Вернуться в рубрику
Культура

Трагикомедия о переломе эпох

Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.
Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 1) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 2) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 3) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 4) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 5) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 6) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 7) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 8) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 9) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 10) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 11) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 12) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 13) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 14) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 15) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 16) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 17) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 18) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 19) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 20) Знаете советские фильмы «Двенадцать стульев» наизусть? Театр подарит совершенно новые впечатления.<br />
(фото 21)

В Магнитогорском драматическом театре имени А. С. Пушкина с оглушительным успехом состоялась премьера музыкальной фантазии «Двенадцать стульев» (16+) по мотивам романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

Масштабный творческий проект реализован благодаря гранту главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение», полученному в 2020 году. Напомним: в прошлый раз театр выиграл этот грант в 2014-м – тогда в содружестве с театром оперы и балеты в 2015-м был поставлен грандиозный «Амадеус» (16+), ставший резонансным театральным событием. Судя по высочайшему уровню режиссуры, актёрской игры и горячему приёму публики, такая судьба уготована и «Двенадцати стульям».

С любовью к Ильфу и Петрову

На премьеру пришёл глава Магнитогорска Сергей Бердников. В фойе он, как и многие зрители, сфотографировался вместе с персонажами культового романа, которые перед началом театрального представления развлекали публику. Фото с персонажами – прекрасный подарок истинным театралам, ведь в зале кино- и фотосъёмка, как правило, запрещена. Глава города обменялся с актёрами шутками из текста Ильфа и Петрова, в том числе дал полезный совет не есть на ночь немытых овощей, и с улыбкой, явно в отличном настроении проследовал в зал. Выйдя на сцену, Сергей Николаевич напомнил о том, что грант «Вдохновение» способствовал рождению новой постановки драмтеатра, и выразил надежду, что спектакль пройдёт на высшем уровне – ведь именно такова квалификация труппы. Сергей Николаевич признался, что он поклонник таланта Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Его добрые пожелания театру и зрителями были встречены аплодисментами.

И вот – премьера, которую ждали с предвкушением праздника. Три с лишним часа длилось поистине захватывающее действо с искромётным юмором, но и нотками грусти, ведь в интепретации автора инсценировки – главного режиссёра Владимирского драматического театра Владимира Кузнецова – это история о переломе эпох, о людях, не нашедших себя в новом мире. Собственно, и в романе охотники за сокровищами вызывают симпатию. Признайтесь, болели за Кису и Бендера, вопреки советским предисловиям о разоблачении жадин и аферистов?

Когда есть герой

На предваряющей премьерные показы пресс-конференции режиссёр-постановщик, балет-мейстер-постановщик Марина Большакова обосновала выбор «Двенадцати стульев», назвав две основные причины. Первая – кассовый зрелищный материал. Что ж, она не ошиблась. Аншлаг был все дни премьеры. И, замечу, шли не только на имена классиков советской сатиры, но и на любимых актёров. Из чего логически вытекает вторая причина, сформулированная Мариной Анатольевной: в труппе драмтеатра имени А. С. Пушкина есть главный герой – Остап Бендер, а значит, можно ставить «Двенадцать стульев». Марина Большакова, поставившая на магнитогорской сцене «Хануму» (16+) и «Тайные мечтания господина М. Бальзаминова» (16+), прекрасно знает творческий потенциал ведущего актёра драмтеатра Игоря Панова. Автору этого материала довелось увидеть «Двенадцать стульев» именно с ним в роли великого комбинатора. Посчастливилось? Безусловно. Однако предвкушаю встречу с Остапом Филиппа Ладейщикова. Как и, насладившись Воробьяниновым Андрея Бердникова, хотела бы видеть трактовку этого образа Николаем Савельевым. Два актёрских состава делают спектакль ещё более многогранным.

В стилистике Малевича

Много восторженных слов можно сказать в адрес декораций, бутафории, костюмов. Художник-постановщик Вячеслав Виданов в творческом тандеме с художником по костюмам Татьяной Видановой оформил «Двенадцать стульев» в стилистике конструктивизма и супрематизма. Кажется, полёт их фантазии направлял сам Казимир Малевич. Красно-бело-серо-чёрные тона, чёткие геометрические формы. Композиционный центр – круг, изначально белый, который меняет цвет и даже становится окном в сопредельное пространство. Сквозь него просвечивают контуры каких-то конструкций, напоминающих антенны. Да и динамичный каркас декорации, благодаря нескольким выразительным штрихам формирующей пространство то богадельни, то ресторана, то парохода, ассоциируется со стилем лофт – тем самым, к которому отсылает и оформление драмтеатра, преобразившегося после капитального ремонта.

