Всё-таки ограничительные меры в сфере культуры не прошли бесследно. Видимо, соскучившись по зрителю и борясь за его внимание, даже давно знакомые спектакли неожиданно обросли новыми эпизодами и смыслами. Уж кажется, как ни смотрена-пересмотрена и любима зрителем наизусть «Изобретательная влюблённая» (12+) в режиссуре Андрея Горбатова – и её не обошло веяние: Лопе де Вега удивился бы, узнав, что Фениса так прижилась на магнитогорской сцене, что отмечает на ней день рождения.
Если быть совсем точным, это исполнительница заглавной роли Анна Дашук вместе с театралами отметила свой пусть не юбилей, но как минимум полукруглую дату. Думала, просто отрепетирует один-два вставных эпизода, чтобы день в день встретить именины полюбившимся горожанам спектаклем с небольшой интермедией. И в самом деле, словно раскрыла душу исполнением «Ангела-хранителя» – «молитвой» Ирины Суриной.
Петь и танцевать Анна с детства любит, а главное, умеет. Сотрудничество с театром оперы и балета позволило отточить навыки, в чём зрители не раз убедились за время спектакля. Но уже с «Ангела-хранителя» всё пошло по непредсказуемому сценарию: в полутьме зрительного зала в такт закачались фонарики. А эпизоды, исполненные другими артистами магнитогорской «драмы» и оперного театра в подарок имениннице, отрепетированные за закрытыми от неё дверями, стали огромным сюрпризом: именинница знала только, в какой момент канва спектакля прервётся вставкой. Так и появились в «Изобретательной влюблённой» «подарочные» сцены, шутливо отсылающие к дню рождения и вообще шумному празднованию: падение гостя лицом в торт, джигитовка на «настоящем» коне, варьете, кубинская «Голубка» и восточная «Лада седан – баклажан», музыкальное посвящение героине дня от директора театра Евгения Климова. И уж никак виновница торжества не могла предвидеть, что в одном из эпизодов спектакля вместо исполнителя роли Эрнандо Владимира Богданова в том же костюме появится Юрий Дуванов, заменит положенную по авторскому тексту реплику поздравлением, вручит букет и исчезнет, чтобы следом как ни в чём ни бывало вновь появился Богданов. Именинница не отставала в эксцентричности, время от времени позволяя своей героине появляться перед зрителем вместо гишпанского платья в костюмах, отсылающих к другим «дашукским» ролям: то серенький просторный комбинезон из «Времени женщин», то шорты и майка из «Этих весёлых бабочек». И танцы, танцы, танцы. В общем, весёлый капустник в чистом виде. Не случайно сидевший по соседству с журналистами малыш в антракте волновался насчёт следующего акта: «А вторая серия будет?» – понравилось.
Он ещё не знает, какой насыщенный, длиной в прожитое, пролог был у этого весёлого спектакля. Деревенское детство, созданные в селе и семье богатые возможности для развития творческих способностей, сохранённое в душе с нежного возраста острое ощущение счастья и память о тёплой атмосфере родительского дома, перепаханные в пору взросления успехи и разочарования, дважды – материнство, работа с прославленными режиссёрами, собранные по крупицам наблюдения за мимикой, пластикой, выражением эмоций, проживание чужих историй и погружение в судьбы сыгранных персонажей. И – неистребимый молодой кураж, о котором, передавая имениннице поздравление главы города, главный специалист управления культуры Наталья Климова сказала, что если на сцене Дашук, то кураж – по обе стороны рампы.
Но в этот раз у именинницы, благодарившей после спектакля товарищей по сцене и зрителей, в голосе звенели слёзы. Однако и тут Дашук осталась верна замыслу, появившись в последней сцене «Изобретательной влюблённой» в костюме Снегурочки. Думается, Лопе де Вега бы одобрил: хорошему спектаклю шутливая «вторая серия» не помеха – не всё ж серьёзничать.
Досье «ММ»
Анна Дашук – выпускница театрального отделения при Государственной консерватории имени М. Глинки, курс Валерия Ахадова. С 1997 года – актриса Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина.
Сыграла в спектаклях Марии Большаковой: Акулину Гавриловну Красавину, сваху в «Тайных мечтаниях г-на М. Бальзаминова» (12+) по мотивам пьесы Александра Островского, Ануш, мать Микича в «Хануме» (12+) по пьесе Авксентия Цагарели, у Алексея Вотякова в «Женитьбе» (16+) по пьесе Николая Гоголя – Купердягину Агафью Тихоновну и во «Времени женщин» (16+) по тексту Елены Чижовой – Антонину, у Марины Глуховской в «Беге» (12+) Михаила Булгакова – Серафиму Корзухину, у Льва Эренбурга в «Грозе» (16+) Александра Островского – Катерину. «Гроза» стала лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма», а Анна Дашук – за роль Катерины в 2007 году награждена премией журнала «Театр».
В следующем театральном сезоне зрители надеются увидеть Анну Дашук в спектаклях «12 стульев» по Ильфу и Петрову и «Лавр» по Евгению Водолазкину.
По собственному признанию, к работе в массовке Дашук относится с той же серьёзностью, что и к главным ролям.