Всё начиналось в далёком 1993-м, когда известнейший в Магнитогорске музыкант-хоровик Светлана Синдина создала хор, который, выражаясь её словами, будет не «стоять частоколом», а запомнится зрителю своей театральностью и зажигательностью. И здесь – небольшое историческое отступление.
Выпускница Ленинградской консерватории, Светлана Васильевна начинала работать в музучилище и хоровой капелле под руководством самого Семёна Эйдинова. Семён Григорьевич довольно скоро оценил талант молодой солистки, потом хормейстера, а вскоре и дирижёра и создал хор из педагогов музучилища – специально «под Синдину», которая многие годы руководила им. Впрочем, был в судьбе Светланы Васильевны не один хор, в том числе главный хор музучилища, состоящий из старшекурсников – будущих хоровых дирижёров. В начале 90-х мэром Магнитогорска был Вадим Клювгант, посещавший практически все концерты классической музыки, включая выступления хоров Синдиной. И обязательно водил с собой иностранные делегации, в те времена постоянно приезжающие в город и на комбинат. Сколько хвалебных слов от них слышала в свой адрес Светлана Васильевна! Однажды, исполняя отрывок из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» перед английскими гостями, получила обещание от главы делегации: «Я пришлю вам полный клавир этого произведения» – и обещание своё исполнил. А немецкие гости подарили Светлане Синдиной крутейший по тем временам синтезатор.
Энергия созидания
Когда директор Дома музыки Галина Распопова обратилась к мэру с предложением создать в её заведении камерный хор, Клювгант поставил единственное условие: дирижёром будет только Синдина. Галина Александровна была только за. Аккомпаниатором камерного хора стал Владимир Галицкий – пожалуй, лучший пианист в Магнитогорске на то время. Познакомившись с Синдиной ещё в капелле, он до самой своей смерти остался творчески верен ей.
– Тут же развила активную деятельность, – смеётся Светлана Васильевна, поговорить с которой удалось лишь по телефону – она не смогла приехать на предъюбилейное интервью с нынешним поколением камерного хора. – Классические произведения были основой, но в репертуаре было много и современных композиций, и даже шаловливых. Программы были яркими, запоминающимися, давали по 18 концертов в месяц – можете себе представить? Зрители приходили на наши мероприятия по пять раз подряд.
Профессионализм и энергия Светланы Васильевны собрали под крышей Дома музыки выпускников дирижёрско-хорового отделения музучилища, вокалистов, по несколько капеллян и участников хора «Металлург» – первый состав хора состоял из 32 человек. Добрая душой, Синдина охотно брала под своё крыло молодых музыкантов, которые только искали свой путь и приходили в камерный хор – вроде как временно. Но, увлекшись идеями своего руководителя, влюбляясь в её энергию, оставались с ней на годы. Как случилось это, например, с Натальей Агеевой, пришедшей в камерный хор со дня его основания, когда была ещё студенткой музучилища.
– Светлана Васильевна пригласила меня сначала в хор училища, а затем – и в только что созданный ею камерный хор, – рассказывает певица. – И я не могла не пойти за этим человеком – мы обожали её и готовы были с ней хоть на край света, буквально. Одно время параллельно с камерным хором занималась своим фольклорным детским коллективом, но потом решила не распыляться – выбрала то, чего требовала душа, и осталась со Светланой Синдиной. Нисколько не жалею об этом, вся моя жизнь – это камерный хор, мы – единая семья, всегда друг за друга горой.
Гастроли и конкурсы
Галина Распопова давала хору полную творческую свободу и сама наслаждалась сценическими результатами «камерников». А какие были праздничные посиделки! На столе – всё самое скромное, зарплата у работников культуры – сами знаете, да ещё в 90-е. Но им это было неважно: на праздниках они не столько ели-пили, сколько пели-играли. Возможно, на одном из таких вечеров и родилась новая идея.
– Однажды Светлана Васильевна предложила нам поставить сцены из опер – пусть без оркестра, под рояль, но с костюмами, театральным действом, – рассказывает хормейстер камерного хора Елена Суходольская. – Создали в усечённом варианте «Снегурочку» Римского-Корсакова, а потом почти в полной партитуре «Евгения Онегина». Оперного театра тогда ещё не было, и зритель более чем с благодарностью принял идею театра. Со своим «Онегиным» камерники ездили с гастролями, были и в Челябинске, где «публика неистовствовала» – при том, что у них театр оперы и балета был.
– Ой, а какая в 2000-м году замечательная была поездка в Ялту – на конкурс, где были представлены 18 хоров со всей страны! – говорит Светлана Синдина. – Состязания проходили в органном зале Ливадийского дворца – соответственно, рояля на сцене нет, а есть только орган. Им бы забояться, но – вперёд вышла концертмейстер хора Татьяна Бутовская: «Светлана Васильевна, я буду на органе играть! Да чего там – ну, несколько клавиатур, так клавиши-то такие же!» И – сыграла, а хор спел. Публика аплодировала так, что закладывало уши. Тогда ещё украинские судьи, ни в какую не желая отдать магнитогорцам победу, присудили её своему хору, второго места не дали никому, а третье – нам.
