Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина представил на суд зрителей постановку Игоря Панова по пьесе Клода Манье «Муж с того света» (16+).
Комедия положений, признаться, не мой любимый жанр, развлечение для «широкой публики». Ценители интеллектуального, психологического театра, коих в недобрый час занесла нелёгкая на «массовую» постановку, пытаются хотя бы не делать слишком брюзгливое лицо, когда большая часть зала хохочет… Так я думала, подходя к театральному крыльцу.
«Наш драмтеатр порадовал осенью несколькими «серьёзными» премьерами – чего стоит один только грандиозный «Лавр» (16+) по роману Евгения Водолазкина! А чудесный моноспектакль Марины Крюковой «С неба упали три яблока» по Наринэ Абгарян!.. Ради обожаемого мной театра переживу как-нибудь и комедию положений», – уговаривала я себя, готовясь к подвигу самоотречения¸ после которого была вынуждена признать: давно я так не ошибалась! Начнём с того, что «Муж с того света» – не комедия положений, а нечто большее.
Хотя постановщик спектакля актёр Игорь Панов, рассказывая о новом для себя режиссёрском опыте, явно скромничал:
– Я не переквалифицировался в режиссёры. Это моя проба. Не уверен, что пойду дальше в режиссуру. Просто хотел попробовать себя в комедии, так как их очень сложно ставить. Обожаю этот жанр, с удовольствием играю в комедиях. Поэтому мне кажется, что я имею право попытаться что-то явить с режиссёрской точки зрения.
Игорь Панов выбрал «незаезженную» в России пьесу «Эрмина» (16+), принадлежащую острому перу Клода Манье (1920–1983). Творчество французского драматурга магнитогорцам знакомо по комедии «Блэз» (16+), поставленной в театре куклы и актёра «Буратино». А знатоки мирового кинематографа наверняка назовут пьесу «Оскар, недоразумение в трёх действиях» (16+), которая с 1958 года не сходит с театральных подмостков, но особенно прославилась после одноимённой экранизации (1967) с Луи де Фюнесом в главной роли.
Игорь Панов выбрал взял на себя смелость изменить название постановки на более кассовое и «цепляющее» – «Муж с того света»:
– Мне показалось, что можно изменить название пьесы, автор бы простил, – улыбается Игорь Николаевич. – Это стандартная французская комедия, в которой обязательно присутствует комедия положений, где-то кого-то прячут в шкафу, появляются необычные персонажи и становятся частью истории. Героям, естественно, приходится из всего этого выкручиваться. Зрителю будет интересно посмотреть на баловство, которое мы сотворили.
Шкаф в спектакле действительно будет, и какой – вмещающий сразу нескольких персонажей. И даже главная героиня – Эрмина – в нём окажется ненадолго… Но не буду раскрывать нюансы сюжета, а лучше процитирую слова актрисы Анны Дашук, исполняющей главную роль:
– Моя героиня очень изобретательна, она выпутается из всех ситуаций. Мне интересно играть эту роль.
Наверняка то же воодушевление испытывает и Ольга Гущанская – тоже Эрмина, но в другом составе. Эта роль – огромная нагрузка: море реплик, океан движений, космос эмоций. Эрмина в центре событий. При следующей встрече спрошу Анну Дашук, в состоянии ли она после спектакля двигаться и говорить, ведь вокруг её персонажа закручено всё действие. Которое, к слову, происходит в гостиной с видом на Эйфелеву башню. За гармоничность сценического пространства отвечал художник-постановщик Алексей Вотяков.
«Беззаботный, стремительный и лёгкий сюжет пьесы французского драматурга Клода Манье – это своеобразное «Окно в Париж» на один театральный вечер», – гласит аннотация на сайте драмтеатра имени А. С. Пушкина. Завязка сюжета такова. Писатель Альфред Бреду (актёр Иван Погорелов) обладает своеобразной внешностью, над его носом, как у Сирано де Бержерака, и огромными ушами потешается весь Париж, что не мешает семейной идиллии. И всё же Эрмина, жена писателя, одобряет идею супруга сделать пластическую операцию. Но пара принимает решение до последнего держать это в тайне. Лучшая подруга появляется совершенно не вовремя, и хозяин дома, голова которого до поры замотана бинтами, вынужден спрятаться в шкаф, ещё не зная, что станет не единственным его обитателям. Альфред уж точно не предполагает, что окажется вовлечён в детективную историю со своими собственными похоронами (название спектакля не случайно!), путаницей с документами и тайными агентами. И кто бы мог подумать, что мнимая смерть писателя приведёт к бешеному росту тиражей его романов. Стоит ли воскресать при таком раскладе?
Чем больше на сцене действующих лиц, тем запутаннее история. Это уже не просто интрига – это абсурд, нечто сюрреалистическое. Сыграть все эти перипетии – высший пилотаж для актёрской плеяды. Оваций заслуживает каждый: Евгений Щеголихин в роли книгоиздателя Мартина, беглый преступник (который вовсе и не преступник, но от этого не легче) Людовик Бельмар – Иван Николаев, эксцентричная подруга Эрмиины Франсуаза – Лира Лямкина (в другом составе – Анастасия Якупова), харизматичный и, как все герои, анекдотичный комиссар Игорь Иголкин, ответственный полицейский Иван Семёнов, трогательно наивный кузен «покойного» Жан-Батист, вовлечённый в невероятные злоключения Альфреда Бреду, – обаятельнейший Иоганн Билле. И вся этиа карусель не завертелась бы без полицейского – Ивана Семёнова – и агента непонятной, но очень секретной организации, роль которого в разных спектаклях исполняют Данила Сочков и Филипп Ладейщиков. И, конечно, семейство Бреду – Анна Дашук и Иван Погорелов.
Эта невероятная, сумасшедшая история, с круговертью событий, остроумными диалогами и динамично сменяющими друг друга мизансценами никого не оставит равнодушным. В числе зрителей в Международный день театра, 27 марта, на одном из премьерных спектаклей побывали глава города Сергей Бердников и генеральный директор ПАО «ММК» Павел Шиляев. Напомню о содействии градообразующего предприятия в капитальном ремонте драмтетра имени А. С. Пушкина. Благодаря консолидированному финансированию города, области и комбината театр преобразился.
Радует, что комедия «Муж с того света» идёт в большом зале – она понравится широкой публике. Особо подчеркну: и взыскательные зрители получает удовольствие от спектакля. Эта комедия будет играть новыми красками с каждым показом, юмор будет оттачиваться. Так всегда бывает – спектакль раскрывается не сразу, нужно время. Мне хочется через полгода, может быть, через год увидеть детище Игоря Панова снова. Но уже сейчас эта постановка прекрасна. Неожиданно для меня, недолюбливающей комедии, рассчитанные на массового зрителя. Сюжет Клода Манье многослоен. Можно от души посмеяться. Можно восхититься полётом фантазии автора. А можно осознать, что это не только хитросплетение событий и забавные недоразумения, но история о любви, взаимопонимании, прощении. Только таким и должно быть настоящее искусство.
Спасибо режиссёру Игорю Панову и актёрскому ансамблю. Заставить зрителей хохотать сложнее, чем заставить плакать. И ещё сложнее – заставить и повеселиться, и задуматься. Задуматься том, что душа важнее внешности. О том, что доброта и милосердие мудрее жажды справедливости. И ощутить благодарность за свет, который дарит театр даже в самые тёмные времена.