Недавно в школе № 56 закончился интересный эксперимент - учитель русского языка и литературы Юлия Иванова (на фото вверху справа) выпустила ребят, у которых была преподавателем и классным руководителем с первого по одиннадцатый класс.
В начальной школе они занимались по программе развивающего обучения - казалось бы, зачем это будущим технарям из известной математической школы? Но, как заметил ее любимый писатель Антон Чехов, "знания всегда пребывают в мире. И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели". В итоге "филологические математики" из одиннадцатого "Б" отлично сдали ЕГЭ, на их счету четыре золотые и две серебряные медали. Сейчас выпускники разъехались по свету - учатся в Англии, Чехии, Москве, Екатеринбурге и Челябинске, семеро остались в родном городе.
Юлия Борисовна перебирает адресованные ей письма. Их авторы - ее ученики, которые учились тогда в третьем классе. Здесь об интересных уроках, классных часах, друзьях, мальчишках, которые дергают за косички… Она вспоминает, как все начиналось.
Юлия всегда любила читать. Талант филолога разглядели в школе № 20. С благословления учителя литературы Ольги Егоровой поступила на филфак МаГУ, закончила вуз с красным дипломом. Преподаватель методики русского языка Вера Сенникова предложила попробовать систему развивающего обучения. Так вчерашняя студентка пришла в школу № 56.
- Дала мне такую возможность, поддержала директор Людмила Васильевна Безмельницына, - рассказывает Юлия Борисовна. - Помогали завучи Ирина Владимировна Колышкина, Ольга Михайловна Ткаченко, Татьяна Владимировна Лазутина. Так что результаты детей - заслуга всего коллектива школы. Сначала пугало, что преподавать придется у первоклашек. Ведь во время учебы работала в восьмых и девятых классах в родной школе
№ 20. Пришла туда на практику на четвертом курсе, да так и осталась. Уходить не планировала, но желание попробовать новую программу победило. Думаю, были опасения и со стороны родителей - еще бы, такой молодой преподаватель...
Взаимная тревога оказалась напрасной. Юлия Борисовна убедилась - развивающая программа работает. Ребята с удовольствием ходили в школу, а свою учительницу стали считать второй мамой. Родители же удивлялись, насколько ответственно она подходит к делу.
- Наши дети не только математику знают, - утверждает мама выпускницы уникального класса Елена Кецма. - Главное, они выросли культурными и образованными. Их раздражает, когда говорят или пишут неграмотно. Моя Оля даже когда в Интернете общается, у своих собеседников ошибки исправляет - говорит, она "грамматический инквизитор". На уроках Юлии Борисовны детям всегда интересно. Она мудрый человек - родители в любое время прибегали к ней за советом. Да и после собраний она всегда задерживалась на час-два - каждый подходил со своими проблемами.
- Все мы - носители языка, - рассуждает Юлия Борисовна. - Поэтому не знать его просто стыдно. К сожалению, многое сейчас изменилось не в лучшую сторону - дети читают мало, нарушают нормы ударения… А ведь речь человека - показатель внутренней культуры. Книги мы читали с карандашом в руках - на полях плюсы, минусы, вопросы, другие знаки. Отмечали, что понравилось, что нет, что удивило, на что обратили внимание, на какой фразе держится весь текст. Есть хорошие технологии - через чтение развивается критическое и образное мышление. Например, один из элементов системы новатора Евгения Ильина - задавать вопрос перед чтением. Сколько гроз было в "Грозе"? И ребята читают уже с другим настроением, находят "грозы" в прямом и переносном значении. Помогают и технические средства - автоматическое рабочее место учителя позволяет распечатать тексты, индивидуальные карточки. Часто показываю небольшие фильмы о произведениях и авторах, чтобы ребят "зацепить". Узнавая о Булгакове, Солженицыне, Твардовском, ученики по-другому воспринимают их произведения.
На уроках Юлии Борисовны знания приходится добывать - их не преподносят готовыми на блюдечке. Ребята определяют границу между знанием и незнанием, потом ставят задачу и решают ее. Требуя многого от других, она требовательна и к себе. Никогда не пользуется прежними конспектами к уроку. Казалось бы, чего проще - взять прошлогоднюю тетрадку и провести урок. Но класс-то другой, а значит, и занятие выстроится по-новому. И программные произведения учительница всегда перечитывает заново - что-то забыла, а где-то ждет открытие. Это для нее не в тягость - читать любит по-прежнему, все лето провела за книгами.
Недавно к Юлии Борисовне приходила ее выпускница, которая сейчас учится в Челябинске. Сказала то, что мечтает услышать каждый педагог: "Спасибо, что научили нас учиться. Теперь понятно, к чему вы нас готовили".
А еще ребята благодарны за то, что стали командой. Договорились, что они - класс, значит, на общественные мероприятия ходят вместе. Выезжали на экскурсии в Верхнеуральск, Фершампенуаз, Париж, Банное, Абзаково… Всякое бывало, как в любом классе, - и сорились, и мирились. Садились за "круглый стол" и обсуждали проблемы глаза в глаза. Сейчас продолжают встречаться, созваниваться, общаться по Интернету. И Юлия Борисовна тоже с ними на связи. На первое сентября пришли ее выпускники, кто был в городе. Она не смогла сдержать слез, но собралась - надо было проводить урок, посвященный Дню знаний, в пятом классе, где она вновь стала классным руководителем...