В Центре правовой информации «Библиотека Крашенинникова» состоялась встреча актёра, режиссёра Глеба Пускепалиса с читателями библиотеки, студентами Уральского гуманитарного колледжа, учениками и педагогами проектной школы МГТУ имени Г. И. Носова, интеллигенцией Магнитогорска. В беседе приняли участие директор Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина Евгений Климов и соучередитель Фонда памяти Сергея Пускепалиса, председатель попечительского совета Магнитогорского драматического театра, руководитель общественной приёмной в Магнитогорске депутата Государственной Думы Павла Крашенинникова Рафаэль Сайфумулюков.
Фестиваль как признание в любви
Глеб Пускепалис приехал в Магнитогорск в связи с подготовкой первого всероссийского театрального фестиваля «Серёжа» (16+), где будут показаны спектакли его отца Сергея Пускепалиса, идущие в Московском художественном театре имени А. П. Чехова, Московском художественном академическом театре имени М. Горького и Российского государственный академический театра драмы имени Ф. Волкова (Ярославль), художественным руководителем которого Сергей Витауто был с 2019 года до своей гибели 20 сентября 2022. И, конечно же, Магнитогорский драмтеатр, при содействии гранта главы города «Вдохновение» и меценатов организующий фестиваль, – не только площадка для проведения масштабного театрального события, но и участник творческой программы.
Сергей Пускепалис был главным режиссёром Магнитогорского драмтеатра имени А. С. Пушкина с 2003 по 2007 год. Здесь он жил с семьей. И сегодня сын Сергея Витауто, Глеб Пускепалис, тепло вспоминает одноклассников, дружеские связи с которыми не оборвались по сей день, а ещё признаётся: на ноге у него татуировка с лисёнком – символом хоккейного клуба «Металлург».
В Магнитке бережно хранят память о Сергее Пускепалисе, тем более что и после отъезда из нашего города он немало делал для развития магнитогорской культуры. В Магнитогорске появилась улица Пускепалиса. В родном для Сергея Витауто драмтеатре имени А. С. Пушкина зрители, идущие на спектакли, на несколько секунд замирают у его портрета. А главное, любимый актёр и режиссёр, друг театра и города жив в сердцах магнитогорцев. Но вот спектакли, которые ставил Сергей Пускепалис на магнитогорской сцене, больше не идут – у театральных постановок есть свой срок жизни. И директор МАДТ имени А. С. Пушкина Евгений Климов, бывший уфимец, выступил с блестящей идеей.
«Клинч» возвращается
Евгений Валерьевич предложил возродить спектакль Пускепалиса по пьесе Алексея Слаповского «Клинч» (16+), который когда-то шёл в столице Башкортостана всего полгода. «Клинч» полюбился зрителям, а со сцены сошёл так быстро лишь потому, что в театр пришло новое руководство и полностью обновило репертуар. Сохранились эскизы спектакля, с МАДТ готов сотрудничать художник, который работал над постановкой вместе с Пускепалисом… Сергей Витауто поставил в Магнитогорской «драме» девять спектаклей – «Клинч» по его эскизам станет десятым, юбилейным.
Есть весомое подтверждение того, что эта история была дорога Сергею Пускепалису: его первой и единственной режиссёрской работой в кино стал именно «Клинч» (2015, 18+). Фантасмагорическая драма по Слаповскому была высоко оценена профессиональным сообществом и принесла своему создателю приз «Рубиновый Феникс» имени Ю. Гагарина на VIII Всероссийском кинофестивале актёров-режиссёров «Золотой Феникс» (16+) и приз за лучшую режиссёрскую работу на фестивале «Амурская осень» (16+) в Благовещенске.
Глеб Пускепалис уже приступил к работе над спектаклем. А кроме того, он вместе с магнитогорцами отпраздновал 80-летие Великой Победы у монумента «Тыл – фронту». На встрече в Библиотеке Крашенинникова он поделился воспоминаниями об отце и рассказал о творческих планах.
Пятого июля Глебу Сергеевичу исполнится тридцать три. Он молод, энергичен, полон сил – и абсолютно лишён «звёздности», открыт и демократичен в общении. Он с юмором рассказывает:
– Ребёнком я снялся в фильме Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского «Коктебель» (2003, 18+), меня начали узнавать, почувствовал себя популярным. Однажды за ужином сказал маме, что борщ не хочу, – и сразу же получил ложкой по лбу от отца. Так навсегда закончилась моя звёздная болезнь.
