На малой сцене Магнитогорского академического драматического театра имени А. С. Пушкина состоялся показ спектакля Оренбургского государственного областного драматического театра имени М. Горького «Время Z» (16+). Постановка Рифката Исрафилова по одноимённому произведению (16+) Виталия Молчанова отправилась в межрегиональный тур, охвативший Самару, Уфу, Магнитогорск, Челябинск и Екатеринбург, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Поэт, председатель Оренбургского регионального отделения Союза российских писателей, лауреат премии Губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира», премии журнала «Дети Ра», международного фестиваля литературы и искусства «Славянские традиции», лауреат международной литературной премии «Серебряный стрелец», победитель IV международного поэтического конкурса имени С. И. Петрова в 2024 году стал обладателем Премии имени первого главного редактора «Литературной газеты» Антона Дельвига «За верность слову и Отечеству». Директор Оренбургского драмтеатра Павел Церемпилов представил Виталия Митрофановича магнитогорской прессе не только как автора драматического произведения, скомпонованного из стихов и прозаических отрывков, но и как человека, побывавшего в гуще событий на Донбассе, куда он ездил дважды – в 2017 и 2019 году.
Премьера спектакля «Время Z» состоялась 21 июня 2023 года. Цель его создания – патриотическое воспитание тех, кто ничем, кроме гаджетов, не интересуется. Страшные кадры документальной хроники в сочетании с остальным материалом спектакля призваны открыть глаза зрителям на происходящее сегодня. Павел Церемпилов эмоционально говорит о том, как его задевает, что россиян-освободителей украинцы называют оккупантами. А Виталий Митрофанович убеждён, что историческая правда на стороне России: «Они начали первыми». Тему того, что нам нужна победа и сплочённость общества, подхватывают актёры Сергей Шахмуть и Максим Меденюк. Гости из Оренбурга проявляют полное единодушие в понимании патриотизма.
Выбор малой сцены в Магнитогорске не случаен: постановка изначально рассчитана на камерную аудиторию. Чтобы материал на экране, который «гастролирует» вместе со спектаклем, был ближе и доходчивее. Перед началом спектакля на нём ходит волнами российский триколор, который становится фоном для огромной буквы «Z» из георгиевской ленты. Гаснет свет, и архивная видеохроника возвращает зрителей на 10 лет назад – и с каждым сюжетом снова приближает к 24 февраля 2022. Но прежде чем на экране Владимир Путин объявит о начале специальной военной операции, на нас наплывают крупным планом беспорядки в Киеве. Толпа скандирует: «Кто не скачет, тот москаль!» Падает с постамента Пушкин. Пылает пламя пожара в Одесском доме профсоюзов. Убитые и раненые – с предельной достоверностью. Аллея Ангелов в Донецке. Одно за другим – лица и имена погибших детей.
Хроника, безошибочно бьющая по безусловным рефлексам публики, приостанавливается, но кадры из ДНР в сочетании с хрестоматийными документальными кадрами Парада Победы в 1945 будут сопровождать весь спектакль. На Украине, подчёркивают автор и постановщики «Времени Z», Россия борется с нацизмом, и это утверждение иллюстрируется тем, как падают к подножию Мавзолея немецкие знамёна.
На авансцену выходит Максим Меденюк – именно ему предстоит прочесть большую часть стихов Виталия Молчанова, вошедших в спектакль. А песни будут звучать – и в мужском, и женском исполнении – о другой эпохе, о Великой Отечественной войне. Создатели спектакля таким образом проводят связь между эпохами: бойцы СВО продолжают дело дедов и прадедов. Актёры не случайно выходят в военной форме 1941 года. И далеко не сразу сменяют гимнастёрки защитного цвета на современный камуфляж.
Песни сопровождаются пластическими композициями («это не танцы!», предупреждали нас), поставленными Эдуардом Султанбековым. И, конечно, чередуются с прозой и стихами прославленного поэта Оренбуржья. «Нациста не спасёт бронежилет // И не укроют бункерные стены. // Настало время не щадить врагов…» «Гордыни залихватские слова // Насыщены вчерашним перегаром…» Для драматического материала Виталий Митрофанович выбрал строки, бескомпромиссно обличающие врагов. За «лирику» отвечают песни ретро. «Тёмная ночь…» – на первых аккордах замирает сердце каждого, кто родом из СССР. Мы выросли на этих песнях. Так что постановщики точно знают, что нужно сделать, чтобы достучаться до тех, кто в зале. Задача поставлена чёткая. Выполнена ли она? «Каким наше время войдёт в историю, какие выводы мы сделаем из происходящего – зритель решит для себя сам», – гласят афиши и анонсы спектакля. Хочется, чтобы каждый, кто был в зале, думал, анализировал, делал выводы. Чтобы не оказались горькой правдой слова: «История учит тому, что ничему не учит».
«В финале прозвучит песня о России, и зал встанет, вот увидите!» – заверил журналистов Виталий Молчанов перед спектаклем. И действительно, когда в финале под рубленые фразы песни Олега Газманова: «Россия, Россия – в этом слове огонь и сила» сидевшие в первом ряду гости из Оренбурга – поэт и директор театра – встают первыми, аплодируют в такт, подняв руки вверх, – вслед за ними встаёт зал. А как же иначе?