На Фестивале театров малых городов России (ФМГР) столько раз хотелось сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И казалось, что создатели лучших спектаклей властны над временем: полтора, два, три часа способны вместить целую жизнь, а порой – и целую эпоху. Есть ли у искусства, и театра в частности, власть преображать человека? Об этом спорят издревле и по сей день. Но одно бесспорно: театр счищает с душ человеческих ржавчину, пробивается сквозь броню равнодушия и цинизма. А дальнейшее зависит от нас, зрителей, – готовы ли мы сделать шаг навстречу. Юбилейный ХХ ФМГР стал праздником и для участников, и для магнитогорской публики.
Сегодня вечером ХХ юбилейный Фестиваль театров малых городов России подводит итоги. Будет известно (и мы непременно опубликуем это на сайте «ММ»), какие спектакли большой и малой формы признаны лучшими, какие режиссёры и актёры отмечены дипломами… Но у каждого зрителя ФМГР появились свои любимые театры, спектакли, образы, воплощённые на сцене.
Конечно же, магнитогорцы болеют за «Лавр» (16+), поставленный Алексеем Вотяковым в нашем драмтеатре имени А. С. Пушкина по одноимённому роману (18+) известного российского писателя Евгения Водолазкина. После конкурсного показа «Лавра» актёров несколько раз вызывали на бис, да и критики были скорее благосклонны (как правило, театроведы более суровы, чем публика, но это и есть их миссия – честная обратная связь, компетентный отклик профессионалов). Тема русского юродства глубоко раскрыта и Великолукским драматическим театром (город Великие Луки Псковской области) в спектакле режиссёра Дмитрия Егорова «Ксения Петербургская» (18+) по пьесе Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» (18+) с Оксаной Бугаец в главной роли. Интересный факт: премьера обоих этих мощных спектаклей состоялась в 2021 году, – вероятно, идея в воздухе витала, но как по-разному и как здорово она воплотилась в жизнь! К счастью, я не в жюри, мне не надо выбирать между двумя великолепными постановками на созвучную тематику – можно просто восхищаться.
Скажу и о других запомнившихся спектаклях большой формы. Русский драматический театр «Мастеровые» (Набережные Челны, Республика Татарстан) с юмором, но всерьёз рассказал о детстве как времени становления личности. В спектакле Андрея Шляпина «То самое» (16+) по пьесе Дмитрия Калинина «Кое-что о том самом и не только…» (16+) ребят из одного двора играют взрослые. Может быть, благодаря этой постановке папы и мамы иначе посмотрят на беды и радости своих семилетних чад. В финале дворовая компания во главе с изобретателем Вовкой на старой панцирной кровати, оснащённой утюгом и вентилятором, летят на Марс. Зрители вместе с ними тянут руки вверх, чтобы прикоснуться к Космосу… А когда завершается спектакль, в фойе раздают белые воздушные шары и фломастеры – чтобы написать на шарике самое заветное желание…
Со спектаклем «То самое» «рифмуется» постановка в жанре «семейные встречи» Коми-Пермяцкого драматического театра имени М. Горького из города Кудымкар Пермского края. Кстати, на предваряющей фестиваль пресс-конференции художественный руководитель Государственного театра наций и Фестиваля театров малых городов России, народный артист России Евгений Миронов напомнил: когда-то именно спектаклем из Кудымкара открылся самый первый ФМГР. На этот раз талантливый коллектив, в котором мальчишки играют наравне со взрослыми, представил спектакль «А. Т.» (16+), основанный на прозе и поэзии Арсения Тарковского (автор инсценировки и режиссёр – Сергей Тонышев). И здесь тоже – детство как время становления… Художник Филипп Шейн создал впечатляющие декорации – колосья пшеницы на переднем плане, формирующий объёмное пространство экран. Ключевой образ – огромный круг солнца: затмение зрители видят вместе с героями. Именно этот момент запечатлён на афише ФМГР-2023 – возможно ли более высокое признание для художника?
Приоритет Фестиваля театров малых городов России – создание общероссийского культурного театрального пространства. Участники находятся на фестивале все восемь дней, смотрят постановки друг друга, посещают мастер-классы, встречи, кинопоказы – это бесценный обмен идеями и опытом их реализации. Именно поэтому зрителям было так трудно попасть на постановки малой формы – хотя оптимистам и удавалось обрести немногочисленные билеты на камерные постановки. На фестивале не раз звучала мысль: если театральная премия «Золотая маска» – своего рода выставка достижений народного хозяйства, то живой творческий процесс можно увидеть именно на Фестивале малых городов России. И если большие залы предполагают постановки, рассчитанные на массового зрителя, то при создании спектаклей на малых площадках открывается больший простор для экспериментов. Спектакли малой формы демонстрировали во Дворце культуры металлургов имени С. Орджоникидзе и в Магнитогорском театре оперы и балета.