История о торжестве духа
Свой путь в мире кино и театра Глеб начал с актёрской стези, а затем увлёкся режиссурой. В 2013 году он окончил режиссёрский факультет РАТИ-ГИТИС, сейчас заканчивает ВГИК – и его дипломная работа одновременно станет дебютом в полнометражном кино. Проект поддержало Министерство культуры Российской Федерации.
Фильм «Раскаты» (16+) – о военном медике, хирурге, работавшем в зоне специальной военной операции. Сценарий написан Алексеем Слаповским, ушедшим из жизни в начале 2023, и Александром Баршаком, который также стал продюсером картины. Глеб Пускепалис обращается к актуальной сегодня как никогда проблеме посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), в тиски которого люди попадают после пережитого на СВО. Фильм ставит и философский вопрос о праве на счастье женщин, ставших вдовами участников СВО. Возможна ли новая любовь для вдовы друга главного героя? Сможет ли он сам вернуться к себе настоящему?
– Это история о торжестве духа, о силе воли и людях, – убеждён молодой режиссёр. – Для меня самое важное – понимать, о чём и про что я делаю свою картину. Не испытав чувства боли, нельзя браться за такой материал
Название фильма многозначно – это и раскаты орудий, и слово, которым в Астраханской области называют место впадение Волги в Каспий, где речная вода смешивается с морской. Именно там происходит действие «мирной» части киноленты.
Собравшиеся в конференц-зале ЦПИ «Библиотека Крашенинникова» получили возможность увидеть не только тизер «Раскатов», но и короткометражку «Крыши» (16+) – свою дипломную работу Глеб снял по одной из новелл пьесы Алексея Слаповского «От красной крысы до зелёной звезды» (16+). И там тоже он ставит извечные философские вопросы – о смысле жизни, о том, как выбраться из внутреннего кризиса.
– У меня ведь тоже ПТСР, – признаётся Глеб Пускепалис. – Невыносимо видеть отца на экране – вот он, живой, а позвонить ему нельзя…
Премьерные показы, по замыслу режиссёра, состоятся не в столичных городах, а в новых регионах России – в этом он следует примеру Сергея Пускепалиса. Остаётся поблагодарить Глеба за то, что продолжает дело Сергея Витауто. И это не только восстановление спектакля «Клинч» и работа со сценариями, оставшимися в наследство от отца, но и следование его гражданской и личностной позиции. При этом Глеб Пускепалис идёт собственной дорогой.
Уже после фотосессии, когда Глеба буквально облепляют желающие запечатлеться на память, подхожу с вопросом, что означает его татуировка на затылке – две линии и силуэт горы между ними.
– Когда я был в Канаде, увидел в супермаркете настоящих индейцев. Брутальные татуированные мужики, они шли без какой-либо суеты, а толпа обтекала их, как вода – камни. В них было такое чувство собственного достоинства, что сразу становилось понятно: они на своей земле. И мне тоже захотелось сделать татуировку с символом моего родного Железноводска. Я тоже на своей земле.
Когда взлетают журавли
Рафаэль Сайфумулюков рассказал о Всероссийской премии «Поступок» памяти Сергея Пускепалиса. Единомышленники и друзья Сергея Витауто организовали автономную некоммерческую организацию «Центр культурно-просветительских инициатив, работающую при поддержке администрации Президента России, Министерства культуры РФ, правительства Москвы и театра «Мастерская Петра Фоменко». Вручение премии проводится в день памяти Сергея Пускепалиса, 20 сентября. В 2024 году состоялась вторая церемония награждения, её вели Михаил Пореченков и Полина Агуреева. Звание лауреатов получили народные артисты России Александр Михайлов, Евгений Князев, Илья Резник, солистка Донецкой филармонии Татьяна Сидякина, благотворительный фонд Дарьи Ланько «Добрый ангел» и Донецкий театр кукол. Кроме премии, им вручена статуэтка «Взлетающий журавль» – символ полёта и памяти.
Напомним нашим читателям: Всероссийский фестиваль «Серёжа» памяти С. В. Пускепалиса состоится в конце октября – начале ноября 2025 года. Подготовка к нему в разгаре. У директора МАДТ имени А. С. Пушкина есть мечта – чтобы этот фестиваль продолжил традиции легендарного биеннале «Театр без границ», благодаря которому Магнитка на время становилась столицей театральной России.