Представляя экспозицию, куратор выставки, старший научный сотрудник галереи Юлия Лященко подчеркнула, что с выставочным проектом южноуральцы имеют возможность познакомиться благодаря поддержке благотворительного фонда «Воскресение» и общественного деятеля Ирины Текслер – основателя фонда «социальных, культурных и образовательных инициатив 2020». Акцию также поддержал Творческий союз художников России.
Выставка была представлена в Калуге. В Челябинске экспозиция демонстрировалась в течение месяца. Магнитогорск – второй в области город, жителям которого посчастливилось прикоснуться к искусству двух московских художников Константина Худякова и Тимофея Караффа-Корбут, работающих в противоположных техниках. Искусствоведы называют эти направления техногенной изобразительностью и легчайшей станковой живописью.
Работы Константина Худякова из серии «DEISIS/Предстояние» создавались для проекта Третьяковской галереи. Холсты Тимофея Караффа-Корбут из серии «Покровители» объединены общей темой – защитники земли Русской. В экспозицию вошли 20 работ – библейские персонажи и сюжеты из Священного Писания. Работы художник пишет маслом, «одной линией», декларируя новую концепцию живописи – artless – безыскусный.
Выступление солистки Магнитогорского театра оперы и балета Оксаны Сычёвой «Горними тихо летела душа небесами» настроило публику на восприятие работ, тематикой которых стали известные библейские сюжеты.
Председатель магнитогорского отделения Союза художников России Эдуард Медер подчеркнул, что экспозиция непростая для восприятия.
– Язык художника сложен смыслами, вложенными в него. Задача зрителя – понять семантику работ. Демонстрация произведений – это всегда сотворчество автора и зрителя.
Начальник управления культуры администрации Магнитогорска Млада Кудрявцева отметила знаковость времени открытия экспозиции – именины Магнитогорска, который всегда был городом высокой культуры. Она поблагодарила организаторов выставки за проект.
Начальник службы по развитию музейного дела министерства культуры Челябинской области Олеся Ходот говорила об открытии экспозиции как о знаковом для города событии.
– Челябинская область насытится духовностью, и каждый посетитель найдёт в произведениях искусства свою историю.
Председатель правления Челябинской региональной благотворительной общественной организации «Служба милосердия «КИЯ» Любовь Беркович сердечно благодарила собравшихся, отметив, что средства, пожертвованные горожанами, направят на лечение и реабилитацию детей, страдающих болезнями костно-мышечной системы.
Работы Константина Худякова из серии «Предстояние» выполнялись по заказу коллекционера для выставки в Третьяковской галерее. Огромные натуралистичные портреты автор создаёт с помощью компьютерного моделирования фотоснимков множества людей, являя миру образы Иисуса, апостолов Павла, Иоанна, пророка Моисея, праотца человечества Адама. Худяков – атеист, поэтому нет нимбов, а лица не только гиперреалистичны, но и гипертрофированы. Каждый портрет составлен из огромного числа фрагментов. Для проекта Худяков снял 60 тысяч и моделей, и случайных прохожих, чтобы из «кусочков» лиц, как из пазлов, составить библейские образы.
Его творчество рассматривают как явление торжествующей цифровой эстетики. Компьютерная графика, моделирующая действительность, по мнению отдельных теоретиков искусства, всё уверенней вытесняет классический рисунок.
В одном из отзывов о серии работ Тимофея Караффа-Корбут «Покровители» прочла такую фразу: «Это нечто, объединяющее манеру детского рисунка фломастером и цветными карандашами и элементы наскальной живописи». Другие вторят, полагая, что художник, пробиваясь сквозь толщу культурных напластований, претворяет мифы в формах наивного рисунка и пиктографического письма.
Член Союза художников России Олег Базылев охарактеризовал выставку как столичное пижонство:
– В последнее время Третьяковская галерея, где проходила выставка этих работ, развенчала себя как храм искусства. Если замахиваешься на религиозную тему, то, по меньшей мере, у авторов должно присутствовать благолепие, которого в работах нет.
Главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова считает образы очень глубокими:
– Работы Константина Худякова отсылают к размышлениям о вечном. Лица апостолов узнаваемы. Линии в работах Тимофея Караффа-Корбут оправданы художественным подходом автора к решению темы. Манера исполнения отсылает к временам событий из Священного Писания. Это не детские каракули, но способ творческой передачи идеи. Есть замечание к оформлению работ. Понимая, что транспортировать холсты сподручнее в рулонах, тем не менее произведения смотрелись бы законченными, будь они на подрамниках.
Настоятель храма Живоначальной Троицы священник Фёдор Терещенко отстаивал право на свободу выражения мысли в искусстве:
– Человек вправе выбирать произведения, которые отвечают его эстетическим представлениям. Большинство работ без названия, но сюжеты отдельных полотен узнаваемы, например, восшествие на Голгофу.
Экспозиция работ продлится в картиннной галерее до конца месяца. Затем работы отправятся в Южноуральск, с выставкой познакомятся жители Аши, Сатки и Копейска.