В Магнитогорском академическом драматическом театре имени А. С. Пушкина состоялась пресс-конференция в новом формате.
Директор старейшего учреждения культуры Магнитки Евгений Климов пригласил журналистов в свой кабинет – чтобы изменить привычный сценарий встреч в фойе на третьем этаже и поговорить в камерной, уютной обстановке. А ещё Евгений Валерьевич выстроил разговор как пролог, три действия и эпилог. В прологе он тепло приветствовал гостей и обозначил тематику пресс-конференции. И начался неформальный разговор о важном для театра и интересном для зрителей.
Когда критики… не критикуют
Главной героиней первого действия стала актриса, ведущий мастер сцены МАДТ имени А. С. Пушкина Анна Дашук, которая – как и заслуженная артистка России, актриса и режиссёр МАДТ Надежда Лаврова – стала триумфатором VI Межрегионального (XI областного) фестиваля-конкурса индивидуальных актёрских работ имени В. И. Милосердова. Ироничная история одной некогда влиятельной особы «Старая помпадурша» (16+) по рассказу (16+) Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина произвела настоящий фурор.
Гран-при фестиваля-конкурса имени Владимира Милосердова магнитогорский драмтеатр получает не впервые. Так, в 2019 году этой весомой награды был удостоен моноспектакль Елены Кононенко «Последний румянец» (16+) по мотивам повести марины Цветаевой «Сонечка» (16), в 2022 – поставленный Еленой Лукмановой моноспектакль Марины Крюковой «С неба упали три яблока» (16+) по одноимённой повести (16+) Наринэ Абгарян, который и сегодня украшает репертуар МАДТ имени А. С. Пушкина. Но три награды сразу… Евгений Валерьевич признаётся: по реакции театральных критиков, работавших на фестивале, он предполагал, что могут дать Гран-при. Но и его приятно удивило, когда магнитогорской «драме» вручили ещё два диплома: Анне Дашук – за лучшую женскую роль, Надежде Лавровой – за лучшую режиссуру. Это безусловное признание!
– Задача критиков – прежде всего критиковать, но в адрес спектакля звучали только похвалы, – не скрывая гордости, говорит директор театра Евгений Климов. – Они отметили и богатую речь русского классика. И более того, после просмотра критики с улыбкой поддразнивали друг друга словами Салтыкова-Щедрина, в современном языке утраченными: «Глу́пушка!»
– Да-да, школьники так же реагировали! – смеётся Анна Дашук.
Напомним: отрывки из спектакля показывают подросткам в рамках проекта «Купол» (12+). У ребят есть возможность пообщаться с режиссёром спектакля Надеждой Лавровой, которая участвует в нём и как актриса. Они живо интересуются, трудно ли Анне было выучить столько текста, петь и играть на фортепиано. К слову, Анна Дашук о том и просила Надежду Лаврову – поставить спектакль с её участием, где были бы большие серьёзные монологи. Обыграть глубокий, образный, ироничный текст великого Салтыкова-Щедрина – задача нетривиальная. Но блистательный дуэт Дашук и Лавровой справляется с ней поистине великолепно. Это способны оценить и взыскательные театралы, и неискушённые зрители. После просмотра отрывка школьники часто спрашивают, как поступить на актёра. А у тех из них, кто заинтересовался, чем же закончится история, есть возможность прийти в театр и посмотреть спектакль целиком.
Комедии музыкальная и лирическая
Пообщавшись с журналистами, Анна Дашук отбывает на репетицию, а Евгений Климов объявляет начало второго действия – оно в первую очередь посвящено самой масштабной премьере этого театрального сезона – музыкальной комедии «Один день мисс Петтигрю» (18+) по юмористической книге (16+) Уинифред Уотсон. Спектакль в двух действия, поставленный петербуржцем Олегом Сологубовым, длится два часа 45 минут – и пролетает незаметно.
Это история о Золушке 1930-х годов, которая осознаёт себя по-новому – и её жизнь меняется. В общем-то, это урок для всех нас: стоит задействовать скрытые внутренние резервы, и мир вокруг может преобразиться.
«Один день мисс Петтигрю» раскрывает зрителю новые грани таланта Лиры Андреевой (Лямкиной), которую публика обожает и как острохарактерную актрису, и как яркую вокалистку. В роли мисс Лафосс в разных составах задействованы Маргарита Троицкая, которую магнитогорцы полюбили за главную роль в спектакле «Каштанка» (6+) и роль девочки Таи в сказке «Цветик-семицветик» (6+), и работающая в МАДТ имени А. С. Пушкина первый сезон Анастасия Александрова – прекрасная возможность проявить себя! В спектакле участвует плеяда самых популярных актёров драмтеатра имени А. С. Пушкина: Павел Едрёнкин, Игорь Панов, Евгения Елагина, Анатолий Баженов, Сергей Меледин, Андрей Майоров, Анастасия Калинникова, Павел Махлин, Максим Возыков…
Показы искромётной музыкальной комедии идут по выходным – 16, 17, 30 ноября, 1 декабря… В спектакле используется огромный светодиодный экран, выводящий зрелищность на новый уровень. Незабываемые впечатления гарантированы.
