Полгода назад это была постановка Ла Скала. Теперь - Конвент-Гарден с бас-баритоном Саймоном Кинлисайдом в заглавной партии и не менее звездными исполнителями - в остальных.
Магнитка тоже соприкасалась с великим детищем Моцарта. "Дон Жуана" в городском театре оперы и балета не ставили, но фрагменты оперы вошли в музыкальный спектакль "Директор театра", составленный на основе известных шедевров австрийского композитора. Среди них - "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан".
Режиссер-постановщик Владимир Полторак в свое время по контракту в Бразилии пел заглавную партию в "Дон Жуане". Было тогда не до концепций: работали по шестнадцать часов в день - главное, выйти на сцену и сыграть, что сказано. Но если бы сам ставил оперу сегодня - исходил бы из мысли, что человеку свыше даровано любить, и даже те, кто страдают от этого чувства, как брошенные Дон Жуаном женщины, продолжают любить. И только сам Дон Жуан не дорожит этим даром, разбрасывается им, за то и наказан. Любимая версия оперы у Владимира Полторака - с итальянским басом Руджеро Раймонди.
В "Директоре театра" басовую партию Лепорелло исполнил Сергей Муртазин. Любопытно, что в студенческие годы он был баритоном и исполнял тогда Дон Жуана. Возможно, понижение тембра связано с курением и дальнейшим отказом от него. Сергей Муртазин очень любит музыкальный материал моцартовской оперы, рад, что довелось снова с ним работать. Тем более что это первая опера композитора, написанная для баритона, а не тенора. Рассказывает: вокалисты вообще любят исполнять Моцарта, потому что он для каждого голоса создает партии в его диапазоне, не используя крайние ноты, и голоса в них звучат предельно выигрышно. Ощущения легкости материалу прибавляет то, что Моцарт по своей привычке забавляется: цитирует музыкальные фразы из собственных произведений. А музыкальная тема Командора стала основой партий "мертвецов" многих европейских композиторов, включая Чайковского. Ее отголоски слышатся даже в "Лунной сонате" Бетховена.
Игорь Черний исполнял в "Директоре театра" Дон Жуана. Признается, что партия сложная: темп быстрый, нужно выравнивать дыхание. Кроме репетиций с оркестром он еще и просто тренировался: отходил от музыкантов, ставил дыхание. И все же, несмотря на технические сложности, считает: это очень интересный опыт для артистов и ценный для города музыкальный проект. Да и социально выбран верно: донжуанов в мире не убавляется.