одну из тенденция и поясняет: – Несмотря на то, что клип идёт около двух с половиной минут, некоторые умудрились сделать сериал из событий любовных, семейных и всяких. Это забавно.
Приглашением к дискуссии выглядит предложение Марины Владимировны в разделе «Современная поэзия» выделять подразделы – профессиональная и самодеятельная. Мне кажется, на деле это разграничение трудновыполнимо: член уважаемой творческой организации не застрахован от того, чтобы написать чушь, самодеятельные поэты способны создавать шедевры. Но, посмотрев ещё несколько конкурсных работ, я поняла Марину Волкову: и меня как зрителя «царапает», когда авторы видео выбирают откровенно слабые тексты. Однако же противовесом может служить высказывание учредителя номинации «Сонет жив», руководителя «Школы сонета» Леонида Фокина:
– Разница между первыми тремя местами – один-два балла. Поддерживать хочется авторов, которые сами пишут тексты, озвучивают их и оформляют видеорядом.
Победителем в новой, появившейся всего-навсего в прошлом году, но уже такой популярной номинации, организованная столичным фондом реализации социальных программ и изданием «Славься, Отечество!», стала Жанна Селезнёва (Баранчинская) из Москвы с работой «Боль» на сонет собственного сочинения.
Леонид Фокин напомнил о юбилейных датах:
– Первому русскому сонету в этом году исполнилось 290 лет, эта дата совпала с 790-летием мирового сонета и 690-летием утверждения сонетного канона. Сонет – глубокая традиция, которой 800 лет. Эта традиция будет востребована в ближайшее время.
На конкурсных работах пятого фестиваля «Видеостихия» отразилось и тревожное время, в которое все мы живём. Много работ на военную тему. Так, в номинации «Поэзия Урала» лидировала петербурженка родом из Магнитогорска Олеся Анисимова с работой «Суровый танец» по стихотворению Людмилы Татьяничевой.
По мнению Марины Волковой, Олеся ввела в «женские» стихи мужской образ – и неважно, реальный он или вымышленный, но вместе с ним появилась нота надежды.
А теперь вернётся к теме двух призов зрительских симпатий.
Номинация «Лицом к лицу» предполагает живой показ роликов на площадках библиотек и учебных заведений. Лидером стал Роман Башарин из Барнаула с работой «Жизнь» на стихи Роберта Рождественского, к слову, одного из самых востребованных среди конкурсантов поэта.
Сетевой же приз зрительских симпатий, «Большое видится на расстоянии», достался Анастасии Суздаловой из Вологды за работу «А полюбят тебя обязательно за другое» на стихи Яны Мкр. В Интернете конкурсные ролики посмотрели более ста тысяч человек – рекордная за все пять лет существования фестиваля цифра! Рекорд побил и ролик Анастасии – 1160 лайков. Конечно же, в ходе зрительского голосования в Сети болельщики в основном стараются поддержать «своих», однако при этом знакомятся и с творчеством конкурентов.
Основные организаторы «Видеостихии» – магнитогорцы, но замечательно, что несколько номинаций учредили москвичи и петербуржцы. Кроме уже названной номинации «Сонет жив», это «Маяковский сегодня» от Центральной городской публичной библиотеки имени В. Маяковского (Санкт-Петербург), где победила Ксения Курылёва из Кургана с работой «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» и номинация «Русский авангард», где поэт Евгений Харитонов и его товарищи отметили одну из самых необычных работ фестиваля – анимационный ролик «Чёрный человек» Александры Конкиной из посёлка Внуковское.
Ни слова – но поэма Есенина узнаваема.
Так что ещё один бонус для Александры – победа в спецноминации «Поэзия без слов».
Со всеми спецдипломантами – а их много, и каждый интересен по-своему – можно познакомиться в группе «Видеостихии» ВКонтакте.
Остаётся представить обладателя Гран-при фестиваля.
Им стал Дмитрий Коваленин из Самары с блистательной работой «Читая Гоголя» по мощному стихотворению нашего современника Андрея Амлинского.
Ещё до фестиваля, не зная, что станет его абсолютным победителем, Дмитрий записал видеообращение:
– Лаконизм – вот чем славен жанр видеопоэзии. Он еще новорожденный, мы ещё ломаем копья, пишем манифесты. Для меня это танец нескольких видов искусства, идущий на смену уходящей литературе как букве на бумаге (она не отмирает, я не хочу говорить это ужасное слово!). Мы говорим голосом глубокие слова и заставляем это визуализироваться, чтобы создать ощущение, которое мы передаём от человека к человеку. То есть мы замыкаем наши контакты.
И в ролике Дмитрия, где в одном из кадров стопки бумажных томов летят из окна, звучит горькая строка: «С тобой исчезнет поколение, которое любило книги».
Более того, есть небезосновательное, хотя и не бесспорное мнение, что ныне живущее поколение – самое нечитающее за всю историю человечества. Но – ролик, принёсший своему создателю главную награду «Видеостихии», призван всколыхнуть души людей, вызвать протест: неправда, книги всегда будут нужны людям.
Поэзия вечна, а кино неотвратимо, таков девиз фестиваля. В рамках «Видеостихии-2022» в МГТУ им. Г.И. Носова состоится круглый стол «Видеопоэзия как феномен современной поэтической читательской и зрительской культуры», в котором примут участие учёные-филологи ведущих российских вузов.
«Видеостихия-2022» передаёт эстафетную палочку «Видеостихии-2023». Пора создавать новые поэтические видеоролики. Весна близко.