С ошеломительным успехом прогремела трёхдневная премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен» (18+). Режиссёром-постановщиком выступила Алла Чепинога (Москва) – магнитогорцы знают её по мюзиклу «Парижские тайны» (16+), полюбившемуся зрителям. К слову, три дня назад этой яркой постановкой открыли фестиваль «Оперетта, браво!», ставший одним из культурных брендов Магнитки. Алла Валерьевна благодаря работе над зрелищным и динамичным мюзиклом нашла контакт с труппой нашего театра оперы и балета и прекрасно знает её мощный потенциал. И поскольку она ставит спектакли в разных жанрах, то и опера ей подвластна. А значит – «Кармен», обожаемая во всём мире – и, конечно, в Магнитогорске.
– Мы вкладываем в этот спектакль много смыслов и хотим показать, чего достиг театр за 27 лет своего существования, – подчеркнул директор Магнитогорского театра оперы и балета театра Илья Кожевников на предваряющей сдачу спектакля пресс-конференции, на которой с журналистами также встретились постановочная группа и исполнители главных партий.
К этому шедевру у нашего театра особое отношение, напомнил Илья Сергеевич: именно с «Кармен» ведёт своё начало его творческая биография. Четверть века назад, в 1997-м, муниципальный музыкальный театр, годом ранее открытый в здании Дворца культуры имени Ленинского комсомола, преобразовали в театр оперы и балета. Смелость его основателя, первого художественного руководителя и главного дирижёра Александра Якупова казалась невероятной: сразу – «Кармен»?! Но – взялись и превосходно справились. Спектакль в режиссуре Виктора Шраймана менял составы, обновлялся – и, оставаясь одним из ключевых в репертуаре, продержался на сцене долгие два десятилетия.
Шли годы, и ценители высокого оперного искусства снова соскучились по «Кармен». Соскучились настолько, что все три премьерных дня шли с аншлагом. Илья Кожевников спешит утешить тех, кому не досталось билетов: вновь увидеть «Кармен» можно будет 31 января и 1 февраля. И не только в эти дни – опера остаётся в репертуаре.
Дирижёр-постановщик Эдуард Нам, как и его предшественники, выбрал классический перевод Станислава Рожновского – с некоторыми изменениями, которые были обусловлены удобством пения, уточняет он. Алла Чепинога благодарит Эдуарда Вилорьевича за то, что не препятствовал ей ставить драматический спектакль, а не оперу. В словосочетании «музыкальный театр» она делает акцент на слове «театр». Однако, увидев «Кармен», могу уверенно добавить: «музыкальность» тоже на уровне, полная гармония вокального и драматического мастерства солистов и хора! Эдуард Нам немногословен на пресс-конференциях, но дело своё знает. Да и установки Аллы Валерьевны реализованы во всей полноте.
– У каждого персонажа на сцене должны быть своя логика и свой характер, – говорит она. – И когда каждый из них начинает действовать, только тогда создается жизнь на сцене.
Алла Чепинога постоянно ставит вопрос: любовь ли это? А может быть, не любовь, а нечто иное – эгоизм, чувство собственности? Даже смена освещения – художник по свету Наталья Глухих внесла весомую лепту в зрелищность постановки – словно спрашивает: любовь, не любовь?
Ещё одной задачей, которую ставила перед труппой Алла Чепинога, – размыть границы между хором и балетом. Обычно ведь как происходит в «Кармен»? Спели, потом – танцевальный номер, и снова продолжается действие. Нет, в магнитогорской «Кармен» и хор танцует, и балет – в образе ежесекундно. Одна только сложность – молодые красивые хористки не очень похожи на согнутых тяжёлой работой женщин с табачной фабрики. Впрочем, они и это сыграли: заканчивается рабочий день, и девушки выходят из-за кулис, «с фабрики», на сцену – как из тюрьмы на волю, из мрака – к свету.
