Сегодня Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М. Глинки является местом средоточия театральной и музыкальной культуры Южного Урала. А фестивали, конкурсы, яркие премьеры, гастроли стали по-настоящему хорошей традицией. Руководство театра во главе с директором, заслуженным работником культуры России Владимиром Досаевым, делает все для того, чтобы с искусством театра Южного Урала познакомились не только жители России, но и зарубежья. Завершились гастроли балетной труппы в Китай и Германию со спектаклями "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" П.Чайковского. Оперная труппа и симфонический оркестр театра приняли участие в Международном фестивале музыки и танца в Таиланде, где исполнили оперы "Мадам Баттерфляй" и "Кармен", а симфонический оркестр сыграл программу из сочинений Чайковского, Рахманинова и Дворжака. Оркестр театра принял участие в исполнении сочинения Дж.Фентона "Планета Земля".
Челябинский театр оперы и балета - театр для широкой зрительской аудитории, и в его репертуаре представлены не только оперная и балетная классика. Яркие актерские работы солисты труппы демонстрируют в оперетте. А детские спектакли всегда интересны и самобытны, ярки и увлекательны.
На протяжении пяти дней на сцене драматического театра им. А. С. Пушкина пройдут гастроли Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки. Зрители увидят два балета - "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу", оперетту "Мистер Икс", детскую музыкально-познавательную программу "Ученик Чародея", в которой оркестр рассказывает сказки. Кроме того, будет и сборный концерт с участием солистов оперы, хора и симфонического оркестра театра "Браво, оперетта!"
"Спящая красавица"…проснулась
Откроются гастроли балетом-феерией "Спящая красавица" Петра Чайковского. У челябинской "Спящей красавицы" сложилась своя собственная история. Спектакль был поставлен в 1999 году Германом Прибыловым - московским знатоком и исследователем старинной хореографии. Вместе с художником Владиславом Костиным он поставил спектакль такого размаха и красоты, которые в те трудные годы Челябинск не мог себе позволить. Достаточно того факта, что костюмы для исполнителей главных партий шились в мастерских Большого театра. А премьеру был приглашен танцевать Николай Цискаридзе. Принцессу Аврору исполняла восходящая звезда челябинского балета Татьяна Предеина (ныне - народная артистка России, прима театра). Спектакль, благодаря красоте, гармоничности музыки, хореографии и оформления, а, главное, хорошо знакомому сюжету сказки Ш. Перро пользовался большим успехом у зрителей. В 2003 г. "Спящую красавицу" театр представил на гастролях в Лондоне. Спустя время, в репертуаре труппы появились новые спектакли…. И "Спящая красавица" - драгоценность русского классического балета, казалось, крепко заснула… в Челябинске.
Но Юрий Клевцов, новый руководитель челябинского балета "разбудил" челябинскую драгоценность. "Это тот спектакль, который идет во всех академических театрах и вполне может претендовать на статус визитной карточки балетной труппы. Спектакль - сложнейший для исполнения, но ребята справились", - признается Юрий Клевцов. Обновленная "Спящая красавица" предстанет перед магнитогорским зрителем во всей красе и блеске. Это будет настоящая феерия, как и было задумано создателями спектакля - Петром Чайковским и Мариусом Петипа.
Назад, к Чайковскому
Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в Челябинске поставил московский хореограф Сергей Бобров. Его часто приглашают за границу, и он давно понял, что сокровища русского балета сегодня будут более явны зрителю, если учитывать темп современной жизни. Спектакль должен быть понятным всем и обладать сильной идеей, а не только демонстрировать технику солистов. Именно поэтому, по его мнению, так важна крепкая режиссура. Это идет от Юрия Григоровича, чьим учеником является Сергей Бобров. Вот и "Лебединое озеро" он поставил таким - неожиданным, динамичным и в то же время цепко связанным с хореографической традицией.
Интересно, что изначально "Лебединое озеро" имело трагический финал. Сергей Бобров считает его адекватным музыке Чайковского. Главное для него - опыт вслушивания в музыку великого композитора, которую ни в коем случае нельзя воспринимать в качестве аккомпанемента к танцам. И именно в музыке нужно искать сюжетные нюансы, бессчетное количество раз способных удивлять зрителей.
