Евгений Валерьевич Климов – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан (1997), директор Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина.
Родился 28 августа 1969 года в Оренбурге. В 1988 году окончил Оренбургское музыкальное училище (отделение – теория и история музыки), в 1993 – Уфимский государственный институт искусств (отделение – музыковедение; специальность – музыковед, преподаватель). В 2004 получил диплом Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ по специальности «стратегический менеджмент».
Студентом, с 1989 по 1993 год, Евгений Климов подрабатывал в гардеробе Башкирского государственного театра оперы и балета – он шутит, что театр для него в буквальном смысле слова начался с вешалки. С 1993 по 1995 работал в том же театре администратором, затем – заместителем директора по организации зрителя.
С 1995 по 2005 Евгений Климов – директор Национального молодёжного театра Республики Башкортостан. С 2005 по 2006 год – исполнительный директор в Челябинском государственном академическом театре драмы имени Наума Орлова. С 2006 по 2009 – заместитель художественного руководителя по маркетингу и работе со зрителем в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан (Уфа).
С 2009 по 2015 – начальник отдела культуры и молодёжной политики администрации Советского района Уфы. С 2015 по 2018 – заместитель директора муниципального бюджетного учреждения «Городской культурно-досуговый центр» (Уфа). С 2019 – директор МАДТ имени А. С. Пушкина.
Награждён Почетной грамотой администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан (2014), благодарственным письмом главы города Магнитогорска (2019), Почётной грамотой главы города Магнитогорска (2022), благодарственным письмом Законодательного собрания Челябинской области (2022), благодарностью министра культуры Челябинской области (2023).
Близится 55-летие директора Магнитогорского драмтеатра имени А. С. Пушкина Евгения Климова, а меньше чем через полгода, 9 января 2025, исполнится шесть лет, как он приехал в Магнитку и вступил в должность. Тогда именно его пригласили возглавить старейшее культурное учреждение Магнитогорска, так как театру предстоял капитальный ремонт. А когда этот глобальный процесс завершился, магнитогорцы открыли для себя заново драмтеатр, любимый всеми поколениями горожан.
– Для любого театра важны условия, в которых он работает. И если нет полноценной материально-технической базы, театр не может позволить себе грандиозных проектов, крутых спектаклей и премьер, – говорит Евгений Валерьевич, а я вспоминаю наше интервью в январе 2019. Тогда он выразил надежду, что всё пройдёт так, как задумано. Порукой тому – опыт реконструкции молодёжного театра в Уфе.
Было ли ему тогда не по себе от глобальности поставленной задачи? Если и было, не признается. Сильные люди не любят показывать слабость и сомнения. Важно другое: именно тогда началось тесное взаимодействие Евгения Климова и главы Магнитогорска Сергея Бердникова, уделявшего самое пристальное внимание каждому шагу капремонта. Немало дельных советов дал Сергей Витауто Пускепалис – и неравнодушные, любящие Магнитку люди не могли не почувствовать симпатию друг к другу. Во многом благодаря этому по сей день Сергей Николаевич увлечён театром и поддерживает его инициативы.
Евгений Климов подчёркивает: успешное продвижение культуры возможно только в тесном взаимодействии с городской властью
Пожалуй, самый яркий тому пример – гранты главы города в сфере культуры и искусства «Вдохновение», несколько из которых выиграл драмтеатр. Так, в минувшем сезоне 2023–2024 МАДТ имени А. С. Пушкина планировал только один спектакль в постановке петербуржца Ильи Архипова и его команды – «Пиковая дама» (16+).
– Крупные проекты, как правило, планируются заблаговременно. Идея поставить «Каштанку» (6+) по Чехову была спонтанной, без гранта главы города она вряд ли была бы реализована.
Те, кто в прошлом мае был на защите проектов на соискание гранта «Вдохновение», помнят, какой фурор произвёл Евгений Климов. Директор «драмы», которого привыкли видеть в строгом деловом костюме, предстал в образе циркового шпрехшталмейстера – в серебристом фраке, цилиндре и цирковом гриме и с маленькой собачкой на руках. И он был на роликовых коньках! Ну разумеется, проект был выбран взыскательным жюри не поэтому – русская классика, предназначенная для широкой зрительской аудитории, всегда востребована. Но форма презентации тоже имеет значение: чтобы тебя слушали со всем вниманием, надо уметь это внимание удержать. Не могу не спросить о том, где и когда Евгений Климов научился кататься на роликах.
– Отец научил меня кататься на ледовых коньках, – с улыбкой вспоминает он. – Я рос, коньки тоже менялись…
– А ролики когда освоили?
– Перед презентацией. Навык-то был.
Таков он во всём: при внешней серьёзности, умеет удивить. И умеет, что называется, «выйти из зоны комфорта». Казалось бы, грант «Вдохновение» два года подряд одному и тому же учреждению культуры получить нереально. Но… почему бы не попытаться?
И он снова всех удивил. Никаких элементов шоу – негромкий голос, сдержанные манеры. А как ещё сказать о самом важном, о том, что дорого каждому, кто любит театр и чтит память Сергея Пускепалиса?
Первый Всероссийский театральный фестиваль памяти Сергея Пускепалиса (16+) состоится в октябре 2025 года, на нём будут показаны спектакли, поставленные Сергеем Пускепалисом в МХАТе имени А. М. Горького и МХТ имени А. П. Чехова, а также в Российском государственном академическом театре драмы имени Фёдора Волкова (Ярославль), художественным руководителем которого Сергей Витауто был с 2019 года до дня своей гибели, 20 сентября 2022.
