В фойе краеведческого музея приветливо мигает огоньками нарядная ёлка. Старший научный сотрудник историко-краеведческого музея Галина Старикова предупреждает: это не просто главный новогодний символ, а проводник в прошлое, своего рода машина времени. Заинтригованные отправляемся к следующей ёлке, установленной в так называемой чайной комнате, – экспозиции, составленной из мебели и предметов интерьера XIX века. В стеклянной витрине – дореволюционные рождественские открытки. Выцветшие, словно покрытые патиной, они стали прекрасными иллюстрациями традиций и обычаев, существовавших тогда в России.
– Посмотрите на ёлку, она украшена игрушками разных лет, некоторые вполне могли принадлежать нашим бабушкам, и даже прабабушкам, – завлекает Галина Ильинична и указывает на игрушки из картонажа очаровательные в своей лаконичности.
В тридцатых–сороковых годах их делали ручным и полумеханизированным способом. Большую часть процесса занимало не изготовление самой игрушки, а подготовка: сортировка картона, окраска бумаги, оклеивание её фольгой, покрытие клеевым составом. Позже фигурки из картонажа стали штамповать холодным и горячим способом.
– Одна только эта ёлочка может рассказать историю нашей страны и самой ёлочной игрушки, – продолжает новогодний экскурс Галина Старикова. – Празднование Нового года уводит нас вглубь веков. Учёные утверждают, что обычай этот появился в Месопотамии 25 веков назад. Именно в древнейшей цивилизации Шумеров стали праздновать Новый год. А вот появление игрушек связывают с друидами, которые считали, что деревья наделены сверхъестественными силами и в них живут духи. Чтобы задобрить их, вешали на деревьях угощения. Вечнозелёная ель считалась деревом особым – она символизировала бессмертие. Намного позже ёлка стала атрибутом Рождества Христова.
Первые ёлочные украшения были съедобными, подчёркивает Галина Ильинична. На ёлку вешали орехи, печенье и, конечно же, яблоки, символизировавшие запретный плод, который вкусили Адам и Ева. Верхушку дерева украшали Вифлеемской звездой. Яблоко стало прообразом самой распространённой ёлочной игрушки – новогоднего шара. Его начали изготавливать 175 лет назад в Тюрингии – из прозрачного стекла, которое изнутри покрывали свинцом, а снаружи украшали блёстками.
В России первую ёлку нарядили 206 лет с подачи императрицы Александры Фёдоровны. Уроженка Пруссии она решила ввести эту традицию в царской семье. Поначалу дворец украшали еловыми ветками, рядом с которыми складывали подарки. Но однажды установили большую душистую ёлку, под которой разместили все рождественские дары. И красиво и удобно.
После Революции официальные новогодние и рождественские праздники оказались под запретом как «буржуазные» и «поповские» пережитки.
– Поскольку многие семьи продолжали тайно отмечать эти праздники, по улицам ходили активисты и подсматривали в окна, выискивая тех, кто нарушает запрет, – отмечает Галина Ильинична. – Могли и в дверь внезапно постучать, проверить. Наказание за тайное празднование было суровым.
Реабилитировали ёлку только в 1935 году за несколько дней до наступления Нового 1936 года. Только теперь она называлась не рождественской, а новогодней или просто – советской. Вифлеемскую звезду заменили пятиконечной. В 1937 году на новогодних утренниках впервые появились два главных сказочных персонажа: Дед Мороз и его внучка Снегурочка. В дореволюционной России эти образы уже были в ходу – в литературе и фольклоре, но они считались обычными «представителями» зимы и к празднику отношения не имели. Говорят, что статный и громкоголосый Дед пугал детвору, поэтому появилась Снегурочка, которая «смягчала» суровый образ Деда Мороза и выступала своего рода «посредником» между ним и детьми. А вот внучкой, а, к примеру, не женой или дочерью, Снегурочка стала в силу юного возраста. Староват был Дед Мороз для роли мужа и отца.
– После того, как ёлка была официально разрешена, выяснилось, что новогодних игрушек не хватает, – продолжает рассказ Галина Старикова. – Стали срочно создавать артели, выпускающие ёлочные украшения, в том числе и в Магнитогорске. Использовали обрезки металла, кусочки ткани, дерево. Производство игрушек не прекращалось даже в годы войны. У нас в музее хранится перечень игрушек, которые магнитогорские артели выпускали в годы войны: там и балерины, и шишки, и шарики. Для их изготовления использовали подручный материал, который не годился для фронтовых нужд.
После войны на советских ёлочках появились стеклянные бусы, замысловатые игрушки из проволоки и стекляруса. В 1949 году, после того как страна отметила 150-летие со дня рождения А. С. Пушкина, в продаже появились серии игрушек, изображающих персонажей сказок. В пятидесятых помимо шаров и сказочных персонажей на ёлке появились яблоки, огурцы и, конечно же, хрущёвская царица полей – кукуруза. Игрушки того времени делали из ваты, пластмассы, стекла, папье-маше. В это же время появляется мода на миниатюрные ёлочки и игрушки. Жилищный вопрос в стране по-прежнему стоит остро, большая часть населения живёт в «хрущёвках» и коммуналках, где для ёлки нормального «роста» место было не всегда. В шестидесятых после Гагаринского полёта в космос, красную звезду, украшающую макушку ёлки, потеснила устремлённая ввысь ракета, а колючие ветви украсили космонавты, спутники, и Белка со Стрелкой. В семидесятых идеологический окрас понемногу ослабевает, на ёлках появляются блестящие стеклянные сосульки, как символ оттепели. Ёлка щедро украшалась гирляндами, мишурой и «дождиком».
Новогоднюю экспозицию продолжает ретро-комната, украшенная в лучших советских традициях. Она позволяет перенестись на несколько десятилетий назад и представить, как отмечали этот праздник наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Разглядывать игрушки, открытки и прочие новогодние «атрибуты» можно бесконечно. Каждый экспонат готов поделиться своей историей, главное захотеть услышать.