В картинной галерее торжественно открылась выставка живописи и графики Вениамина Захарова-Холмского "Искусство, преисполненное силы". В зале представлены работы из частных коллекций и собраний Магнитогорской галереи. Экспозиция приурочена к 85-летию художника.
Мастер печатной графики, иллюстратор книг, живописец, колорист и монументалист более трёх десятков лет прожил в Магнитогорске. Одной из главных тем его творчества была поэзия труда. Мастера можно назвать певцом огненной профессии металлурга. В цехах комбината демонстрировалось более 20 персональных выставок Вениамина Ивановича, самой заметной из них стала выставка-репортаж со Всесоюзной ударной комсомольской стройки по возведению кислородно-конвертерного цеха комбината. На протяжении долгой творческой жизни он создал более 700 произведений в разных жанрах и техниках.
Родом художник из Душанбе. В 1951 году он студент Ленинградского художественного училища, после окончания - рядовой матрос на Северном флоте. После армии поступает на графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина при Академии художеств СССР.
- Творческие искания художника начались ещё в студенческие годы, - рассказывает искусствовед, член Союза художников России, главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. - Он столь активно интересовался новыми направлениями, течениями в западном искусстве, что был отстранён от защиты дипломной работы. Лишь через год, благодаря заступничеству известных живописцев, он завершает обучение, представив в качестве выпускной работы серию мастерски выполненных литографий. Понимая, что в столицах не сможет работать так, как хочет и чувствует, уезжает в Калмыкию, работает в художественных мастерских Элисты.
В эти годы он создаёт иллюстрации к калмыцкому героическому эпосу "Джангар". Графические работы были отмечены дипломом первой степени на Всесоюзном конкурсе книги в Москве. Столь успешное начало оформительской деятельности впоследствии вылилось в плодотворное сотрудничество с Крымским, Пермским, Симферопольским, Южно-Уральским книжными издательствами и появлением более двух десятков книг. Наибольшую известность получила серия иллюстраций к уникальному памятнику древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", выполненных в технике линогравюры.
В 1966 году Вениамин Иванович, приехав в Магнитогорск, преподаёт на худграфе пединститута, участвует в зональных и всероссийских выставках, его работы представлены на биеннале в Венеции. В 1971 году он становится членом Союза художников СССР.
В конце 70-х мастер создаёт роспись "Стройка" в здании строительного техникума. Стены правобережного Дворца детского творчества украшены его работами "Бегущая по волнам", "Песни гражданской войны". В эти же годы он активно включается в общественную жизнь города: возглавляет совет художественно-производственных мастерских, является членом градостроительного совета.
- Он постоянно развивался, упорно искал свой путь в искусстве, - подчёркивает Марина Филипповна. - Стремление соответствовать времени, ритму жизни вылилось в смелые эксперименты в области изобразительного языка. Творческие поиски позволяют создать свою пластическую и цветовую Вселенную, в которой он легко и свободно работал во всех жанрах: пейзаж, натюрморт, портрет, тематическая картина. Он смог найти некий органический сплав, преобразованный им в новую живописную систему, которая стала его творческим стилем, основанным на принципах новаторства. Но провинция в искусстве придерживается традиций и настороженно относится к новациям. Однако в художественной среде есть подлинные почитатели его таланта, в том числе и среди магнитогорских коллекционеров. Благодаря их стараниям и неравнодушию стала возможна организация выставки.
Искусствоведы называют художника экспериментатором, для которого главными компонентами в творчестве являются форма, цвет, композиция. Но работы художника требует подготовленного зрителя. Живописные полотна мастера сложны для восприятия рядового зрителя, тяготеющего к реалистическому искусству. Не относясь к поклонникам авангардных творений, испытываю восхищение перед реалистичными произведениями художника: "Автопортретом", "Иисусом Христом", серией линогравюр, книжными иллюстрациями, работой в стиле иконописи "Святой Георгий".
Мне посчастливилось видеть художника на его последней выставке "От супрематизма до Леонардо да Винчи". Вениамин Иванович говорил о необходимости хранить традиции в искусстве модернизма и реализма и считал, что истинный художник должен работать во всех техниках изобразительного искусства, подобно старым мастерам эпохи Возрождения. Универсальность творчества Захарова-Холмского соответствует канонам великих мастеров прошлого.
- Творчество было его идолом и тираном, - подводит черту Марина Абрамова. - Так по-рыцарски служить высокому искусству может лишь неоднозначная, сложная, одарённая личность, каким был и останется в нашей памяти Захаров-Холмский.