Режиссер Сергей Бобров поставил умное и честное "Лебединое озеро". "Для меня важно посмотреть на этот спектакль как бы через призму предыдущих постановок", - говорит он. Задача художника - выбрать творческую доминанту. Для Сергея Боброва - это музыка. Для каждой сцены режиссер выбрал из кладовой классической традиции единственно точный и максимально экспрессивный прием. Бобров сделал современный спектакль, не прибегая к услугам модерновой эстетики. Это серьезная заслуга, подразумевающая режиссерский и человеческий интеллект, честность перед зрителем и такт в отношении к предшественникам.
"Я не волшебник. Я только учусь"
"Ученик Чародея" (П. Дюка) - оркестр рассказывает сказки. Поль Дюка - удивительно талантливый человек, он был не только выдающимся французским композитором, но и обладал обширными познаниями в разных областях наук. Мировую известность композитору принесло его программное симфоническое скерцо "Ученик Чародея", написанное по одноименной балладе И.В. Гете и исполненное в 1897 году. Необычайная яркость образов и предельная выразительность всего действия в музыкальной форме покоряла слушателей этого сочинения, а его блестящую оркестровку высоко оценил и наш соотечественник - русский композитор Н.А. Римский-Корсаков. По сей день, эта замечательная пьеса занимает видное место в репертуарах симфонических оркестров всего мира. В Магнитогорске, на примере сказки, увлекательно рассказанной дирижером, и исполненной оркестром театра, юные слушатели смогут познакомиться с инструментами симфонического оркестра, и узнать о роли дирижера и магии волшебной дирижерской палочки.
Кто сказал, что оперетта - легкий жанр?
Оперетта Имре Кальмана "Мистер Икс", известная еще и как "Принцесса цирка" - одна из трех самых популярных оперетт великого венгерского композитора, написанная в двадцатых годах прошлого столетия. "Мистер Икс" - красивая история о романтической любви, с элементами детектива и привкусом злодейства, которая во все времена трогала и продолжает трогать зрителей. Цирковой акробат по прозвищу Мистер Икс тайно влюблен в красавицу Теодору. Чтобы признаться в своих чувствах, он присваивает титул графа, хотя на деле сам - настоящий князь, некогда опороченный и изгнанный из семьи. Недруги и завистники пытаются этим воспользоваться, чтобы разлучить влюбленных, но традиционный хэппи-энд в музыкальной сказке неотвратим.
В России пик популярности оперетты пришелся на 60-е годы, когда вышел одноименный фильм, где главную роль исполнил знаменитый эстонский певец Георг Отс. Кстати, именно после этого фильма "Принцесса цирка" и поменяла название. В Челябинске "Мистер Икс" поставил главный режиссер Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Александр Исаков.
История, где есть обман, коварство, ревность, месть и, конечно, любовь в Челябинском театре воплотилась в увлекательный спектакль, блестяще оформленный, красочный и фантазийный. Режиссер Александр Исаков поставил оперетту не в чистом виде. Режиссер подчеркивает, что "своей задачей он считает создание не картонного, опереточного персонажа, а живого человека". В постановке есть и мюзик-холльные композиции, и цирковые номера, и элементы красочного шоу. Талантливая работа балетмейстера Марии Большаковой (она является хореографом спектакля "Ромео и Джульетта" в нашем драматическом театре им. А. С. Пушкина) создает в спектакле праздник: кокетливый чарльстон, обжигающее страстью танго просто вызывает в зале восторженный гул. Главные герои в "Мистере Икс" - две как будто несовместимые фигуры: княгиня и цирковой артист. Сцены из обычной жизни, ситуации и взаимоотношения героев словно трещат и рушатся под напором сверкающих кальмановских мелодий. Главную героиню исполняет наша землячка, народная артистка России Наталья Заварзина.
Коронные номера
И, наконец, концерт "Браво, оперетта" - это музыкальное приношение одному из самых любимых театралами жанров: прекрасной, вдохновенной, задорной и задиристой, вечно юной оперетте с яркими, свежими, блистательными мелодиями, танцевальными каскадами и ликующим хоровым многоголосием. В первом отделении концерта прозвучат сцены из оперетт советских композиторов - Исаака Дунаевского и Николая Стрельникова. Оперетта "Холопка" Стрельникова, сочиненная в 30-е г.г., не утеряла своей изысканной музыкальности и в наше время: "Музыка сновидений", полная пьянящей неги, удалые и залихватские, знаменитые "Бубенчики". Фокстроты и медленные вальсы в дуэтах из оперетт Дунаевского сразу поднимут песенный градус концерта. Второе отделение отдано венской оперетте - Штраус, Легар, Кальман.