К сожалению, пока Магнитогорск не может похвастаться богатством балетных постановок на сцене театра оперы и балета. Причины объективные: немногочисленная труппа, небольшая сцена и это не единственный ее недостаток. К тому же, балет для нашего города - довольно молодой вид искусства.
Может, поэтому, а может, в силу большей элитарности, многочисленностью фанатов магнитогорский балет явно не отличается. К примеру, классическая хореографическая постановка "Времена года" на изумительную музыку Чайковского, да еще в оркестровом переложении, долго в репертуаре не продержалась - рейтинг маловат.
Но театр оперы и балета снова готов рискнуть. Тем более овчинка, что называется, выделки стоит: на будущей неделе премьера балета "Сон в летнюю ночь". Литературная основа - одноименная пьеса Шекспира, музыка Феликса Мендельсона. Таинственная волшебная сказка, волшебно красивая музыка во главе с легендарным "Свадебным маршем", поданная магнитогорцам в самое волшебное время года. Постановщик балета - хореограф Магнитогорского театра оперы и балета Виктория Сайкина (на фото). Как все балерины, отличается улыбчивостью и летящей походкой. Родилась и училась в Магнитогорске, здесь же стала балериной, окончив специализированное отделение при консерватории. В театре оперы и балета работает с первых дней: восемь лет танцевала на сцене, теперь ставит спектакли сама.
- Виктория, сначала о самом балете: насколько популярны постановки "Сна в летнюю ночь"?
- "Сон в летнюю ночь" довольно популярен, особенно часто используется два варианта: классический в постановке великого Джорджа Баланчина и авангардный, авторства не менее великого Джона Ноймайера, который сделал "Сон" по-настоящему авангардным и даже "вкрапил" в музыку Мендельсона номера, сделанные под электронную музыку. Но "вставки" здесь вполне уместны: сам Мендельсон написал не больше сорока минут танцевальной музыки - это максимум одноактный балет. Но сюжет шекспировской пьесы, такой многоуровневый, многоплановый, достаточно тонкий, мало кто сможет "уложить" в музыку Мендельсона - если не ошибаюсь, в одном акте этот балет ставил только Фредерик Аштон. Не хватило балета и мне - мы использовали другие произведения этого композитора, в итоге получился полуторачасовой двухактный балет.
- Насколько трудна была для вас сама идея приступить к легендарному балету?
- Нет, никакими комплексами по этому поводу не страдала, более того, уже давно мечтала поработать именно с этим материалом. Изначально хотела ставить именно классический балет, не отходя ни от традиции Шекспира, ни от Мендельсона - я консерватор в этом плане и вообще предпочитаю классику. Другое дело, нужно было уложиться в рамки нашего театра: небольшая сцена - всего десять на десять, отсутствие колосников, карманов, кулис, труппа - всего десять человек… Поэтому идею, конечно, можно назвать смелой, к тому же, сложен сам материал - и музыкальный, и литературный. Мендельсон написал свой "Сон" в 17 лет как музыку к драматическому спектаклю, поэтому, в принципе, мы могли использовать в своей постановке речь, озвучивание каких-то моментов - но не стали этого делать, оставшись в рамках балетной постановки. Правда, у нас есть поющий хор - девочки на сцене и поют, и танцуют, те, кто не занят в танце, исполняют свои партии из зала - очередная трудность, надо было избежать так называемого 3D-эффекта, а на сцене для них просто нет места… Нехватку танцоров компенсировали за счет деток из хореографического училища, студентов хореографического училища при консерватории… Но, справедливости ради, технические, финансовые трудности и даже нехватка труппы не сильно мешали - в целом идею удалось воплотить так, как хотелось, на сто процентов, мы довольны тем, что получилось. Самое трудное - сыграть свои роли на сцене. Это Шекспир - там высокая актерская игра в самом дальнем закуточке пьесы, причем сюжет запутан, а нужно сделать так, чтобы все стало понятным.
- Там ведь, если не ошибаюсь, переплетение нескольких миров: царство людей и эльфов, среди людей - четкое деление на знать, говорящую высоким стилем, и челядь, которой доступна только проза?
- Совершенно верно, мы не отошли от традиций театра Шекспира и в этом: ремесленники, готовящие на свадьбу постановку трагедии, показаны гротексно - актеры не танцуют, а исполняют грубую пантомиму. Эльфы на сцене практически летают - и эффект усилен светодиодами, встроенными в костюмы. В конце постановки "горящие" эльфы в темноте вылетают еще и в зал - потрясающее зрелище, придуманное художником театра Родионом Танаевым. Еще одна находка - минимум декораций: на заднем фоне в начале пьесы у нас качель, на которой засыпает царица эльфов Титания, в конце она превращается в арочку, из которой наши пары выходят под "Свадебный марш". И, возвращаясь к трудности актерской игры, хочу, конечно же, поблагодарить своих ребят - солистов балета театра, которые горели своим делом, буквально выворачивая себя наизнанку в поиске какого-то штришочка, который даст точное попадание в характер героев. Как работают дети! - на сцену выходят всего шесть человек, у нас два состава, и каждый день они подходят и спрашивают, кто будет задействован на премьере - потому что следующий спектакль только через месяц. Словом, очень хочется, чтобы зрители по достоинству оценили огромную работу, проделанную ради них
P. S. Премьера балета "Сон в летнюю ночь" состоится 19 декабря. Это будет настоящий праздник для любителей высокого искусства. Но, чтобы сделать его по-настоящему незабываемым, советуем перечитать пьесу Шекспира - тогда действо на сцене будет по-настоящему волшебным.