И снова два созвучных спектакля – их роднит то, что поставлены они на основе киносценариев. А почему бы и нет? Вспомним, что в своё время театр пришёл на телеэкраны. Из города Шарыпово Красноярского края «приехал» триллер Галины Зальцман «Рассекая волны» (18+) – история, известная по фильму (1996, 18+) культового датского режиссёра Ларса фон Триера. Два ряда скамей, как в католическом храме, хоралы в живом исполнении… Увы, необычный спектакль рассчитан всего на 40 зрителей, и насладиться им удалось немногим (как и постановкой в номинации «Большая форма» Альметьевского татарского государственного драматического театра «Власть тьмы» (18+) по пьесе (18+) Льва Толстого), – вероятно, проекты «не для всех» шли бы и в больших залах, будь они рентабельны...
А вот другой «киноспектакль» – «12 обезьян» (16+) – вместил больше публики. Режиссёр Березниковского драматического театра Пётр Шерешевский вслед за американским кинорежиссёром Терри Гиллиамом в одноимённом фильме (1995, 16+) исследует природу пограничных состояний психики, правда, перенеся происходящее в современные российские реалии. Актёр Евгений Любицкий воплотил на сцене героя, которому до последнего веришь, что он нормален… Но что есть нормальность? Однозначного ответа не существует. Как и ответа на то, почему современный российский театр обращается к зарубежным киноисториям середины 1990-х годов прошлого века. Остаётся оценить результат. «12 обезьян» Шерешевского – это остро, современно, актуально. И невероятно талантливо. Необычна форма спектакля – зрители располагаются по две стороны от сцены, сцена разделена надвое полупрозрачным экраном, на котором появляются крупные планы актёров… Мнения критиков тоже разделились. А мне очень хочется, чтобы на ФМГР отметили спектакль, не отпускающий зрителей от первого мгновения до последнего.
Фантастика стала одним из лейтмотивов спектаклей малой формы. Глазовский драматический театр «Парафраз» из Удмуртии представил феерически смешную и в то же время философскую постановку «Провинциальные дурачки» (16+) о том, что же это значит – быть людьми, землянами. Автор пьесы (16+) по мотивам произведений Роберта Шекли, в частности, рассказа «Ордер на убийство» (1954, 16+), сценограф и режиссёр спектакля Дамир Салимзянов «русифицировал» персонажей культового фантаста. Планета Малая Кузёма – наше зеркало. Возможно, кривое зеркало, в котором виднее пороки общества. А в конечном итоге мир спасает доброта.
О провинции (на сей раз – не космической, а земной) – и спектакль Няганского театра юного зрителя «Звёздный час по местному времени» 916+) по пьесе (16+) Георгия Николаева. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра славится своими театрами, и ТЮЗ из города Нягань не исключение. Для главного героя, обычного парня Коли, наступает звёздный час, когда он объявляет об объезде на Дальний Восток. Начинаются пышные проводы… Однако загвоздка в том, что Коля на самом деле никуда не хочет уезжать. Комедия оборачивается драмой противостояния реального человека и того образа, который видит общество.
Возвращаясь к утверждению, что самые любопытные творческие эксперименты – в спектаклях малой формы, не могу не отметить: спектакли большой формы на фестивале тоже оказались нетривиальными. И в этом заслуга экспертов, отбиравших постановки на ФМГР. Напомню и о необычной интерпретации комедии Жан-Батиста Мольера «Школа жён» (16+) Московского театра драмы имени В. Маяковского – внеконкурсном, гостевом спектакле. А то, что магнитогорцам интересно не только развлекательное, но и высокое искусство, мы увидели на спектакле «Онегин. Лирические отступления» (12+) под открытым небом, у монумента «Тыл–Фронту»: Евгений Миронов, Марина Александрова и Государственный симфонический оркестр Челябинской области выступали перед 10 тысячами зрителей. Магнитогорск принял ФМГР на высоком уровне – и это касалось не только церемонии открытия, но и каждого момента насыщенной фестивальной жизни.
Когда фестиваль уже завершался, мне вдруг стало очень горько: эти чудесные, талантливые ребята, съехавшиеся в Магнитку из шестнадцати городов, скоро отправятся по домам… Многие из них снова встретятся – на ФМГР-2024 или других театральных событиях, а как же мы, магнитогорские зрители, которые только-только успели узнать их и полюбить? А потом пришло осознание: театр тем и ценен – то, что происходит на сцене, рождается здесь и сейчас и больше никогда не повторится. Даже если это спектакль местного театра, на который ты можешь прийти сколько угодно раз подряд. Так что не надо грустить – лучше порадуемся тому, настолько мы стали счастливее за эти дни. Так уж устроена жизнь: только нематериальное, неуловимое, мимолётное остаётся с нами навсегда.