В Магнитогорском кинотеатре «Джаз-синема» состоялся специальный показ фильма культового российского режиссёра Вячеслава (Славы) Росса «Догги» (16+) с Александром Устюговым и Марией Мацель в главных ролях. Продюсером выступил директор кинотеатра, культурный и общественный деятель, меценат Рафаэль Сайфумулюков. Это первый его опыт работы в киноиндустрии – и он оказался более чем удачным.
Окно в большое кино
– Рафаэлю, с его опытом административной и организаторской работы, было легко вписаться в нашу команду, – сказал Вячеслав на пресс-конференции, предварявшей показ фильма и творческую встречу с его создателями
– Двадцать лет назад нас познакомил Сергей Пускепалис, – вспоминает Рафаэль Абрекович, – с тех пор мы дружим. Что касается участия в работе над фильмом, я просто подставил плечо.
Но, конечно же, ему было интересно увидеть съёмочный процесс изнутри. Для Рафаэля Сайфумулюкова сфера кино – не просто дело жизни, но и возможность просветительской деятельности. В кинотеатре «Джаз-синема» около четырнадцати лет действует городской киноклуб «P. S.» – уникальный культурный проект, который ведёт кинокритик, кандидат филологических наук, член Союза российских писателей Татьяна Таянова. Каждую среду идут новинки авторского кино, ретроспективные показы классики мирового кинематографа и другие эксклюзивные показы, после них желающие остаются на обсуждение. Сформировался круг единомышленников, где тепло встречают старых друзей и рады новым лицам. Мнения звучат разные, споры бывают острые – тем клуб и интересен. Это окно в большое кино, в мир высокого искусства.
В далёком 2011-м история киноклуба «P. S.» начиналась с ленты Славы Росса «Сибирь. Монамур» (18+), ставшей легендой отечественного кино. А десятилетие проекта ознаменовалось тем, что в 2021-м Рафаэль Сайфумулюков пригласил Вячеслава в Магнитогорск. И вновь состоялся показ фильма со слоганом: «Милосердие выше справедливости», – а после была творческая встреча с режиссёром.
На этот раз Росс привёз к нам свой новый, можно сказать, новорождённый фильм «Догги» – лента получила признание критиков на российских фестивалях («Окно в Европу» (18+) в Выборге и не только), затем состоялся показ в родном для режиссёра Новосибирске (он родом из Бердска, образующего с Новосибирском единое пространство) – а после и в Магнитогорске.
Драма об одиночестве
Завязка интригует. Архитектор Андрей в отчаянии: пропала собака, единственная его отрада и смысл жизни. Он бродит по городу с поводком, расклеивает объявления, забывает о делах и работе. Проблеск надежды – когда звонят из приюта, где нашли чёрного лабрадора. Но оказалось, что это другая собака, и её уже забрали хозяева, предъявившие документы. Андрей пьёт, отказывается заниматься здоровьем. И вдруг на его пороге появляется девушка, которая предлагает за деньги играть роль его пропавшей собаки Догги. Он даже не сразу спрашивает её имя.
А потом окажется, что, спасая Дину, он спасает и себя. Как именно? Смотрите – и поймёте сами, фильм в магнитогорском прокате до 9 октября. Скажу лишь, что тандем главных героев – лишь часть блистательной актёрской плеяды, в составе которой – Иван Волков, Кира Кауфман, Марк Богатырёв, Евгений Сидихин…
– «Догги» – это драма о людском одиночестве и том, что внутри человека всегда живёт надежда, что его кто-то может полюбить просто так – как любят собаки, – подчёркивает режиссёр.
Однако этот фильм ставит перед зрителями множество не менее острых вопросов. Может ли быть оправдание у лжи? Где проходит граница, до которой мы вправе вмешиваться в жизнь другого человека? Как научиться слышать того, кто рядом?
Сюжетные перипетии захватывают внимание зрителей и держат, не отпуская. Но зрелище отнюдь не развлекательное. Душевная боль, кровь, безуспешный (или всё же успешный?) поиск выхода из тупика…
– Волновался, как магнитогорцы примут фильм, – признался Вячеслав Юрьевич. – Кинофестивали, показ дома – это другое.
Однако режиссёра буквально искупали в словах благодарности и комплиментах. После показа у микрофона долго не иссякала очередь из желающих высказаться и задать вопросы. «Ваш фильм помог мне вернуться к себе».
Кастинг – половина успеха
Смотришь «Догги» – и кажется, что фильм и создавался легко. А между тем во время съёмок для Славы Росса и его команды не всё было легко и безоблачно.
– Кастинг – половина успеха фильма, – уверен Росс.
Премьерные показы «Догги» предваряет видеоприветствие Александра Устюгова и Марии Мацель. Это знак особой теплоты, доверия к первым зрителям. После фильма других Андрея и Дину представить невозможно. А ведь изначально режиссёр делал ставку на Филиппа Янковского, после – на Даниила Страхова: нужен был типаж страдающего интеллигента. Но, по разным причинам, «не срослось». То же можно сказать и о ключевом женском образе: несовпадения, потом Маша Мацель, которая невероятно гармонична в тандеме с Устюговым. К слову, эту глубокую и многогранную молодую актрису завсегдатаи киноклубп «P. S.» недавно видели в независимой ленте Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви» (2024, 18+). Мария там во второстепенной, но запоминающейся роли актрисы Маши.