И совсем другая, но тоже замечательная комедия, премьера которой состоялась в начале этого сезона, – «Белая ночь» (16+), поставленная Андреем Майоровым. Уже само название отсылает в город на Неве – именно там происходит действие лирической комедии, которую в уютной камерной обстановке на малой сцене представляют пять разноплановых актрис МАДТ имени Пушкина – Алёна Зубова, Евгения Елагина, Анастасия Калинникова, Маргарита Троицкая и Дарья Спиридоненко.
Спектакль идёт всего час – но как много вмещает этот час! После спектаклей бывают и обсуждения – а это возможность и выплеснуть эмоции, и найти единомышленников, и найти новых друзей.
«Смешная, нежная, дерзкая и неожиданная история, заставляющая искренне сопереживать, радоваться, плакать и восхищаться, – гласит аннотация спектакля. – Это история о том, что никогда не поздно изменить свою жизнь к лучшему и наконец-то обрести долгожданное счастье, которое живёт внутри каждого из нас. Нужно просто набраться смелости и выпустив его на свободу из клетки постоянных сомнений и надуманных страхов». Не кажется ли вам, что это другой взгляд на вечно актуальную проблему раскрытия и принятия себя, которая звучит и в «Одном дне мисс Петтигрю»? Словом, идти надо на оба спектакля. Вот только попасть на «Белую ночь» непросто – билеты разлетаются как горячие пирожки, а мест на малой сцене не так много. Так что ловите удачу и следите за афишей на официальном сайте МАДТ имени А. С. Пушкина https://dramteatr.com/.
О любви и самовлюблённости
Директор театра объявляет начало третьего действия – и предоставляет слово режиссёру из Санкт-Петербурга, который в апреле 2025 года порадует нас спектаклем по Чехову. Константин Соя этой весной участвовал в театральных лабораториях, которые в Магнитогорске провёл Театр Наций. Тогда он поставил с нашими актёрами этюд по «Школе злословия» (16+) Ричарда Бринсли Шеридану.
Вопрос, с каким материалом работалось легче, с Шериданом или с Чеховым, не ставит режиссёра в тупик.
– С магнитогорской труппой мне работать легко! – уверенно говорит Константин Соя, ученик петербуржца Григория Козлова, мелодрама в постановке которого «Двое на качелях» (2010, 16+) по сей день в репертуаре МАДТ. Кстати, наставник Константина, Г. М. Козлов, в 2013 году выпустил актёрский курс в Магнитогорской государственной консерватории имени М. И. Глинки, в составе которого был Иван Погорелов, ныне – один из ведущих актёров МАДТ, любимец магнитогорской публики. Интересно наблюдать за ниточками творческих связей в мире театра. Думается, не случайно Константин Соя не только принял участие в театральных лабораториях в МАДТ, но и вышел с инициативой сотрудничества с театром. Мечты сбываются.
Итак, ранний Антон Павлович Чехов – и его драматургия тех времён, когда его ещё не именовали по имени-отчеству. Пьесу «Без названия» (16+), она же «Безотцовщина» или «Платонов», Чехов написал в 18 лет, гимназистом, а обнаружили её через 19 лет после его смерти. Обилие текста и действующих лиц привело к тому, что пьесу ставят с купюрами – и у каждого режиссёра свой подход к материалу. Так, Александр Адабашьян и Никита Михалков использовали пьесу как основу для сценария фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977, 12+). В сюжете были использованы и другие произведения Чехова. После этого пьеса по мотивам фильма (12+) была поставлена Михалковым на римской сцене с Марчелло Мастроянни в главной роли.
Константин Соя ориентируется на инсценировку Адольфа Шапиро – но внёс и собственный вклад. Получился ранний Чехов с вкраплениями позднего Чехова. А кроме того, питерский режиссёр приветствует работу в сотворчестве с актёрами.
На вопрос, увидим мы классическую постановку или осовремененную, Константин отвечает:
– Не осовременивание, но и не реконструкция.
«Платонов» (какое «официальное» название получит спектакль, узнаем ближе к премьере) привлекает исповедальностью Чехова, его умением медицински точно поставить диагноз себе и обществу, беспощадностью к собственным порокам. Сегодня мы всё те же: мечемся между любовью и самовлюблённостью, бесплодно рефлексируем о прошлом, о том, что могло бы сбыться, но не сбылось, и не умеем наслаждаться тем, что есть, быть счастливыми.
– Для меня большая честь работать с художником-постановщиком Алексеем Вотяковым, – говорит Константин Соя и называет других участников своей команды – это хореограф Римма Саркисян и художник по свету Александр Лебедь, оба работают в Санкт-Петербургском академическом театре имени Ленсовета. Вероятно, ближе к премьере сможем встретиться и с ними.
Рождественская сказка
Евгений Климов объявляет, что пришло время эпилога. «На сладкое» – несколько слов и новогодней кампании, которая начнётся 23 декабря и завершится губернаторской ёлкой 8 января. Актриса МАДТ имени А. С. Пушкина Александра Кохан получила режиссёрское образование и использует новые профессиональные навыки в постановке сказки «Овечки в поисках Рождества» (6+). Наверняка эта удивительная история тронет сердца и больших, и маленьких зрителей и создаст поистине новогоднее настроение.