Художники, любители живописи и завсегдатаи картинной галереи на открытие выставки приходят загодя. До начала торжества ещё есть время, с экспозицией можно познакомиться не торопясь, и, самое главное, есть возможность пообщаться с «именинником» – автором выставки.
По установившейся традиции мастер давно в галерее, волнуется, как студент перед экзаменом. Без суеты и торопливости расспрашиваешь о работах, технике, потаённых смыслах, заложенных в символах и образах его произведений. Воспользовавшись свободными минутами, поговорила со Светланой Рябиновой. Она – один из авторов персональной выставки «Линия, пятно, фактура» (0+), открытие которой состоялось накануне весеннего праздника.
– В работах использовала несколько техник, – жестом обводя экспозицию, сообщает Светлана Валентиновна. – Моя авторская техника художественного выжигания по ткани, гофрирование, лоскутная инкрустация – кинусайга. Это японское рукоделие, но мы его перефразировали. Техника напоминает лоскутное шитьё или пэчворк, но ткань «сшивается» без иголки, поверхность инкрустируется тканью. В отличие от моей персональной выставки, проходившей в 2018 году, попробовала отойти от панно и сделать объёмные штучки.
Художница подходит к двум чудным цветастым лошадкам с торчащими гривами и вьющимися хвостами. Наверное, такими на Руси играли деревенские ребятишки. Лошадки не раскрашены, а искусно покрыты тканью. Так мастер творчески переиначила японскую технику на славянский лад.
– Когда готовила работы к выставке, решила: надо сделать что-то промежуточное, переходное между моей и техникой Оксаны Жмаевой.
Творческий микс
Светлана Рябинова рассказала о рождении идеи совместной выставки. В 2018 году увидела работы Оксаны, персональная экспозиция которой проходила в залах галереи.
– Мне не хватает творческого общения, в городе нет мастеров, работающих с текстилем. Посмотрев работы Оксаны, поняла – мой человек: близок не только по творчеству, но и по духу. В желании укрепилась, узнав, что она выпускница нашего знаменитого худграфа. Предложила организовать совместную выставку. Хотя текстиль и объединяет наши работы, всё переживала, как мы будем «миксоваться». Но экспозицию прекрасно скомпоновали на контрасте, что позволило представить многоплановость текстиля. Он может быть тонким, живописным или народным, как лоскутное шитьё или бабушкины коврики, либо, как у Оксаны, – лаконичным, пластичным, декоративно и конструктивно интересным. Иными словами, две экспозиции гармонично соединились в один весенний коктейль.
Светлана Рябинова – автор половины работ экспозиции, которые подбирала, руководствуясь общей тематикой: демонстрация красоты природы, воспетой в произведениях народного творчества. Павы, львы, грифоны, часто встречающиеся в народных сказаниях и образах, трансформируются в лоскутные панно, тонкие кружева «фетрового» орнамента, напоминающего огненно-красную вышивку на праздничных рубахах славян. Тонкий рисунок в работе «Грифон» выполнен в авторской технике – выжигание по ткани.
– Попробовала «вырезать» фетр. Промаялась с ним, потому что взяла синтетический, а он более жёсткий. Выжигала с обратной стороны, здесь свои сложности: надо учитывать зеркальность отображения. Долго работала над «Солнцем Аркаима», – представляет художница роскошное почти монохромное произведение, собранное из множества оттенков серо-песочной палитры. – Тяжело было в технологическом плане, очень плотный материал – бельтинг, который используют в самолётостроении. Хорошая, жёсткая основа, но много иголок поломала. Применяла и ручную, и машинную строчку. Идол в центре – скорее образ собирательный, как знак сакрального места.
В работах художницы не раз встречается образ священного крылатого пса Семаргла – в славянской мифологии хранителя семян, посевов. Изображение огненной собаки присутствует в сюжетах русского прикладного искусства XI–XII веков. Рассматривая панно с образом мифического животного, созданного из сотен миниатюрных квадратиков ткани, поражаешься тонкости цветовых переходов лоскутной мозаики, сложности, трудоёмкости работы. Но стоит отойти на пару шагов, и миллиметровые текстильные «мазки» складываются в облик крылатого божества, обвитого зелёной растительностью.
На открытии выставки впервые было многолюдно. Приветствуя гостей, директор картинной галереи Юлия Кривошапко поздравила художниц с персональной экспозицией и подчеркнула, что это первое за 12 месяцев торжество, на котором присутствует публика. Она выразила надежду, что со временем сойдут на нет ограничения, связанные с пандемией коронавируса, и галерея, как прежде, станет центром публичных культурных событий города.
