Образ предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачёва воспринимается не иначе как героический – стереотип, сложившийся со школьной скамьи. Выступивший против самодержавия и казнённый, он во времена социалистического устройства страны был причислен к плеяде борцов с деспотизмом власти.
Экспозиция «Достойны памяти потомков», открывшаяся в историко-краеведческом музее, предлагает взглянуть на пугачёвский бунт в ином ракурсе: повествует о людях государевых, ценой жизни выполнивших свой долг. Один из главных персонажей выставки – комендант крепости Магнитной Сергей Кузьмич Тихановский.
Открывая выставку, директор музея Елена Писарева подчеркнула исследовательский характер экспозиции, затронувший различные сферы литературы, искусства, истории:
– Проделана огромная работа. На выставке представлены экспонаты не только из музейного фонда, но и новые документы, фотоснимки семьи Тихановских. Выставка стала плацдармом, заложила основу для дальнейших изысканий, поскольку в истории страны этого периода ещё много белых пятен. Надеемся, что она откроет цикл тематических экспозиций и станет площадкой для встреч участников городского генеалогического клуба.
Куратор выставки учёный секретарь музея Галина Старикова «перенесла» гостей на два с половиной века назад:
– Трагические события 1774 года происходили недалеко от музея: крепость Магнитная находилась в районе нынешней Казачьей переправы. В мае Пугачёв осадил крепость, предложил войскам сдаться. Гарнизон в сотню солдат возглавлял капитан Сергей Тихановский. В крепости были женщины, старики, дети. Александр Пушкин в книге «История пугачёвского бунта» писал о храбрости капитана. Захватив крепость, пугачёвцы казнили коменданта, его жену и несколько человек, отказавшихся признать Пугачёва императором Петром III.
Галина Ильинична, научные изыскания которой были положены в основу экспозиции, представила раритетные экспонаты, рассказала о печальной судьбе семейства. У Тихановских было двое детей. Что стало с мальчиком, неизвестно, а двухлетнюю Александру от расправы спас кучер: выдал за свою дочь и вывез из крепости.
Галина Ильинична отметила, что выставка состоит из двух блоков. Первый посвящён крепости Магнитной, её захвату, судьбе коменданта. Второй связан с потомками коменданта крепости. Артефакты, фотографии, документы, книги погружают в прошлое, прослеживают историю рода Тихановских. В настоящее время известны имена более ста потомков капитана, в судьбе которых отразилась история страны. Среди них участники войн, актёры, переводчики, репрессированные, известные учёные и художники.
Галина Старикова поделилась с журналистами историей создания экспозиции.
– В течение 30-летней работы в музее не раз встречала имя Сергея Тихановского. В истории он достаточно известная личность. Занимаясь историей православия в станице Магнитной, установила имя священника, который был казнён вместе с Тихановским. Узнала, что у коменданта крепости была молодая жена Вера Фёдоровна, которую казнили по навету её служанки. Несколько месяцев назад получила архивные документы, доказывающие, что дворовая девка отомстила строгой госпоже: донесла на неё казакам. Жену капитана повесили на воротах. Дети остались сиротами. Стремление отыскать их следы в истории и дало начало изысканиям, а затем и экспозиции.
Девочка Александра выжила, выросла. Её дочь Елизавета Тимофеевна, дожив до 90 лет, передала потомкам трагическую историю гибели предков. После замужества она жила в имении супруга, деревне Марычевка, куда в поисках материалов о пугачевском бунте прибыл Александр Пушкин. По всей вероятности, он разговаривал с внучкой коменданта. Однако нельзя утверждать, что эта встреча была положена в основу замысла «Капитанской дочки». Идея у Пушкина зародилась до поездки на Урал. Возможно, разговор дал название литературному произведению. По словам Галины Стариковой, описание штурма в повести имеет сходство с событиями, происходившими в крепости Борской, а не Магнитной.
В музейной экспозиции представлено оружие мятежников: вилы, топоры, копья и кремниевые ружья, которые для того времени считались устаревшими. Кто бывал в музее, помнит сигнальную чугунную пушку с ядрами, что находится на втором этаже здания. Весьма вероятно, что это одно из трофейных орудий, захваченных мятежниками при взятии крепости Магнитной. Сам Емельян Пугачёв на допросе – копия текста представлена в экспозиции – признавался: «Хотя у меня и ни одной пушки не было, однакож сделал приступ. А как конницей взять было неможно, ибо там были пушки». После взятия крепости четыре пушки и порох стали трофеями мятежников. Чугунное орудие стало бы «весомым» дополнением к огнестрельным артефактам экспозиции, но несколько сильных мужчин, как ни старались, не сдвинули пушку с места.
Среди знаменитых потомков капитана – известный художник- передвижник Сергей Васильевич Иванов. Странички из дневника его супруги Софьи хранят свидетельства о пугачёвских временах, записанные со слов бабушки Елизаветы Тимофеевны Марычевой. Трагическая история предков объясняет внимание художника к истории пугачёвского восстания. Он путешествует по местам сражений, иллюстрирует книгу «Капитанская дочка», пишет картину «Суд Пугачёва». Художник акцентирует внимание на подробностях судилища: виселице, разорванной одежде арестованных, страшном взгляде Пугачёва.
Сергей Иванов, обычно симпатизирующий революционерам, в этой картине изображает Пугачёва душегубом.
К образу предводителя мятежников обращались многие живописцы. В экспозиции можно увидеть гравюру с его изображением, которую сам Пушкин приложил к первому изданию «Истории Пугачёва». В музее имеется известная копия портрета бунтаря, написанного художником-самоучкой поверх портрета Екатерины II. Облик предводителя восстания в работе «Суд Пугачёва» воссоздал и Василий Перов. Батальная сцена взятия повстанцами станицы Магнитной изображена в масштабном полотне Георгия Соловьёва, которое можно назвать визитной карточкой историко-краеведческого музея.
– Уверена, что картину Георгий Соловьёв писал, держа в руках томик Пушкина, – замечает Галина Старикова. – На полотне, как в повести: Пугачёв на белом коне, в красном кафтане, с саблей наголо. Его образ в центре картины. Хотела бы, чтобы выставка сместила акцент и главными героями стали защитники крепости, комендант Тихановский.
История изысканий началась со звонка одного из потомков капитана Сергея Дорожко из Уфы. Он прочёл книгу Галины Стариковой по истории православия в Магнитке «Будь верен до смерти», нашёл на страницах издания имя своего предка Сергея Тихановского и позвонил автору. Одна из рода Тихановских Магарита Лукина живёт в Самаре.
Потомки воссоздали генеалогическое древо семьи, перенесённое художником музея на огромный плакат. И хотя это неполная история рода, в буйстве генеалогическому древу Сергея Тихановского не откажешь. Его потомки были замечательными людьми, профессионалами своего дела. Сергей Дорожко и Маргарита Лукина с радостью поделились архивами, снимками, воспоминаниями, легендами, которые свидетельствуют, что в роду были герои Отечественной войны 1812 года. Дочь художника Сергея Иванова Мария, владевшая 14 языками, прославилась переводами. В семье были фотографы, что для 19 века то же, что для нас космонавт. Семью прославили профессора, писатели, актеры. Страшно представить, что ветвистое дерево вовсе не появилось бы, не спаси тогда кучер двухлетнюю Сашеньку – маленький росточек.
– Планирую продолжить работу, мечтаю, чтобы изыскания вылились в книгу, – в завершение экскурсии отметила Галина Старикова. – Для истории города имя Сергея Тихановского очень значимо. Надеюсь, что память о храбром защитнике крепости Магнитной будет увековечена в названии улиц или памятнике.