На церемонии открытия экспозиции Лоры Винокуровой присутствовала не только взрослая публика. Объяснение – в экспонатах выставки. Застеклённое пространство витрин обживали куклы – извечный девчачий интерес.
Многие ребята пришли поздравить своего педагога – Лора Винокурова преподаёт декоративно-прикладное творчество в Агаповской детской школе искусств. Её живописные работы были интересны коллегам – художникам именитым и самодеятельным.
Пока залы были пусты, расспросила Лору о куклах. При всём их различии угадывается внутреннее родство – авторский стиль объединяет фигурки Ван Гога, Пушкина, Матильды – всех 12 персонажей в одно семейство.
– Не удивляйтесь, если заметите, что они не статичны, могут шевелиться, передвигаться, – смеётся художница. – С детства любила мастерить кукол из всего, что было под рукой. Выставочные образцы выполнены в смешанной технике. Основа – из проволоки, «плоть» – из ткани, папье-маше. Спрашиваете, почему кукольные личики усыпают тёмные точки? Папье-маше – грубая техника. Хотелось отойти от штампованного пластика, обычного материала при изготовлении лакированных образов кукол. Думаю, точки делают лицо живее. Это как мазки на картине. Да и россыпь точек, веснушек, делает их ближе к внешности реальных людей.
В кукольном царстве Лоры Винокуровой, как и в обычной семье, обитают кошки.
Чёрно-белый Илон в графском камзоле, прототип которого восемь лет откликался на Оскара, после смены клички, по уверению мастера, стал жить веселее.
Допытываюсь, есть ли прообразы у Клары, Матильды, Элеоноры?
– Они придуманные. И вот что странно, ни разу не получалось воплотить задуманную модель. В конце работы выходит другой персонаж. Думаю, материал и характер кукол берёт верх. Но Пушкин, Ван Гог получились, как и задумала. Поняла, что образы исторических личностей более всего удаётся приблизить к реальному облику. Когда дети в школе искусств хотят сделать куклу, убеждаю, что в результате получится образ весьма далёкий от воображаемого. Предупреждаю, что работа трудоёмкая, технически сложная и кропотливая.
В кукольной коллекции художницы смешение стилей, веков, направлений. Рыжеволосая Элеонора в платье цвета лаванды не иначе как из свиты придворных дам. Марлен – актёрка из шапито. Белла с рамой в руках, наверное, муза или жена художника. Строгая Моника, восседающая на кипе книг, напоминает Джейн Остин или почитательницу её романов. Вера в шляпе и с вуалью в стиле «чикаго» явилась из довоенной поры. Однако при всём различии, индивидуальности персонажей их единит потаённая, иногда декларируемая экспрессия, ярко выраженный темперамент.
В иерархии искусств деко-ративно-прикладному направлению, в частности авторской кукле, отведена второстепенная роль. Но искусство в любом его проявлении призвано не только пробуждать, думать, звать, пропагандировать, но и приносить умиротворение, открывать красоту в повседневности, успокаивать мятущуюся душу, да и просто доставлять радость. Авторские куклы Лоры блестяще справляются с этой задачей.
Лора Винокурова – выпускница Магнитогорского худграфа. В 2104 году в картинной галерее экспонировалась совместная выставка «Для человека», в которой художница представила живописные работы, полотна, в которых использовала технику выжигания по ткани, декоративно-прикладное искусство, скульптуру. В 2015 году залы галереи украшали работы двух десятков художников, моделью которых стала Винокурова. В течение полугода мастера работали над портретом коллеги, создав 50 полотен, различных по стилям и направлениям: от модернистских, авангардистских, абстрактных до реалистичных. На выставке «Полдень» были и автопортреты.