– К нашему стыду, мы не всегда всерьёз воспринимаем замечательную секцию декоративно-прикладного искусства, – подчерк-нул председатель магнитогорского отделения Союза художников России Эдуард Медер. – Сказывается инерция мышления. Гораздо больше внимания уделяется искусству живописи, графики. Мы забываем, что декоративная форма – богатая, до конца не изученная. В этом виде художественного творчества присутствует огромная глубина смыслов и богатейший визуальный язык, который не ограничивается рамками какой-то одной техники. Благодаря богатству различных направлений деятельности в работах ДПИ прослеживается глубинный подтекст.
Куратор выставки Ирина Терещенко подчеркнула, что творчество Светланы Рябиновой хорошо известно магнитогорцам. Её работы отличают искренность, любовь к материалу, позитивное настроение. Произведения мастера динамичны, выразительны, сюжетно наполнены. Светлана Рябинова работает в технике лоскутного шитья и инкрустации, она – автор оригинальной техники художественного выжигания по ткани, в которой работает более 25 лет. Применяя простой выжигательный прибор и синтетические ткани, разработала специфические приёмы, открыла выразительные технологические возможности, благодаря которым техника художественного выжигания по ткани приобрела самостоятельный вид. Её педагогическая деятельность: Светлана Рябинова – доцент кафедры архитектуры и изобразительного искусства МГТУ, кандидат педагогических наук – позволяет ей передавать уникальную технику ученикам. Она активно участвует в международных, всероссийских, региональных выставках, дипломант международных проектов. Экспозиция «Линия, пятно, фактура» – её девятая персональная выставка.
Философия бытия
Представляя экспозицию Оксаны Жмаевой, куратор Ирина Терещенко акцентировала внимание на авторской технике, которая получила название «обматывание». Она позволяет мастеру создавать арт-объекты, панно, отличающиеся декоративностью, графической чёткостью.
– На первый взгляд, принцип работы очень прост: обвивать проволоку разноцветными нитями, – рассказывает Ирина Терещенко. – Художница смешивает разноцветные линии, как краски на палитре, укладывая их в различные формы. Родилась техника из детских воспоминаний о бабушкиных домо-тканых половичках и увлечениях многоцветными зигзагообразными рисунками тканей итальянского бренда «Миссони». Обычная нить в руках талантливой художницы преображается в яркие стилизованные композиции, пронизанные оптимизмом и жизнерадостностью. Оксана Жмаева – участница и лауреат выставок экспериментального и декоративно-прикладного искусства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Магнитогорске. Персональные выставки экспонировались в музеях Верхнего Уфалея, Верхней Пышмы, Магнитогорска. В 2014 году в издательстве «Аст-пресс» вышла книга «Весёлые моталки» с мастер-классами Оксаны Жмаевой, раскрывающей секреты работы в этой технике.
На открытие выставки Оксана Борисовна приехать не смогла, но прислала видеообращение. Поприветствовала с экрана гостей, поблагодарила сотрудников галереи за талантливую экспозицию.
Центром весеннего микса стало панно «Луна. 2019» Оксаны Жмаевой. Честно сказать, если бы не название, образ ночного светила можно принять за горячее озорное солнце, рвущее глаз «кислотным» жёлтым цветом. Проволочный каркас, синтепон, пряжа и бисер – вот и весь «арсенал» художницы. Виртуозное владение техникой трансформирует осязаемые линии то в фактурные плоды граната, дразнящие спелыми зёрнами, то в шершавую кору дерева с дуплом, то в разноцветные стилизованные домики с уютным светом абажуров.
Вид на соседний дом открывается в работе «Окна». Воображение может продолжить череду прямоугольников – окон, сквозь которые пробивается едва заметный отблеск люстр. Это явно не многоэтажка, рядом с бетонными жилищами берёзы не растут. Тонкие стволы с серыми отметинами рвутся ввысь, занавешивая белыми нитями жизнь обитателей дома.
Портрет Сирина дышит умиротворённостью. В древнерусском искусстве и легендах это райская птица с головой девы. В панно только голова и есть, и если бы не воля автора, то ассоциаций, которые рождает женский профиль, может быть бесчисленное множество. Однако отношение к мифическому созданию выдаёт роскошное головное оперение, сотворённое тугими линиями, обмотанными пряжей сине-голубой палитры.
Чудесны знаки зодиака из одноимённой серии Оксаны Жмаевой. Мягкий юмор, антропоморфная интерпретация превращают созвездия в образы, один взгляд на которые позволяет безошибочно определить зодиакального покровителя.
Авторы экспозиции продемонстрировали, что линия, пятно, фактура становятся выразительными средствами не только в живописи, графике, но и в текстильных композициях. И неважно, какие материалы помогают художнику отразить философию бытия: масло, акварель, тушь или просто нити и ткань. Главное, что работы, соотнесённые с декоративно-прикладным видом искусства, трогают душу глубоким смыслом, теплотой, истинным талантом их создателей.