История влюблённой куртизанки, умирающей от чахотки (в современной медицине – туберкулёза), стала мировым хитом оперной классики, однако перед этим ей пришлось пройти трудный путь запретов и непонимания.
«Дама с камелиями» – а именно этот роман Александра Дюма-младшего положен в основу либретто к «Травиате» – была личной историей писателя. Он был влюблён в молодую куртизанку Марию Дюплесси, которая умерла, не дожив до 24 лет. Потрясённый смертью, Дюма написал роман, который нашёл столь искренний интерес рядовой публики, что писатель решился на постановку пьесы – однако долго искал театр, который осмелился бы поставить аморальную для того времени историю на сцене. Что уж говорить об опере Верди, постановку которой, как гласит история, запрещал даже министр полиции Италии. Однако великая музыка, запоминающиеся мелодии, да и искренность любовной линии героев проникли в сердца зрителей так глубоко, что даже через века «Травиата» является одним из самых популярных произведений во всех оперных театрах мира.
– Партия Виолетты не только одна из самых сложных, но и интересных, желанных для сопрано, – говорит ведущая солистка Челябинского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов среди вокалистов Наталия Быстрик, исполнившая главную роль в опере на фестивале «Вива опера!» – И дело не только в вокальных особенностях, но и в драматической многогранности этой роли. Я не стала исключением и с огромным удовольствием приняла приглашение директора Магнитогорского театра оперы и балета Ильи Кожевникова представить её на суд вашей публики.
Родом из Иркутска, Наталия окончила местный музыкальный колледж, а затем – Московский государственный институт музыки имени Шнитке, и с 2017 года является солисткой главного оперного театра Челябинской области. Именно в этой ипостаси певица узнала о магнитогорском оперном фестивале. Почти случайное знакомство с Ильёй Кожевниковым стало билетом для Наталии Быстрик в исполнение её любимой партии.
– Это было потрясением: в сравнительно маленьком Магнитогорске есть фестиваль, аналогов которому практически нет в России, – говорит певица. – Когда гала-концерт «Вива опера!» впервые приехал в Челябинск, я, уже солистка Челябинского театра оперы и балета, купила на него билет – и была восхищена. И самим фактом, что ребята, привыкшие к работе на местной сцене, имеют возможность приехать на гастроли, и уровнем их самих и оркестра, и высочайшим уровнем приглашённых солистов, известных всей оперной России, а зачастую и мира. В прошлом году в фестивале участвовали ребята, с которыми я училась в Москве, благодаря им я и познакомилась с Ильёй Сергеевичем, с которым договорились о сотрудничестве в рамках фестиваля. Ничего определённого – думала, это будет пара номеров в гала-концерте. Но получила приглашение на роль Виолетты. Большое удовольствие получила от работы с коллективом Магнитогорского театра оперы и балета, который обладает замечательной труппой, оркестром и дирижёром. Все – профессионалы, достойные самых больших сцен.
Главным сценическим партнёром Наталии Быстрик стал казахский тенор, солист театра «Астана Опера» Медет Чотабаев – опытный певец, лауреат многих международных конкурсов, заслуженный деятель культуры Казахстана. В отличие от Наталии, в репертуаре которой партия Виолетты пока отсутствует, Медет исполняет своего Альфредо уже много лет – настолько, что считает себя уже переросшим своего героя. Интереснее певцу теперь уже более сложные и характерные партии.
– Честно сказать, до сих пор не знаю, как на меня вышел Магнитогорский театр оперы и балета, с которым до этого дня я не сотрудничал ни разу, – рассказывает Медет Чотабаев. – Но, когда раздался телефонный звонок, с большим удовольствием согласился принять участие в вашем фестивале – оперном марафоне, аналогов которого в Казахстане точно нет. Для артиста выступление в новом зале, в новых акустических условиях и, главное, при новой публике – всегда профессиональный вызов, который принимаю с большим азартом. Несмотря на хрестоматийность моего образа, всегда стараюсь найти в нём новые оттенки, подать как-то нетривиально – такова наша профессия: исполняя установку автора, режиссёра и дирижёра, всё-таки привнести что-то своё.
Наряду с китайским певцом Яном Пу, который выступит перед Магнитогорском в рамках гала-концерта фестиваля, Медет Чотабаев стал иностранным певцом, подтверждая тем самым международный статус «Вива опера!», участниками которой в разные годы до введения санкций в адрес России становились ведущие певцы всего мира. Как и в России, в Казахстане, по словам Медета, любовь публики к опере становится всё более активной, и полные залы «Астана Опера» тому подтверждение. Причём, как и в нашей стране, в числе поклонников классического искусства, в том числе оперы, всё больше молодёжи – и это исполнителя необычайно радует.
Развитие отношений между влюблёнными Виолеттой и Альфредо – главный драматический конфликт оперы.
Конфликт этот, возможно, не случился бы, если бы в роман этот не вклинился отец главного героя – Жорж Жермон. Поняв, что любовь у его сына к куртизанке «всерьёз и надолго», по сюжету он приходит в дом Виолетты и просит её отказаться от Альфредо – взамен его счастливого будущего и будущего дочери, выгодный брак которой подвергается риску из-за, мягко говоря, неоднозначной репутации невесты сына. Естественно, Виолетта, искренне любя Альфредо, даёт согласие отказаться от него. И здесь – интересный момент: несмотря на официальную версию – что Дюма-младший сам разорвал отношения с Марией Дюплесси, до сих пор многие историки говорят о том, что причиной тому стал именно отец писателя, и ставший прообразом оперного Жоржа Жермона. Исполнял эту партию на фестивале солист Магнитогорского театра оперы и балета, любимец публики Никита Федотов.
– Буду исполнять эту партию в четвёртый раз в жизни, а в этом сезоне – впервые, что накладывает, конечно, дополнительную ответственность, – признаётся Никита. – Начинал я её учить на русском языке, но потом руководство театра решило, что опера будет звучать на итальянском, и я долго шёл к полной выучке партии, причём не просто произносить текст, а понимать каждое слово, чтобы донести заложенный в нём смысл. Не скажу, что люблю своего Жоржа Жермона – но вокально его партия для меня очень удобна, она «легла» на мой голос, и я чувствую себя в ней очень гармонично.
Не могу не спросить Никиту: все гости фестиваля отмечают, прежде всего, дружелюбие и сплочённость коллектива нашего театра оперы и балета, что очень помогает приглашённым певцам освоиться и легко входить в партию. Певец подтверждает: так и есть.
– Да, у нас замечательный дружный коллектив, который не плетёт интриг, рад каждому новичку и готов помочь ему легко влиться в труппу. Даже не анализировал, что тому причиной – установка руководства или личный порыв, но всегда было именно так, и это огромный стимул отдавать в ответ всего себя и коллегам, и зрителю.
Не знаю, имел ли место последний фактор в успехе фестивальной «Травиаты», но опера, в которой четыре сцены были объединены в две масштабных, разделённых всего одним антрактом, «пролетела» на одном дыхании. Прекрасно было всё: и красота, в том числе вокальная, главных героев, и яркость костюмов и декораций, и мастерство всех участников постановки, в том числе оркестра театра, а главное, драматическая игра исполнителей была настолько правдоподобной, что порой забывала, что ты – не на спектакле, а на опере. В моей жизни было много оперных постановок, в том числе десятки «Травиат». И крайне редко я, отвлекаясь от великой музыки, «ловила» у себя слёзы от актёрской игры певцов. Это был как раз тот редкий момент. Спасибо тебе за него, «Вива опера!»