Открывая экспозицию «Для Риты», куратор выставки старший научный сотрудник информационно-образовательного центра Виктория Финогенова отметила неповторимый, узнаваемый магнитогорскими зрителями авторский почерк Лоры Винокуровой:
– Художница уже представляла работы на персональной выставке, неоднократно участвовала в совместных и групповых творческих показах. На выставке 12 кукол и около 25 живописных работ различных жанров: портреты, натюрморты, сюжетные произведения. Картины мягкие и женственные, как сама художница. В них нет резких линий, чётких контуров, провокационных сюжетов. С живописных полотен на зрителя смотрят прекрасные незнакомки, цветут райские сады, распускаются прекрасные цветы. Куклы выполнены в авторской смешанной технике с использованием металла, текстиля, папье-маше. Персонажи литературные и фантазийные, каждая кукла имеет свой характер, свой неповторимый образ. Особое внимание автор уделяет деталям костюмов. Цветовая гамма для каждого персонажа индивидуальна, чаще это монохромные цвета или оттенки одного цвета.
В отдельных работах живописная палитра Лоры Винокуровой яркая, до рези в глазах, как средиземноморский полдень. В пейзаже «Пляж» солнечный жар расплавился, окрасив морскую синь в апельсиновый цвет. «Рыжий» пейзаж «Энтропия» с цветами фиолетовых оттенков одновременно реалистичен, стоит лишь выглянуть в окно, и фантастичен, как на планетах иной солнечной системы. Мудрёное название Лора взяла из физики, признавшись, что в школе никогда не понимала этот предмет. Научное понятие означает необратимость термодинамических процессов, в быту энтропией называют уровень беспорядка и хаоса. Иными словами, на полотне буйство температурного и цветового накала огненной палитры.
В портрете Веры цвет бронзы и золото загорелого тела отсылают к работам венецианцев, как и оттенок пламенеющей копны волос в натюрморте «Кукла». Работа могла бы стать прекрасной иллюстрацией к роману Дины Рубиной «Синдром Петрушки». Светозарные краски заливают фигуру флейтистки с ликом мадонны, воскрешая в памяти палитру русских икон. А буйство тигровых багрово-красных лилий звучит гимном летнему полдню.
Сама художница выделила работы, выполненные в холодной цветовой гамме. Это стая рыб в водной стихии. Эта же палитра доминирует в сюжетном полотне «Рождество». Синий цвет сумерек перед появлением первой звезды лишь названием работы отсылает к сакральному моменту в жизни христиан. Смысловой подтекст угадывается в символах: изображении овец, яркого отсвета окна на стене хлева с чёрным крестом оконной рамы.
Пейзажи художницы разнополярны по содержанию: фантазия переплетается с реальностью.
В библейских кущах «Рая», как в известной песне, всё травы да цветы, где гуляют животные невиданной красы. Город с высоты птичьего полёта под необычным названием «Ершалаим» поначалу тоже воспринимается как авторская фантазия.
– Так Иерусалим называли в прежние века, – объясняет художница. – Это мой любимый город. Ездила туда, хотела остаться, но пока это остаётся мечтой.
Пейзаж «Тихая зима» с красными яблоками на столе напоминает иллюстрацию к сказке. Однако реальную картину зимней природы можно наблюдать в любом саду: пушистый снег тихо укрывает землю, остатки урожая. Видимо, всё дело в зрительском восприятии.
Городской пейзаж «Ночь», выполненный в импрессионистической манере, живописует сталинские дома Магнитки. Трудно передать словами настроение, которое вызывает созерцание полотна. Одно можно сказать наверняка: работа пронизана любовью к малой родине.
На выставке ценители живописи найдут произведения Лоры Винокуровой, которые выставлялись ранее. Среди них инсталляция «Направление» – железнодорожное полотно с высоты птичьего полёта. Кто-то разглядит нагромождение лестниц, то ли поднимающих, то ли низводящих вниз, в зависимости от направления, цели не только в географическом, но и духовном контексте.
Во время открытия выставки состоялся лотерейный розыгрыш. Победительница получила подарок: Лора Винокурова вручила девочке чудесную авторскую работу, выполненную в технике выжигания по ткани.