Магнитогорский театр куклы и актёра «Буратино» представил оригинальную постановку Сергея Меледина, по-новому раскрывающую знакомую всем нам сызмальства «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» Александра Сергеевича Пушкина. Оправданность нетривиального подхода доказана: ребята из школ № 20 и 64, побывавшие на премьере, искупали актёров и создателей спектакля в овациях. «Почему так мало?» – вопрос зрителей, который означает бесспорный успех. Хуже, если бы спросили: «Зачем так долго?» Спектакль же идёт около 50 минут – в самый раз.
«Свет мой, зеркальце, скажи…» – тщеславная царица вопрошает магическое стекло и узнаёт, что падчерица выросла и теперь именно она на свете «всех милее, всех румяней и белее». Для царевны начинаются злоключения… Помните? А когда вы в последний раз читали эту чудесную сказку? В детском саду? Или когда знакомили с Пушкиным ваших малышей? А ведь если вдуматься, сказка совсем не детская. А точнее, она многоуровневая, благодаря чему остаётся понятной детям и интересной взрослым.
Изначально, признаётся режиссёр-постановщик Сергей Меледин, он планировал поставить новогоднюю сказку – традиционный кукольный спектакль, на который пригласят детвору в дни зимних каникул. Но вот в чём загвоздка – для праздничной постановки история чересчур суровая и, скажем прямо, страшноватая. И если ставить всерьёз, так, как душа просит, то спектакль получится вовсе не для дошколят и младшеклассников, а для подростков и взрослых. Потому и возрастной ценз – 12+.
Новорождённая «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» – это продолжение и укоренившейся традиции «Буратино» привлекать в театр подростковую аудиторию, и личной творческой биографии Сергея Меледина, связанной с Пушкиным: Сергей Алексеевич восстанавливал в репертуаре «Буратино» «Капитанскую дочку» (12+), где сыграл роль Пугачёва, и этим его работа с произведениями великого русского поэта не исчерпывается. У Меледина есть принцип: если делать, то делать хорошо. Спектакли он ставит, погружаясь в материал в поисках новых решений. Тем более что видит он этот материал с двух позиций: актёрской и режиссёрской. Вот и на сказку Пушкина он взглянул с двух сторон – и это две стороны зеркального стекла. Вращающиеся зеркала в качестве декораций – решение смелое, потребовавшее от осветителей особого мастерства.
А что если Александр Сергеевич, наслушавшись народных сказаний от Арины Родионовны, увидел персонажей на магической зеркальной глади? И в таком случае – как представить историю о коварной царице-мачехе и кроткой царевне-падчерице без рассказчика? Весь театральный опыт Меледина взывает к тому, что в постановках по А. С. Пушкину должен присутствовать автор. Эта роль в «Сказке о мёртвой царевне…» изначально создавалась под гениального актёра Дмитрия Никифорова, которому предстояло сыграть гениального поэта. Их блистательный дуэт с Зинаидой Бондаревской – Ариной Родионовной – одна из изюминок спектакля.
Условность сценического пространства подчёркивает отсыл к средневековому карнавалу – маски на персонажах, какие можно было увидеть в Венеции несколько столетий назад. Но постоянным зрителям театра куклы и актёра «Буратино» не составило труда узнать в царе Кирилла Боровинского, а в царице – Ирину Барановскую, которой смена масок позволила особенно явственно показать контраст внешности и внутреннего мира её героини.
Царевну играет светловолосая красавица Ольга Кугай – актриса, срывающая овации публики в разножанровых постановках. Кротость, чистота, доброта царевны в её исполнении не могут не тронуть зрительские сердца. И хотя мне не хочется раскрывать все технические «фишки» нетривиальной сказки для подростков и взрослых, расскажу об одном из ключевых решений художника-постановщика Андрея Мелентьева из Екатеринбурга. Царевна и семь богатырей появляются в виде ликов – светящихся лиц, которые невесомо парят над сценой. Меняется сцена – и лица высвечиваются во тьме тонкими синими контурами. После спектакля задаю художнику вопрос, как это сделано, и он приоткрывает завесу тайны: это технология создания рекламных коробов. Не фантастика, а дело техники. Но из сочетания таких вроде бы простых решений рождается магия спектакля.
Современных школьников непросто чем-то удивить даже кинематографу с его спецэффектами. Но чудеса рукотворные, рождающиеся прямо перед ними, вызывают восторг. Какое оживление было в зале, когда королевич Елисей спрашивал о своей невесте Солнце, Месяц и Ветер! Как явить на сцене этих, в сущности, нематериальных персонажей? У Андрея Мелентьева и здесь нашлось решение. Приходите вместе с детьми, племянниками, учениками, друзьями – и увидите сами. Спектакль невероятно красивый!
И всё же Сергей Меледин сетует: не всё получилось так, как хотелось. Да и Андрей Мелентьев сожалеет о недостаточных для некоторых идей технических возможностях. Однако скоро ситуация изменится, и изменится кардинально. Едва закончится новогодняя кампания, 14 января 2023 года, театр куклы и актёра «Буратино» на время переедет в левобережный Дворец культуры металлургов, а в здании на Ручьёва, 7а начнётся капитальный ремонт, предполагающий также техническое перевооружение. Этот путь уже прошёл Магнитогорский драмтеатр имени А. С. Пушкина – и результат налицо. «Буратино» тоже заслуживает современного оборудования, которое позволит режиссёрам и художникам спектаклей выйти на новый уровень.
Пока создатели спектакля, радуясь удачной премьере, всё же несколько сожалеют о несбывшемся (подчеркну: пока не сбывшемся!), зрители в восторге. И от игры актёров, и от красоты происходящего на сцене, и от музыки, которая в этой постановке не меньше, чем режиссура и оформление, создаёт сказочное полотно. Композитор Дмитрий Андреев создал шедевр. В его поистине волшебной музыке есть ноты радостные, печальные и тревожные, а особенно проникновенно звучат колыбельная и молитва, которые вписывают сказку Пушкина, воплощённую на сцене «Буратино», в российский – и более того, мировой – культурный контекст, раскрывая величие русской души.
Главной задачей спектакля его режиссёр-постановщик Сергей Меледин называет воспитание подрастающего поколения. Взросление ежечасно ставит перед выбором между добром и злом, пороком и добродетелью. «Сказка о мёртвой царевне…» – не только о разоблачённом коварстве. Она погружает зрителя в художественное пространство русского фольклора, где норма – уважение мужчины к женщине и женщины – к мужчине, любовь, верность, честность. Александр Сергеевич Пушкин – а вслед за ним и Сергей Алексеевич Меледин – не дают ответов на все вопросы, которые может задать подростку жизнь. Но благодаря «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» юным зрителям наверняка захочется обрести свою вторую половинку, не размениваясь на проходное и ненужное. И, конечно, их мамы и папы в очередной раз вспомнят историю своей любви. Гармония с собой и миром рождается в человеке тогда, когда душа его омыта родниковой водой поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
Возможность увидеть «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» у зрителей есть до новогодней кампании. Получится ли играть этот спектакль после переезда на сцене ЛДКМ? Вопрос дискуссионный. Но в любом случае постановка останется в репертуаре. Эта история настолько хороша и настолько замечательно рассказана, что очень хочется, чтобы она радовала нас долго.