Казалось бы, обычный спектакль, давно и с успехом идущий в театре оперы и балета. Так что к заполненному публикой залу, артистам не привыкать. Но в этот день существенным, если не основным фактором аншлага стало выступление юных учеников музыкальной школы № 3. Конечно, ведущих партий будущим музыкантам никто не доверил, а вот в хоре крестьян, дважды выходившем на сцену, они были на равных с профессиональными артистами.
Директор театра оперы и балета Илья Кожевников не скрывает: идею совместного творчества солистов оперного театра и детей он позаимствовал в Перми, где одноимённый проект действует уже многие годы.
- О нём мне рассказал композитор Дмитрий Батин, - рассказывает Илья Сергеевич. - Только к работе на сцене пермского театра привлекают обычных учеников общеобразовательных учреждений: берут целый класс, разучивают партию и выводят на сцену. Я так далеко заходить не решился - "обкатываю" проект на юных музыкантах.
Первой на предложение театра оперы и балета откликнулась третья музыкальная школа, с которой у театра сложились по-настоящему партнёрские отношения.
"Уж как по мосту-мосточку, по калиновым досочкам. Вайну-вайну-вайну-вайну, по калиновым досочкам..." - несётся в это время со сцены, и маленькие певцы старательно выводят свои партии, что вызывает умильную улыбку. И кажется, их совсем не будоражит присутствие профессионалов, и большая сцена нисколько не страшит. За кулисами в такт детям пританцовывают руководитель хора третьей музыкальной школы Светлана Сафонова и главный хормейстер Магнитогорского театра оперы и балета Татьяна Пожидаева - вот они точно волнения не скрывают, ведь у них тоже дебют.
- Несмотря на то, что руковожу хором третьей музыкальной школы уже 18 лет, со старшими учениками начала работать недавно. И тут же пришлось готовить их к выходу на профессиональную сцену театра оперы и балета, - рассказывает Светлана Владимировна.
- До этого привлекали, в основном, сольных исполнителей, а здесь решили показать детям, что есть и такой масштабный вид искусства, как оперное исполнительство, - говорит Татьяна Пожидаева. - Надо сказать, дети сразу проявили себя, учитывая, что было всего три репетиции. Первая - с руководителем школьного хора, по результатам которого Светлана Владимировна отобрала самых ярких учеников. Вторая - встреча в театре, где дети померили приготовленные для них костюмы, узнали, как нужно себя вести, где стоять, как двигаться. И, наконец, третья репетиция проходила уже с хором театра. Разумеется, за каждым ребёнком закрепили куратора из солистов хора: у сцены тёмная лестница, можно легко оступиться. На сцене, учитывая увеличившийся хор, места немного, да ещё балетная труппа. Дети, безусловно, с задачей справились и проявили себя настоящими молодцами.
"Молодцы" тем временем высыпаются в фойе - и тут уж восторгу нет предела:
- Я так перепугалась, даже первые слова еле вспомнила!
- Я вообще в зал не смотрела: боялась много людей увидеть!
- А я, наоборот, хотела в зал посмотреть, да боялась вовремя не вступить - на дирижёра глядела!
Виолетта Ковалёва и Лера Альмаханова, кажется, подружки - держатся вместе. Обе - шестиклассницы фортепианного отделения, на сцене по основной специальности бывают трижды в течение года: технические зачёты, академические концерты… Но чтобы так - да под настоящий оркестр, да с дирижёром - это, конечно, впервые.
- Спросили: "Кто хочет участвовать в опере?" Почти все сразу согласились, а потом, разучив самостоятельно партитуру, пели в хоре и выбрали десять самых лучших, - рассказывает шустрая Лера. - А партитуру учить было нетрудно, чего там трудного!
- Так-то мы сцены не боимся, - поддерживает Виолетта. - Но раньше отвечали только за себя, а здесь настоящий театр. Ответственность большая, так что очень боялись накосячить.
Кстати, о зрителях. Конечно, в первую очередь билеты раскупили мамы, папы, бабушки, дедушки и другие родственники. Но была и, скажем прямо, опасная публика - целыми классами зал заполнили школьники.
Скажу честно - опера не самая простая для восприятия музыка.
Была почти уверена: потерпев немного, дети не усидят, и действо превратится в балаган. Но гул, совсем напротив, стоял только в начале - после в зале царила тишина. То ли подействовала работа учителей, пришедших на оперу с детьми, то ли мы, взрослые, недооцениваем интеллектуальный и духовный потенциал подрастающего поколения. Но им было интересно, честное слово!
- Если бы в школе преподавали "Евгения Онегина" так же, как здесь, я бы ещё два года назад его прочитал и полюбил, - застенчивый подросток по имени Никита долго отнекивался от назойливых журналистов, но те парня "дожали". - Надо сначала преподавать о том, что близко молодым - любовь, шутки, а уж потом мучить "проблемой лишнего героя" в литературе и прочими гражданскими темами. А тут всё понятно, красиво.
- Мне опера не нравилась раньше, потому что слов не понимала, - София на шпильке и в коротеньком гламурном платьице, напротив, вовсе не прочь пообщаться с журналистами. - А "Евгения Онегина" знала, так что мне понравилось. Тем более подружки мои на сцене, я и цветы для них купила. Думаю теперь сходить на "Кармен" или "Травиату", их истории я тоже читала…
Между тем, руководство театра готовит следующий этап проекта "Дети на оперной сцене" - на этот раз в рамках оперы Рахманинова "Алеко".
- Там есть хор цыган, в котором сегодня участвуют "театральные" ребятишки - дети наших работников, - говорит директор театра оперы и балета Илья Кожевников. - Если удастся вывести на сцену воспитанников музыкальных школ, будем только рады этому. Один из пунктов устава театра ставит цель популяризации оперной музыки. Может статься, кто-то, получив диплом, придёт работать в наш театр - и здесь всё и все ему будут знакомы. Это такой социальный проект с профессиональным прицелом, если хотите.
Впрочем, Илья Сергеевич тут же поправляет сам себя:
- К сожалению, слишком часто слышу от молодых людей: "Учился семь лет в музыкальной школе и ничего, кроме скуки и тоски, не испытывал". А здесь дети получили мощнейший заряд положительных эмоций: большая настоящая сцена, симфонический оркестр, дирижёр, профессиональные певцы, работающие с ними на равных, - эти воспоминания останутся с ними на всю жизнь и, возможно, будут переданы детям и внукам. Это и есть главная наша цель.