новый фильм Андрея Прошкина - "Орда". Фильм вызвал много разочарованных реплик на обсуждении. Кого-то история не устроила, кого-то поверхностность, кого-то заказ, кого-то амбиции автора… Но стоит согласиться с тем, что фильмы о святости, феномен глубочайше таинственный, в истории кинематографа наперечет. Попытка говорить о нетленной красоте человеческого сердца и поступка, красоте веры, просто попытка уже достойна уважения. В мире так мало чудес, зато так много тоски о чуде… Вот и сценарист Юрий Арабов, завершая свою трилогию о жертве и чуде, в который раз задумался об этом (трилогия "Юрьев день", "Чудо", "Орда"). Возможно, не ответил, но у нас спросил точно…
Я знала, когда шла смотреть этот фильм, что буду искать святого, буду искать ответа на вопрос, который давно, со времен первых курсов аспирантуры еще, мучает меня. А идеал возможно воссоздать средствами искусства? Или суть его - невыразимость, неприкосновенность ("нельзя мечту свою хватать руками, нельзя мечту свою держать в руках")?
Но также я была заранее готова, зная, что первоначальное название фильма "Святитель Алексий" первоканальцы предложили заменить на "Орду", и режиссер принял замену, была готова к тому, что случится перекос - и злу (т.е. орде, пусть и окарикатуренной, мелкой, понятно-упрощенной и понятно-обряженной для массового зрителя) отведут больше места, чем сиянию красоты человеческой.
В результате сейчас - спустя полнедели после просмотра - сознание напрочь отсекло то, что Андрей Прошкин во всех интервью ставил себе в заслугу, - Сарай и орду с их компьютерной графикой, с тысячами аутентичных (и скажем прямо шикарных) костюмов и вещей, с органичными актерами, с распрекрасной Розой Хайруллиной и как бы актуальным посланием: орда все еще с нами, в нас - и в политике, и во власти, и в евразийстве нашем, и в жизни на зыбучих песках кризиса и самодовольства. Все это отсеклось, осталось только трудное прозрение...
Я очень рада, что из 40 минут выпавших нашему киноклубу, чтобы поговорить о фильме (впервые - так мало), последние были отданы тому, кто действительно сказал. Произнес: Промысел. Слово, не боящееся глумливых хмыков и высокомерий. Да. Суханов сыграл старца в объятьях Промысла. Сначала старца, пробующего вырываться, пошевеливаться по-своему, роптать, а потом словно растворившегося в Промыслительном потоке, страданием и чудом омывающем. Никакой самости, только вера.
История его восхождения на крест страданий, т.е. жертвы, две ступеньки имеет - вниз и вверх. Ступень вниз, когда под горделивым прозвищем "колдун" он только привезен в орду и должен свершить чудо на показ, на заказ… на слабо словно. И он, как некогда Христос, то ли впрямь уверовав в равное Ему чудотворство, то ли просто от безысходности, плюет на землю и мажет кашицей очи неистовой слепой ханши. Копируя чудо. Буквально копируя! И в этой буквальности столько неверы, на самом деле, столько сомнения, столько безысходности! А то и лжи…
Нет. Не так приходят в мир чудеса. Не по вызову, не буквальной заменой, подменой, копией Его чудес великих.
Вторая ступень старца Алексия - вверх. Восхождение на нее происходит из дна. Из самой глубины беды, страдания, любви, смирения. Должны казнить Федора. Да еще и за него, по его вине. А Федор (Яценко - умница) - мальчик совсем, не жил почти. Хоть малодушен, хоть жалок, хоть мечтал о лисьей шубе и молился чужому богу, когда припекло, но все же он свой - привязанность сердца владыки, почти сын.
И вот летит вверх из грязной лужи, из глубины немощи и бесприютности, молитва старца не столько о чуде, сколько о спасении. И не многих через одного (ханша, если исцелится, спасет Москву), а через одного, которого искренне любит старец, - всех.
В молитве за Федьку святитель Алексий достигает верха смирения. Он просит с абсолютностью веры. Так, как мало кто умеет и может. Мы же стыдимся просить!!!
Процитирую Антония Сурожского, чтобы объяснить вернее, что имею в виду.
"Многие из наших молитв - молитвы просительные, и люди склонны думать, что прошение - это низшая степень молитвы; затем следует благодарение, затем славословие. На самом же деле как раз благодарность и хвала - выражение менее глубоких взаимоотношений. На нашем уровне полуверы легче возносить славословия или благодарить Бога, чем доверять Ему настолько, чтобы просить Его о чем-то с верой. Даже люди полуверующие могут обратиться к Богу с благодарностью, когда случится что-то для них приятное; и бывают такие минуты приподнятости, когда каждый способен петь Богу. Но гораздо труднее иметь такую нераздельную веру, чтобы просить Бога всем сердцем и всем помышлением с полным доверием. Не надо смотреть пренебрежительно на просительные молитвы, потому что способность приносить их - это испытание реальности нашей веры".
Реальность веры не в ожидании чуда, а в умении "просить Бога всем сердцем и всем помышлением с полным доверием". Таково мое открытие, вынесенное из фильма "Орда", снятого не только об орде, но об испытании веры, об орде сомнения в нас, о том, что просить - значит верить, о том, что чудо - не факт, чтобы ждать от него достоверности.
P.S. А про святость не получилось, по-моему. Спасибо за попытку!
Киноклуб "P.S." Ближайшие премьеры:
3 октября - Манхэттеновский фестиваль короткометражного кино (смотрим 10 короткометражных фильмов)
10 октября - "ДухLess", реж. Роман Прыгунов (Россия)
17 октября - "Франкенвини", реж. Тим Бертон (США)
24 октября - "Последняя сказка Риты", реж. Рената Литвинова (Россия)
31 октября - "Любовь", реж. Михаэль Ханеке (Австрия, Германия)
7 ноября - "Большой вечеринка", реж. Гюстав де Керверн, Бенуа Делепин (Франция, Бельгия)
14 ноября - "За холмами", реж. Кристиан Мунджиу (Румыния, Франция, Бельгия)
21 ноября - "Парад", реж. Сирьян Драгоевич (Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Македония)
28 ноября - "Последняя искра жизни", реж. Алекс де ла Иглесиа (Испания, Франция, США)
Киноклуб "P.S." ВКонтакте: