Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина самым ярким акцентом весны-2023 выбрал спектакль о мире Мельпомены – и это не удивительно: идёт 85-й, юбилейный, сезон старейшего культурного учреждения Магнитки. А впрочем, этот разговор – не только о жизни бедствующей итальянской труппы на сцене и вне её и даже не только о судьбе актёров во все времена, сколько помнит себя человечество. Спектакль «Человек и джентльмен» (16+) по пьесе актёра, режиссёра, драматурга, поэта Эдуардо де Филиппо – о каждом из нас. Поэтому на премьере равнодушных не было.
Режиссёр-постановщик Алексей Шавлов из Минска обозначил жанр как бардак в трёх интерьерах. Бардак значит неразбериха, беспорядок. Но история, рассказанная знаменитым итальянцем, – нечто большее, чем комедия положений. Это приглашение к размышлению о глобальных жизненных вопросах – что важнее, быть или казаться, что считать сумасшествием, а что нормой, насколько уязвим человек перед обстоятельствами… Если это театр абсурда, то почему все реалии и персонажи настолько узнаваемы? Может быть, потому, что абсурд – неотъемлемая составляющая реальности. Мы стараемся закрывать на него глаза, отворачиваемся, делаем вид, что его не существует, иначе непросто сохранять здравый ум. Только реальность и никакого ирреализма! Но что если в момент нелёгких жизненных испытаний человек всей кожей чувствует, как зыбка грань между привычным миром и хаосом, который ждёт появления бреши и вторгается, не спрашивая разрешения…
Моё первое знакомство с этим сюжетом – постановка Михаила Скоморохова в Магнитогорском театре куклы и актёра «Буратино» в начале 2000-х. И вот в разговоре с постановочной группой перед сдачей в магнитогорской «драме» выяснилось: Алексей Вотяков выступил в качестве художника-постановщика обоих этих спектаклей и ещё третьего, в Перми. В каждом театре получился свой «Человек и джентльмен». Трудно ли художнику создавать разные миры на одном и том же материале? Алексей Васильевич улыбается: разные театры, разные поставленные перед ним режиссёрами задачи – отсюда и разный подход. На этот раз три действия, длящиеся 50, 30 и 30 минут, в два объединить не удалось – оформлены настолько контрастно, что это потребовало двух антрактов. Гостиница, дом графа Карло Толентано и, наконец, тюрьма – зрителей просят покидать зал во время антрактов, когда идет монтаж декораций.
К слову, Алексей Вотяков советует выбирать места подальше от сцены и поближе к центру зала – подиум спускается навстречу публике. Впрочем, те, кто любит смотреть поближе, тоже в накладе не останутся – автор этого материала возьмёт на себя смелость утверждать, что и с первых рядов видна вся грандиозная панорама, придающая действию объём, а ещё посоветую обращать внимание на детали. Заметную роль в создании уходящей в даль перспективы сыграл огромный современный экран – едва ли не в тысячный раз повторю, что техническое перевооружение драмтеатра имени А. С. Пушкина в ходе капитального ремонта заметно увеличило творческий потенциал коллектива – и в работе художников это заметно в первую очередь. Более того, у актёров теперь есть возможность обыграть голосом тончайшие смысловые нюансы – благодаря практически незаметным микрофонам можно не надсаживать голосовые связки: каждое слово будет чётко слышно и в последних рядах, и на балконе.
Композитор из Омска Виктория Карловски выполнила пожелание режиссёра, создав ненавязчивое музыкальное сопровождение действия, без заметно выраженных мелодий, но кинематографически вплетающееся в действие, сливающееся с ним. И – не могу вновь не обратиться к работе художника – вместе со сдержанным цветовым оформлением, позволяющим подчеркнуть более ярким тоном каждый нюанс происходящего, музыка создаёт органичное, живое пространство.
Непросто писать о спектакле и не «спойлерить», то есть не раскрывать нюансы сюжета, но я всё же попробую. Хочется, чтобы те зрители, кто не знаком с пьесой, сохранили свежесть первого восприятия. Пусть они от души похохочут над сценой репетиции – смех смехом, а ведь так и отрабатываются на репетициях слова, жесты, интонации, так и приходится всем театрам мира компенсировать находчивостью постановщиков недостаточную «материальную базу». Пусть посочувствуют героям, попавшим в западню собственного благородства, и ответят сами себе: что это, дурость или святость? Но ни в коем случае, забросив эту наживку, не увлекусь и не раскрою ход сюжетных коллизий. Ограничусь лишь завязкой. Альберто де Стефано (Иван Семёнов) пригласил актёрскую труппу, возглавляемую Дженнаро де Сио – роль художественного руководителя разношёрстного коллектива блистательно сыграла Надежда Лаврова, и этот мощный актёрский дуэт, безусловно, стал изюминкой спектакля. Всё закрутилось, когда трогательно наивный герой Ивана Семёнова решил разыскать свою таинственную возлюбленную Биче (её в разных составах представляют Лилия Мусина и Дарья Спиридоненко). Что будут делать в спектакле «Человек и джентльмен» Владимир Богданов, Анна Дашук, Иван Погорелов и другие обожаемые публикой актёры магнитогорской «драмы», я вам, дорогие читатели, не расскажу. Но твёрдо пообещаю: смеяться будете до слёз, грустить – тоже до слёз.
Для меня ключевой образ спектакля – дон Дженнаро. Что бы ни происходило вокруг него, именно он отвечает за всё. Человек «тридцать три несчастья» покоряет сердца зрителей открытостью, добротой, неравнодушием, наконец, беззаветным служением своему делу. И, кажется, публика следит за перипетиями его судьбы с не меньшим интересом, чем за развитием романтической линии. Потому что любовь к людям, следование своему призванию, наконец, мужество этого, в общем-то, комедийного персонажа возносят его на высоты поистине трагические. И если, по Шекспиру, весь мир – театр, а мы – актёры в нём, то многие ли из нас смогут стать вровень с доном Дженнаро, внешне не очень-то героическим, но самым настоящим героем с золотым сердцем?
Лейтмотивом «Человека и джентльмена» становится тема сумасшествия. Чтобы притворяться сумасшедшим, надо быть сумасшедшим, не так ли? Иначе кому бы это в голову пришло. Но что есть безумие – драматический накал страстей, обычный для любовного треугольника, или произвол сильных мира сего, который грозит разрушить жизнь беззащитных артистов? Добродушные парни в синей форме способны преобразиться в грозных стражей порядка за считанные секунды. Что победит в них – привычка упиваться властью или человеческие чувства – сострадание и милосердие? Ответит ли на эти вопросы Эдуардо де Филиппо, вложит ли ответы в уста своих героев? Наверное, главное – то, как ответит на них себе зритель.
Красноречивый факт: тема театра в «драме» раскрывается не только в бардаке в трёх действиях «Человек и джентльмен», но и в спектакле-променаде Александры Кохан «Сквозь театр» (12+) и вербатиме Данилы Сочкова «Диагноз: Театр» (18+). Быть или казаться? Кем быть и зачем? И что считать сумасшествием в нашем безумном мире… Размышлять о главном можно вместе с драмтеатром.
Напомню и о том, что на рубеже весны и лета, с 29 мая по 5 июня, в Магнитке прогремит ХХ Фестиваль театров малых городов России. Уверена, что наш драмтеатр имени А. С. Пушкина будет на высоте.