В постановочную группу также вошли хормейстер-постановщик Татьяна Пожидаева, у которой серьёзный опыт в этой сфере, и балетмейстер-постановщик Юлия Логинова, для которой это первая столь масштабная работа. Нельзя не отметить и труд художника и художника-сценографа спектакля Виктории Хархалуп (Москва) – именно ей удалось создать визуальный шедевр, по уровню сопоставимый с музыкой великого Бизе (одни только безымянные персонажи средневекового театра в масках на авансцене, словно соединяющие собой действия оперы, чего стоят, не говоря уже об остальном). В творческом содружестве с режиссёром и дирижёром – они создали незабываемый спектакль.
Алла Чепинога считает важным оставаться в рамках жанра трагедии. Постановка не должна противоречить авторскому замыслу. При этом один из пластов, неразрывно соединённых с реальностью, – мир инфернальный, загадочный и мистический. Тема судьбы, карт, предначертания… Кто в ответе за трагический исход истории? Судьба? Кто-то из персонажей? Несколько персонажей? Это решать зрителям, Алла Чепинога оставляет простор для размышлений.
Самый загадочный персонаж, которого нет в либретто, но который есть на сцене, – беловолосая девочка в чёрном. Она не произносит ни слова, но появляется в самые острые моменты действия. Этот образ можно трактовать по-разному, что и предлагается сделать зрителям. Эту роль в разных спектаклях исполняют Ксения Логинова и Софья Абрамова.
Беловолосая девочка – не единственный ребёнок на сцене. В новой «Кармен», в отличие от большинства постановок этой оперы, участвует хор мальчиков. Шедевр Жоржа Бизе обычно ставят в значительном сокращении, да и возможность найти поющих мальчишек у постановщиков есть не всегда, поэтому обходятся без этого эпизода. В числе приятных исключений – постановка Магнитогорского театра оперы и балеты, в которой принимает участие хор мальчиков «Соловушки Магнитки» музыкальной школы-лицея МаГК имени М. И. Глинки, руководитель – Вера Кожевникова.
А как видят своих персонажей солисты? Эльза Тимербаева на пресс-конференции выглядит не очень-то похожей на Кармен: красивая и яркая, но такая сдержанная, интеллигентная… На вопрос, её ли это роль, признаётся: они с героиней очень разные, она и не мечтала об этой партии, но поскольку руководство доверило… На сцене Эльза неузнаваема. Горячая, обольстительная, экспрессивная, раскованная, неотразимая – этих и множества других восторженных эпитетов не хватит, чтобы рассказать о ней. Непременно послушайте самую необычную Кармен Магнитогорского театра оперы и балета! Признайтесь, а вы знали о том, что Жорж Бизе написал партию заглавной героини своей лучшей оперы в двух вариантах: и для меццо-сопрано, и для сопрано (голоса повыше)? Эльзе Тимербаевой, драматическому сопрано, как раз подходит второй вариант. В её исполнении Кармен поистине великолепна. Она не только умеет передать все нюансы чувств в пении – она ещё и раскрывает характер в драматической игре, в постоянном движении, в динамике… Просто фантастика! Кстати, на магнитогорскую «Кармен» стоит сходить как минимум дважды – в другом составе её партию исполняет роскошная Галия Чаванина-Валеева, да и другие роли можно увидеть в разных интерпретациях.
Один из Хозе – Вадим Стародубцев – играет влюблённого всей душой человека, идущего за любовью до последнего. Он не злодей – он жертва обстоятельств. И правда, его Хозе мягок и трогателен в своей искренности… пока низменные эмоции не побеждают в нём голос сердца и разума.
Образ Микаэлы, скромной девушки, борющейся за свою любовь, близок Ольге Микишковой, и она воплощает его на сцене предельно достоверно, её героине невозможно не сопереживать.
Партия тореадора Эскамильо хорошо знакома Сергею Муртазину, более того, в зарубежных проектах он пел её на языке оригинала. Столько силы и страсти в его голосе, что хочется спеть на мотив арии брутального Эскамильо: «Магнитогорец, смелее! Быстро иди слушать «Кармен»!»
Дорогие читатели, если вам кажется, что вы не любите или не понимаете оперу, значит, вы ещё не видели новую постановку «Кармен» в Магнитогорском театре оперы и балета, и это непременно надо исправить.