Творческие пути
В том же 2000 году Светлана Синдина покинула камерный хор. Не будем описывать подробностей, скажем так: с ней поступили не очень красиво, а она не смогла терпеть – хлопнула дверью. Пожалела ли? Тогда – точно нет, а сейчас, спустя годы, признаётся: работа так нравилась, что, конечно, можно было бы и сдержаться. Но её быстро пригласили преподавать вокал в театр оперы и балета – и Светлана Васильевна пошла по новому пути.
А в камерном хоре появился новый дирижёр – молодая Надежда Артемьева, и это был первый творческий кризис коллектива. Её долго не принимали, как бы проверяя на прочность. Но – Надежда Фёдоровна справилась и даже сумела стать своему коллективу настоящим другом. Бережно храня традиции Светланы Синдиной, Надежда Артемьева привносила в камерный хор новые произведения, подходы, цели и амбиции. Начались поездки и победы на конкурсах.
– Международный конкурс в Казахстане – и сразу Гран-при, а ситуация была непростой: и жюри, и участники – почти все представители Востока, так что победу явно хотели оставить себе, – рассказывает Надежда Фёдоровна. – Но Магнитка оказалась недосягаемой. Потом международный хоровой фестиваль в Санкт-Петербурге – и вновь первое место. Потом – Гран-при отборочного тура «Поющая Россия» в Екатеринбурге и вишенка на торте – Гран-при финала «Поющей России» в Москве. Так что, когда в 2016-м камерный хор собрался на хоровую олимпиаду в Сочи, задача была привезти минимум серебро. А мы привезли золотую медаль. И это – в самый разгар санкционных скандалов после концерта оркестра Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым в Сирии.
Слагаемые успеха
В Сочи коллектив ехал уже в новом статусе: с 2014 года он стал камерным хором Магнитогорского концертного объединения – и это был второй серьёзный кризис коллектива.
Созданный и взлелеянный в Доме музыки, хор, конечно, не хотел уходить из-под «отчей крыши», считая подобный шаг своего рода предательством. Но правила образовательных учреждений, коим является Дом музыки, требовали в расписании только педагогов, а хор – коллектив концертный. Удар взяла на себя Артемьева, написав заявление о переходе коллектива в новое учреждение.
Девятый год камерный хор «принадлежит» концертному объединению и нисколько не жалеет. Как минимум, потому что заметно выросла зарплата – но главное не это, а то, что сегодня камерный хор вышел на большую сцену, став любимым коллективом всего города. Народные гуляния, День города и металлурга, День Победы и прочие торжества – ни одно из них не обходится без выступлений камерного хора. Директор концертного объединения Роман Синицких, тоже когда-то подрабатывавший в этом коллективе, вполне чётко объясняет столь высокую востребованность своих «подопечных».
– Это зрелищно, звучно, красиво, ярко, мощно – эпитетов много, но скажу одно: хор, выходя на сцену, как Мамай, «захватывает» зрителей своей энергетикой, – говорит Роман Анатольевич. – И при этом он очень неприхотлив в подзвучке, он очень мобилен, поскольку не требует столов, стульев, пюпитров и прочих атрибутов. Да и репертуар у него гораздо больше, чем у любого другого коллектива: а-капелла, с роялем, под фонограмму, с оркестром – и эстрадным, и духовым, и народным... Репертуар – народные, классические, эстрадные, джазовые, патриотические произведения – буквально весь спектр вокального искусства.
Вокальная семья
Третьим руководителем камерного хора стала Марина Маслюк – она «своя», работает в коллективе с 2000 года. Став у руля, она также старается бережно хранить традиции, лишь обрамляя их новшествами. Расширяет репертуар, в котором сегодня присутствуют, пожалуй, все стили и направления музыкального искусства. Строит коллаборации с оркестрами концертного объединения, радуясь, что оба коллектива ловят кайф от сотрудничества. Да всего и не перечислишь.
– Мы шли от того, что у нас было, ничего не разрушая и не сжигая мостов. Мы обожаем своих предшественников и рады встречам и со Светланой Васильевной, и с Надеждой Фёдоровной, – рассказывает Марина Маслюк. – Создаём новые проекты – и мировые хиты, и народные, в нашем репертуаре есть произведения буквально под все праздники и памятные даты. И самое важное для нас – видеть, что наше творчество нравится, что нас любят и приходят на наши концерты.
Солистка камерного хора Мария Косицына окончила вокальное отделение Магнитогорской консерватории, могла бы блистать на оперной сцене. Но судьбой своей выбрала камерный хор, несмотря на свою яркость – и вокальную, и артистическую, и внешнюю. Почему?
– А зачем? – отвечает вопросом на вопрос. – Здесь я счастлива и морально, и творчески. Любой жанр, любая роль – от лирической героини до Бабы-яги, любая импровизация – всё только приветствуется. Здесь есть всё для самореализации, плюс любимый коллектив, давно ставший семьёй. Не поверите, у нас нет склок, нет зависти к ролям – потому что каждый знает, что он может предложить что угодно – и ему дадут шанс. Скажу так: это огромное счастье, когда ждёшь не начала отпуска, а его окончания – чтобы снова выйти на работу.
– Это точно, – подтверждает Наталья Агеева. – Тридцать лет пролетели – моргнуть не успела. Пришла сюда девчонкой совсем, потом тут между концертами детей вырастили, а теперь уже и внуков растим. Вот такое вот камерное счастье.