Трудности для режиссёра Славы Росса связаны с тем, что из-за плотного графика Александра Устюгова в съёмочный процесс пришлось войти на месяц раньше запланированного – и раскадровку режиссёр не успел сделать. Это значит, что приходилось импровизировать. Постоянный внутренний мозговой штурм.
Стоил ли выбор главного героя таких жертв?
– В российском кино не так много медийных актёров в возрасте 45 плюс, – возможно, человек десять. Александра Устюгова я не рассматривал – совсем иной типаж, – рассказывает Росс. – Он играл брутальных ментов, сильных государственных лидеров. Сможет ли он достоверно сыграть слабость, отчаяние? А потом мы с Сашей разговорились… о поэзии. Я увидел его с совершенно другой стороны.
Собаку Догги сыграл чёрный лабрадор. Именно это визуальное решение было нужно режиссёру – и не только визуальное. Доброта и эмпатичность лабрадоров вошли даже в анекдоты: «Если в квартиру забрались воры, лабрадор поможет им вынести вещи». А ещё образ собаки в фильме создаёт перекличку с Андреем Тарковским – помните пса в «Ностальгии» (1983, 12+)?
Найти дрессированное животное для киносъёмок не так просто. Прелесть ситуации в том, что на самом деле оно может оказаться, мягко говоря, не совсем дрессированным. Но и об этом зрители «Догги» не догадываются. Вот что значит профессионализм!
История из газеты
Непросто было и выбирать верный путь на перекрёстках жизненных линий персонажей. Замысел сценария появился у Славы Росса пятнадцать лет назад. Он услышал историю из газеты: у мужчины пропала собака, и к нему по объявлению пришла девушка, которая предложила сыграть роль его собаки.
За полтора десятилетия сюжет, придуманный Россом, развивался, менялся вместе с автором. И вот проект наконец-то одобрен Минкультом России, появилась поддержка меценатов, в том числе продюсера Рафаэля Сайфумулюкова, – и работа закипела.
– Сценарий невозможно дописать, можно только перестать его писать, – улыбается Вячеслав Юрьевич.
В одном из вариантов сценария в финале герои погибли – это казалось закономерным.
– Но я не смог поступить так со своими героями и зрителями. В последний момент я задал себе вопрос: о чём кино? О том, что любовь сильнее смерти. И мне оттуда (Слава Росс поднимает глаза вверх) прислали ответ, как сделать свет.
Путь главного героя Слава Росс сравнивает с путём самурая – он знает о неизбежности смерти в финале и всё же идёт вперёд. Это дорога силы духа, мужества, преодоления. Но своему самураю он даёт надежду на возрождение. Не случайно другому герою в момент, когда он пребывает на грани жизни и смерти, алкоголик-буддист Сева, чьи воззрения так перекликаются с убеждениями Славы Росса, говорит о смерти как переходе. В сущности это цитата из Льва Толстого. А ещё в фильме есть реминисценции из Библии, священных книг буддизма… И жизнь соседствует со смертью, и смерть не может победить жизнь.
Добавьте к этому филигранную операторскую работу Максима Трапо и Бориса Коростышевского, магически воздействующую на зрителей музыку Дениса Транского (она так точно монтируется с фильмом, что в какой-то момент её перестаёшь замечать, но уже ради музыки к ленте стоит вернуться, чтобы пересмотреть)…
Вы их где-то встречали
«Внутрь» фильма – нет, живого, дышащего мира! – попадаешь сразу. Питер, Карелия – равноправные «персонажи». Диалоги – непридуманные, абсолютно достоверные. Люди – живые.
Вы видите их рядом каждый день. Вон тот бородатый холёный тип закрывает ноутбук, пряча от посторонних тайну предательства. У раскованно танцующей на сцене, лучезарно улыбающейся девушки застыл в глазах страх. Женщина в строгом костюме сдержанно говорит тоном строгой воспитательницы, но кажется, что она вот-вот закричит. Девчонка-подросток с отчаянной решимостью смертника делает вид, что у неё всё в порядке. На лице пожилого мента – незримые, но явственные отметины пережитой трагедии: суровый прищур, жёсткая линия губ. Такой способ самозащиты – как будто от уже свершившейся потери близкого человека что-то может защитить.
И наверняка вы не раз проходили мимо вот этого дядьки средних лет, вроде бы ничем не примечательного – мало ли интеллигентов идут по наклонной. Щетина, нетвёрдая походка. Ему явно наплевать на то, что думают о нём прохожие. У человека беда, прочее утрачивает смысл.
Вы видите их – и забываете через секунду. А после «Догги» они останутся с вами навсегда. Этот фильм опасен тем, что пробивает защитную броню, которую мы наращиваем так старательно и целеустремлённо, и заставляет чувствовать чужую боль как свою. Собственно, это одно из свойств настоящего кино. Тебе больно – значит, ты жив.