В картинной галерее открылась выставка фотопортретов знаменитого проекта Екатерины Рождественской из серии "Частная коллекция". Идея воплощения современных знаменитостей в облике героев прошлых эпох родилась в 1998 году, когда профессиональную переводчицу с супругом пригласили на церемонию вручения премии "ТЭФИ".
Роскошные вечерние наряды теледив вызвали в памяти живописные холсты прошлых веков и побудили к поиску схожих образов. Первой пробой фотопера стал портрет подруги, представшей в облике художницы Зинаиды Серебряковой и запечатлевшей себя в картине "За туалетом". Екатерина Рождественская пишет: "Я бегала по антикварным магазинам, скупала флакончики и бусы, чтобы все было в точности как на полотне". Увлечение, игра стали со временем серьезным делом. Фотопортреты прошли пробы в глянцевом журнале "Караван истории", где их и продолжают печатать. За годы исканий создано 24 проекта из 1900 фоторабот: "Ассоциации", "Реинкарнация", "Мужчина и женщина", "Братья-сестры", "Родня", "Классика", "Сказки" "Карты"…
Экспозиция прибыла к нам из Челябинска. "Продюсерский центр Екатерины Рождественской предложил нам провести выставку в Магнитогорске, - говорит директор картинной галереи Елена Росып, - условия оказались приемлемыми. 86 работ будут экспонироваться в течение двух месяцев. Несмотря на отпускное время, выставка пользуется большой популярностью".
В искусствоведческой среде до сих пор спорят: искусство это или всего лишь удачный коммерческий проект, востребованный знаменитыми в кино- и шоу-бизнесе людьми.
Не ввязываясь в спор теоретиков, пройдемся по галерее. Под каждым фотопортретом - репродукция живописного оригинала, и невольно, как в детской загадке, начинаешь искать десять отличий. Если бы не подпись, никогда бы не догадалась, что в образе красивейшей женщины всех времен и народов, царицы Нила Нефертити предстала Ирина Аллегрова. Но точеный профиль не подделаешь. Довершает сходство знаковый головной убор. Представляю, как была счастлива певица. Во всяком случае, не меньше, чем Людмила Гурченко, увидев себя в облике английской королевы Елизаветы. Кстати, Гурченко - портретный чемпион по количеству перевоплощений: она же в роли тощей гладильщицы Пабло Пикассо и толстой дамы, жадной до земляничного мусса, художника Спира Раскина. Фотороли актриса сыграла блестяще. Жаль, что художественный прототип самой Людмилы Марковны вне ее ремесла так и не найден.
Олег Газманов, представ перед публикой в чем мать родила, все же не дотягивает до эталона мужской красоты - статуи Давида Микеланжело. Тело Никаса Сафронова утыкано стрелами, как на картине Тициана "Святой Себастьян". Лицо салонного художника выражает умиротворение, а не предсмертные муки человека, принявшего смерть за веру. Руслана Писанка лишь пышными обнаженными телесами схожа с Венерой Рубенса. Обнаженная натура почти во всех фотопортретах - далекий от творчества стиль "ню". Наталья Королева в образе "Обнаженной махи" Гойи - разнагишавшаяся певица, а не дивная испанка. Можно до миллиметра повторить оригинал: в позе, повороте головы, скрупулезной детализации, но работа, не поднявшись до высот духовности, так и останется подделкой. Скажете, задача у фотохудожника иная: угождать богатым и знаменитым? В таком случае, работы лучше не выставлять на публичное обозрение, портреты раздетых знаменитостей годятся лишь для будуаров. Отнесем эти творения к не совсем удачным экспериментам.
В экспозиции немало чудных портретов: "Эзоп" Веласкеса "в исполнении" Александра Ширвиндта, София Ротару в облике девы Марии, Оксана Федорова "в роли" "Дамы в голубом" Гейнсборо, Надежда Бабкина, представшая Ермоловой, Александр Розенбаум, талантливо вошедший в образ "Меншикова в Березове", Сергей Селин, "слившийся" с Василием Теркиным. Выделяются работы, в которых сохранена художественная манера письма. Уловив в фигуристе Александре Жулине сходство с Ван Гогом, Рождественская исполнила портрет в живописной манере импрессионистов.
Если характер современника диссонирует с его прототипом, не поможет никакая внешняя атрибутика. Анастасия Заворотнюк узнаваема, но ни костюм, ни благостное выражение лица не делают ее похожей на скромницу с портрета кисти Брокхарста. Энергичная Ирина Хакамада ни в какие времена не станет смиренной бедной девушкой, как на картине русского художника начала XX века.
Вероятно, журналистский взор, нацеленный на критическое восприятие действительности, сыграл со мной злую шутку - зачем так горячиться, ведь интересно, забавно, смешно. Поиграем в переодевания вместе с фотохудожником: примерим кринолины и короны и встанем перед объективом, как на крымском пляже. Кстати, в книге отзывов есть такая запись: "Так хочется самой оказаться на месте портретных героев…".