Музыка нового мира

Музыкальное оформление, созданное музруком и аранжировщиком постановки Еленой Булановой из эстрадных хитов времён нэпа и индустриализации, гармонирует со стилистикой романа Ильфа и Петрова. А когда звучит сюита Георгия Свиридова «Время, вперёд!», сердца магнитогорцев начинают биться чаще – строительство нового мира происходило и здесь, у подножия горы Магнитной. Эти музыкальные нити и полотна, такие разные, создают многомерное звучащее пространство, живое и дышащее. И оно порой обогащает эмоциональное восприятие зрителя так, что невозможно не удивиться разнице собственной реакции на одни и те же сюжетные повороты в любимых с детства фильмах и в постановке Марины Большаковой по оригинальной инсценировке Владимира Кузнецова. Помните, как Киса Воробьянинов просит милостыню? На фразе, вызывающей ассоциации с современностью, зал хохочет, но после грустит, переживая за героя. И когда трогательная девочка подбегает с подаянием, а затем гладит бедолагу по плечу, кто-то смахивает слезу.

Кр-р-расота, хо-хо!

Воздав должное музыке и декорациям и отметив, что театр складывается и из этих составляющих, скажу, возможно, крамольную для маститых критиков вещь: успех спектакля всё же в первую очередь строится на актёрской игре. Мощь актёрского ансамбля в «Двенадцати стульях» – это заслуга и режиссёра, балетмейстера Марины Большаковой, и Игоря Панова, который не только играет Остапа, но и работает в качестве ассистента режиссёра, и каждого, кто выходит на сцену. Великолепнейший дуэт Остапа и Кисы. Поистине знойная женщина мадам Грицацуева – Лира Лямкина. И не менее колоритная Эллочка-людоедка Ольги Гущанской – как тут не восхититься: мрак, жуть, кр-р-расота, хо-хо! Похожий на паука гротескный архивариус-взяточник Коробейников в шикарном исполнении Данилы Сочкова. А какая трогательная пара – отец Фёдор и его супруга – Владимир Богданов и Елена Савельева. «Катенька! – Феденька!» Сидящая неподалёку от меня женщина шёпотом объясняет сыну-школьнику, что такое свечной заводик, о котором мечтают поп с попадьёй. Приятно, когда родители водят детей в театр на серьёзные спектакли.

Короли эпизода

О каждом исполнителе каждого эпизода хочется говорить добрые слова. Наверняка зрители в круговороте сценических событий не замечают, что актёры, исполняющие по несколько ролей второстепенных, но очень важных персонажей, за спектакль переодеваются по десять-двенадцать раз, не забывая при этом приносить-уносить реквизит. А ещё они поют, танцуют, маршируют… Достаточно длинный спектакль пролетает для зрителей на одном дыхании во многом благодаря им, двенадцати членам «агитбригады». Действие идёт на эмоциональном подъёме, и этот драйв передаётся публике.

Такие знакомые Васюки

Зал включается в действие сразу – смех и аплодисменты после ярких сцен, а особенно громкий и дружный хохот – когда в реалиях конца 1920-х узнавали знакомые черты. Пламенная речь Остапа Бендера в Васюках так напоминает популистские речи иных политиков, тонкие стены московской общаги, сквозь которые можно разговаривать, – быт обитателей хрущёвок, «тайное общество» в Старгороде со сбором пожертвований – лохотроны ХХI века… И, право же, кто выглядит симпатичнее – весёлый авантюрист Бендер или «застенчивый» Альхен, который держит старушек в чёрном теле? Да и Киса Воробьянинов не так прост. Когда в финале он надевает пиджак и фуражку Остапа… Впрочем, пересказывать спектакль – дело неблагодарное. Лучше сходите на «Двенадцать стульев» 29 или 30 мая. А вдруг, несмотря на аншлаг, вам повезёт с лишним билетиком?

			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 4
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 400
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-12 17:23:40
    [DATE_START] => 12.01.2021 20:21:46
    [DATE_END] => 22.01.2021 20:22:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [~VOTE_FORM] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
            [VOTE_RESULT] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [VOTE_FORM] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
        )

    [COUNTER] => 43
    [TITLE] => Достаточно ли вам было новогодних праздников для отдыха?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
)
		
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 12
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 1100
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 2
    [TIMESTAMP_X] => 2021-06-09 06:17:57
    [DATE_START] => 09.06.2021 11:17:19
    [DATE_END] => 15.06.2021 11:17:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=12
            [~VOTE_FORM] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=12
            [VOTE_RESULT] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=12
            [VOTE_FORM] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=12
        )

    [COUNTER] => 16
    [TITLE] => Что для вас День России, отмечаемый 12 июня?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => green
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=12
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=12
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=12
    [VOTE_FORM_URL] => /news/kultura/tragikomediya-o-perelome-epokh/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=12
)
		

Что для вас День России, отмечаемый 12 июня?