Евгений Климов рассказал о том, как появилась идея этого фестиваля:
– Помните, в 2018 году Кредит Урал Банк праздновал 25-летие и при его поддержке была поставлена комедия Шекспира «Двенадцатая ночь» (16+)? Художественным руководителем этого спектакля был Сергей Пускепалис. Празднование своего 30-летия КУБ планировал заблаговременно. Появилась мысль привезти в Магнитогорск несколько спектаклей Сергея Витауто, но его гибель перечеркнула эти планы. И вот в марте я вёз на машине главного художника драмтеатра Алексея Вотякова в Челябинск, где ему предстояло получить Государственную премию Челябинской области в сфере культуры и искусства, и он вспомнил об этой идее. Конечно, мы не взялись бы за проект без поддержки близких Сергея Пускепалиса – вдовы Елены и сына Глеба. Они его одобрили и обещали приехать на фестиваль. Грант «Вдохновение» – весомая помощь фестивалю. Надеемся и на содействие меценатов. КУБ уже подтвердил поддержку данного проекта.
Эпоха Климова в магнитогорском драмтеатре ознаменовалась и получением высокого звания «Академический»
И хотя Евгений Валерьевич – «паровоз» в реализации самых смелых идей, он не забывает назвать тех, кто причастен к их рождению.
– В 2021 году к нам на гастроли приехал из Уфы Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан. На спектакль пришёл Сергей Бердников. Открыл программку и спрашивает: «А почему наш драмтеатр не академический?»
Возрождая практику присвоения звания «Академический» учреждениям культуры старше 50 лет, которые этого достойны, МАДТ имени А. С. Пушкина разработал пакет документов и тем самым «проторил дорожку» и для других творческих коллективов.
А вот учреждение звания «Заслуженный артист Челябинской области» – всецело идея Евгения Климова.
– Я давно сетовал на то, что актёры обделены званиями. Заслуженными артистами России становятся единицы – достойных много, квот мало. Звание «Заслуженный работник культуры Челябинской области» получить могут композиторы, художники, административные работники, балетмейстеры… Кто угодно, но не актёры! Изучив опыт других регионов России, я обратился в министерство культуры Челябинской области.
Напомним: в 2024 году обладательницами нового звания – «Заслуженный артист Челябинской области» – в Магнитогорске стали актрисы Марина Яковлева (Крюкова) из МАДТ и Зинаида Бондаревская (Жданова) из театра куклы и актёра «Буратино». И это только «первые ласточки»!
Знаковым событием – и в этом невозможно переоценить заслугу Евгения Климова – стал Фестиваль театров малых городов России (16+), прошедший в Магнитогорске в 2023 году. «Лавр» (16+) Алексея Вотякова, триумфатор фестиваля, этой зимой побывал на гастролях в Москве. А дома спектакли по сей день идут с аншлагом.
Алексей Васильевич не останавливается на достигнутом. Директор МАДТ Евгений Климов приоткрыл завесу тайны: Вотяков будет ставить «Гамлета» (16+). На главную роль несколько кандидатур, решение пока не принято…
А чем же удивит и порадует сезон 2024–2025?
Поскольку премьера «Каштанки» (6+) состоялась ближе к концу сезона, показы 1 и 3 сентября – всё ещё премьерные. А 4 и 5 сентября в 18.30 на малой сцене – премьера лирической комедии Андрея Майорова «Белая ночь» (16+).
С 11 по 15 сентября в рамках федеральной программы «Большие гастроли» магнитогорцы увидят спектакли Рязанского ордена «Знак Почёта» областного театра драмы «Вишнёвый сад» (12+), «Доходное место» (12+), «Фауст» (18+), «Клинический случай» (16+), «День рождения кота Леопольда» (6+) и «Час тишины» (16+), а труппа МАДТ имени А. С. Пушкина тем временем будет радовать рязанскую публику.
И, конечно же, в этом сезоне к нам приедут самобытные режиссёры из других городов
Режиссёр Олег Сологубов из Санкт-Петербурга работает в МАДТ над спектаклем «Один день мисс Петтигрю» (16+) по мотивам произведения Уинифред Уотсон. Премьера на большой сцене – этой осенью.
На февраль на средней сцене запланирован премьерный показ спектакля по пьесе Чехова «Без названия» (16+) в инсценировке Адольфа Шапиро. Режиссёр-постановщик – Константин Соя из Санкт-Петербурга, знакомство которого с МАДТ состоялось на театральной лаборатории Фестиваля театров малых городов России, прошедшей в Магнитогорске.
Интересна история сотрудничества с петербуржцем Александром Фонарёвым.
– Я мечтаю повторить успех «Грозы» (16+), принёсшей МАДТ «Золотую маску», – признаётся Евгений Климов. – Просил Льва Эренбурга поставить у нас ещё один шедевр, но он смог приехать к нам только на ввод новых актёров, а порой «присутствует» на репетициях по видеосвязи. Однако Лев Борисович посоветовал нам обратиться к его талантливому ученику, Александру Фонарёву. В марте на средней сцене мы увидим премьеру «Утиной охоты» (16+) по Александру Вампилову.
Евгений Валерьевич подытоживает:
– Наш театр работает по системе приглашений, которая позволяет каждому актёру реализоваться, труппе – не вариться в собственном соку, а зрителям – видеть разноплановые спектакли.
Сам он старается смотреть каждый спектакль, идущий в театре, – хотя бы часть. За самоотдачу непременно похвалит. Это отеческое внимание, которое объединяет коллектив.
Высказываю предположение, что, когда остались позади капремонт и ударившая по учреждениям культуры пандемия коронавируса, работать стало спокойнее. Но директор театра отвечает:
– Нет, покоя не ищу, это приводит к застою. Для меня важно развитие, движение вперёд.
Прощаясь, спрашиваю Евгения Валерьевича, стал ли за эти годы Магнитогорск для него родным.
– Я приехал в город, но прежде всего – в театр, – улыбается он. – И это мой дом.