На выставке представлено 170 работ, созданных за 24 года творческих экспедиций российских художников в Индонезию. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство рассказывают о культуре и истории этого островного государства. Открытие выставки посетили не только магнитогорские художники и коллекционеры – в числе гостей был и глава города Сергей Бердников.
Республика Индонезия – государство в Юго-Восточной Азии, расположенное на островах Малайского архипелага и западной части острова Новая Гвинея. В состав страны входит не менее 17 500 островов, шесть тысяч из которых обитаемы. В Индонезии проживает порядка 280 миллионов человек и около 300 народов, в том числе – дикие племенные общины, сохраняющие образ жизни, культуру и верования предков.
Выставка «Ожерелье экватора» проходит в Магнитогорске в рамках просветительского проекта, инициированного Российской академией художеств. Проект посвящён 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Индонезией, а также 80-летию независимости Республики Индонезия. Поддержку проекту оказало Общество дружбы России и Индонезии. На выставке представлены работы 15 авторов. Есть и работы художника из Индонезии, магнитогорцы смогут увидеть его полотна, созданные в технике батик.
– Всё начиналось 24 года назад, – рассказывает куратор выставки, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств Ольга Яушева. – В 2000-х был совместный проект с МИДом, с Российской академией художеств, Союзом художников и Бюро творческих экспедиций. Мы совершили, наверное, шесть или семь экспедиций в Индонезию. Жили там один-два месяца, потом возвращались в Россию. Посетили много островов, все они очень разные, даже язык отличается. Собирали материал, организовывали выставки в Индонезии. А теперь реализуем выставочный проект от Москвы до Владивостока, который стартовал в январе 2024 года с Нижнего Тагила. Ваша картинная галерея – третья по счёту.
Организатор и вдохновитель проекта – президент Бюро творческих экспедиций, академик Российской академии художеств Владимир Николаевич Анисимов. Он уточняет:
– Это моя идея. Давно хотел её реализовать. И вдруг мы получаем приглашение от правительства Индонезии посетить страну, порисовать, поработать. Это не только художественный проект, а художественно-просветительский.
Восточная Азия – настоящая сокровищница для художников. Природа, самобытные образы, национальная одежда, традиции – всё это очень колоритно и интересно. До Индонезии Бюро творческих экспедиций работало в Индии. По словам Владимира Анисимова, художники ждали от Индонезии не менее ярких впечатлений. Но оказалось, что экваториальная Индонезия не вся богата культурными ценностями. Надо, как говорится, «знать места». И правительство Индонезии показало такие места российской экспедиции. Художники посетили острова Ломбок, Бали, побывали на островах Мадура, Суматра, Калимантан и других. И хотя более 80 процентов населения Индонезии официально исповедуют ислам, в ряде провинций сохранилась аутентичная культура, а традиции ислама, а также христианства, буддизма или индуизма переплетены с языческими верованиями и почитанием культа предков.
– Папуасия – там люди ходят голыми до сих пор, – говорит Владимир Анисимов. – Мы жили у каннибалов, жили в первобытных племенах «водных» людей.
Из-за географических особенностей многие племена Индонезии долгие годы были изолированы от цивилизации. Так, племена народа баджо живут в водах близ берегов индонезийских островов и подводных пещерах. А племена народов капаяки и короваи ещё не так давно практиковали каннибализм. Многие факты этой удивительной экзотики представлены в проекте. Вот, к примеру, одна из картин: воины, и девушки в том числе, изображены на фоне черепов. Это остров Сулавеси, один из «аутентичных» миров Индонезии. Автор картины Ольга Яушева объясняет, что её поразила красочность одеяний, которые отпугивают врагов и злых духов. А черепа на заднем плане – это черепа родственников членов этого племени – они не закапывают тела умерших, а оставляют на земле и потом хранят черепа, поддерживая, таким образом, связь с духами предков. Или тончайшая графика руки её отца Рустама Яушева. На картинах – необыкновенно богатые флора и фауна, индуистские храмы в корнях деревьев. Рустам Якушев, к слову, бывал на Урале, приезжал сюда на практику, и в фондах МКГ хранятся его работы.
Кстати, на Сулавеси участники проекта приобрели традиционный головной убор племени, чтобы также экспонировать в России. Из других образцов местного искусства – куклы театра ваянг с острова Ява, которым около 150 лет. Директор кукольного театра скончался, и российским художникам предложили купить коллекцию. В театре150 артистов, в выставке участвуют 50. Каждый артист имеет своё имя, каждый со своим портретным сходством, каждый играет свою роль. Это и театр теней, и просто кукольный театр. Ещё есть лодка, которой тоже больше 150 лет, её привезли из порта Джакарты. Несколько поколений индонезийцев на ней выходило в море.
Вся коллекция, созданная за 24 года, насчитывает более 1,5 тысячи художественных произведений. Для передвижной выставки старались отобрать самые красивые и самые транспортабельные работы. Поэтому, к сожалению, в неё не вошло множество изделий из стекла, созданных в ходе творческих экспедиций. Но и то, что представлено, поразит воображение.
– Впервые в городе выставка подобного масштаба, приятно, что это происходит в наш юбилейный год, – подчеркнул на открытии «Ожерелья экватора» глава города Сергей Бердников. – Здорово, что Магнитогорск присоединился к проекту. Культура Индонезии самобытна и уникальна, будет чрезвычайно интересно познакомиться с этой выставкой.
– Действительно, такой масштабный проект проходит в нашем регионе впервые, – добавил куратор выставки в Челябинской области, председатель регионального отделения Российского фонда культуры профессор Эдуард Медер.
Он поблагодарил за поддержку администрацию и лично главу города Сергея Бердникова. Благодаря их содействию «почти внезапно» Магнитогорск вошёл в число городов – участников передвижной выставки.
Экспозиция пройдет в 22-х музеях городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Выставка уже побывала в Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге. После Магнитогорска проект отправится в Курган. Увидеть Индонезию глазами художников магнитогорцы смогут до 25 августа.
Кстати, Владимир Анисимов пообещал, что в Магнитогорск приедет ещё один художественно-просветительский проект, на сей раз посвящённый 75-летию дипломатических отношений между Россией и Индией и 150-летию со дня рождения художника Николая Рериха. Выставка «Лик Бхараты» (0+) начала свой путь с Владивостока и примерно через полтора года доедет до Урала. Кроме того, художников очень впечатлила Магнитка, особенно сталинская архитектура. И они выразили желание когда-нибудь «устроить специальную экспедицию» на Магнитогорский металлургический комбинат.