Магнитогорский Дом кино вновь порадовал киноманов фильмом отечественного производства. Да ещё - от создателя спектаклей "Блин-2", "Козий остров", "Женитьба Фигаро" на сцене Магнитогорского драматического театра, его бывшего главного режиссёра в 2003-2007 годах Сергея Пускепалиса.
Сергей Витауто с того времени попробовал себя в качестве киноактёра в двух десятках фильмов. "Клинч" - слово отсылает к боксёрскому термину, означающему сцепление, "объятия" противников, - снят по сценарию любимого автора Пускепалиса Алексея Слаповского. Фильм повествует о школьном учителе (Алексей Серебряков), которого по непонятной причине преследует молодая женщина (дебютантка в кино Ася Домская). Нарастая, драматизм ситуации приводит героя и его семью к откровениям и поступкам, на которые они прежде не решались. Можно воспринимать историю как отражение реальности, перенесённой из девяностых, как было у Слаповского, в наши дни. А можно, как режиссёр, считать покушение на спокойствие семьи метафорой, "нашествием" совести.
"Клинч" в Москве демонстрируется на престижных столичных площадках, завоевал несколько наград за режиссуру. Участие "Би-2" в музыкальном оформлении к проекту, создание киноальбома из двенадцати песен - тоже хорошая творческая рекомендация.
Фильм содержит несколько приветов Магнитке, бурно встреченных аплодисментами на первом показе в кинотеатре с джазовой душой. В эпизодах звучит прогноз погоды в Магнитогорске, появляются продавец с бейджем "Рафаэль" и почти в расфокусе на фоне ночной дороги - гаишник: магнитогорские предприниматели, друзья режиссёра - Рафаэль Сайфумулюков и Андрей Фролов.
На пресс-конференции, посвящённой премьере, разговор от фильма закономерно перешёл к положению отечественного кино и связанным с ним явлениям - нехватке средств, несформированности института продюсерства, неготовности прокатчиков работать с непредсказуемым материалом, не подкреплённым рекламой. На этом фоне, подчеркнул гость, отрадным исключением является Магнитогорский Дом кино с его пророссийской прокатной политикой. Но и здесь, как оказалось, всё непросто: отсутствие рекламы, сопоставимой по широте зрительского охвата с зарубежным кино, сковывает прокатную судьбу кино отечественного. Руководитель Дома кино Виталий Старков признался: готов установить низкую цену за билет на российские фильмы, но не уверен, что это хорошее средство привлечь зрителя. Если такую меру применять широко, она может ударить рикошетом по имиджу отечественных фильмов: разве отечественное по определению уступает зарубежному?
- Судите строго, - попросил Сергей Пускепалис перед показом "Клинча" в Магнитогорске.
И зритель не поскупился на мнения: обсуждение после сеанса затянулось на час. Подробности - в субботней "толстушке".