В экспозиции представлены 50 работ. На открытие передвижной выставки всероссийского фотоконкурса школьной и студенческой фотографии "Экология души" приехал директор конкурса руководитель Челябинского фотоклуба Павел Большаков.
Открывая экспозицию, Павел Васильевич отметил уникальность проекта: в течение 20 лет в стране подобных смотров детского фототворчества не устраивали. Идея конкурса родилась в прошлом году. По инициативе фотоклуба имени Юрия Теуша в Южно-Уральском государственном университете прошёл всероссийский фотоконкурс школьной и студенческой фотографии "Экология души", приуроченный к 70-летию вуза. 400 авторов из 41 региона страны прислали полторы тысячи фотоснимков. Творческий уровень работ оценивали известные в стране и мире профессионалы фотодела, преподаватели фотографии вузов Москвы, Омска и Челябинска.
Работы лауреатов конкурса экспонировались в галерее фотоклуба, а в мае стали путешествовать по городам Южного Урала. Первым городом, куда приехала передвижная выставка, был Еманжелинск.
Кроме работ победителей, в картинной галерее представлены фотографии ребят из магнитогорской фотостудии "Кадр". Руководитель студии Виктор Смирнов сказал, что победа магнитогорцев на столь престижном конкурсе была для них неожиданностью, благодарил директора конкурса за высокую оценку творчества студийцев:
- Не техника делает снимок, а свет и композиция. Этому учимся и ребята, и я. Победа в фотоконкурсе привлекла в студию новых талантливых учеников.
На конкурс фотостудия отправила 21 работу. Второе место и звание лауреата завоевала Полина Калинович. За достижения в фотоделе Полина отмечена дипломом главы города. Грамоты и дипломы студийцам вручила главный специалист отдела творческой, образовательной и просветительской деятельности администрации города Анна Дорогова.
Канувшая в Лету плёночная фотография больше интересовала мужской пол. В век "цифры" фотоискусство имеет девичий лик. Ирину Кротову из студии "Кадр" фотоискусство привлекает мгновенным результатом. Она мечтает стать фотожурналистом, как Андрей Полуэктов, на персональной выставке которого они недавно побывали. Для Ирины, Анны Сыровой, Анны Бобиной он авторитетный профессионал репортажной фотографии.
Организатор конкурса Павел Большаков стал на время экскурсоводом, объясняя гостям уникальность детской фотографии:
- Смотрят все, а видят немногие. У взрослых иное восприятие бытия. Ребята познают мир подобно первооткрывателям, создавая фотошедевры. Анжелика Григорьева из Челябинска в заснеженной ветке увидела "Крыло ангела". Уникальное природное явление зафиксировала Лиза Иванкова: "Облако на ниточке" воздушным канатиком "крепится" к солнышку. А "Камикадзе" Ольги Матвеевой! Уникальную сценку из жизни животных способен увидеть лишь ребёнок: вылупившие из яйца утята совершают первый прыжок в воду.
Особенно обострено восприятие природы у больных детей. Свечки берёз, устремлённые в небо, запечатлела Карина Айгорова из Липецка. Снимок, занявший в номинации "Пейзаж" первое место, привлекает неожиданным ракурсом, пронзительностью чувств, настроением. Девочка прикована к инвалидной коляске, и на этюды её вывозят родители. Член жюри Павел Кривцов прислал победительнице свой фотоальбом.
На конкурс принимаем работы ребят, которым исполнилось 12 лет. По мнению Павла Большакова, за маленьких снимают их родители. И не верит он, что пятилетний мальчик в пять утра сфотографировал туманное утро на горной реке.
Присутствие на выставке авторов даёт возможность расспросить об истории снимка. Как и где можно было снять полёт истребителя военных лет? Артём Захарин "поймал" вираж самолёта на соревнованиях авиамоделистов. Качественная техника, удачный ракурс и отсутствие точек отсчёта превратили игрушку в грозную летательную машину.
Руководитель студии Виктор Смирнов объясняет специфику работы ребят: снимают репортажно и почти не применяют фотошоп. Чуть подредактировали работу лауреата конкурса Полины Калинович "Магнитогорский пейзаж". Снимок отличается сочностью и яркостью осенних красок. Палитра снимка напоминает Гогеновские "Виноградники в Аарле".
В работе Анны Бобиной Магнитка видна как на ладони. Руководитель студии организовал пленер на смотровую площадку. Но лишь на снимке Анны чувствуется ритм рабочего города.
Редкую сценку кошачьей охоты запечатлел в сюжетном снимке Сергей Алисейчик. Усатый-полосатый мёртвой хваткой вцепился в бурундука. Автор сделал снимок в лагере "Горное ущелье". Жалея бурундучка, дети чуть ли не плакали.
Работы ребят повзрослее можно угадать по жанру, работе со светом. В постановочном снимке "Восточная женщина" Настя Никитина использовала приёмы иконописной живописи. Светом юная фотохудожница работает, как живописец кистью, подчёркивая складки и фактурность покрывала, нежность лица натурщицы.
Не оставляет равнодушным "Взгляд" Карины Лукинской. Кажется, девушка смотрит прямо в душу, с какой бы стороны ни смотреть на портрет.
Успех выставки вдохновил организаторов на новый проект "Экология души: судьба Победы". Павел Большаков пригласил студийцев принять участие в международном конкурсе фотографии. Победителей определят в нескольких номинациях, одна из них - портреты людей, победивших фашизм. От школьников и студентов ждут снимков, которые хранятся в семейном альбоме. В жюри вошли фотомастера Германии, Израиля, США, Казахстана. Итоги подведут накануне Дня Победы.